ЗЕЛЕНАЯ ВОЛНА 11Страницы 22—29В каждой из социалистических стран, развитие экономики которых отмечено сейчас массовой автомобилизацией, вопросы безопасности движения привлекают всеобщее внимание, играют важную роль в охране жизни и здоровья граждан. При различных местных особенностях проблемы эти, надо отметить, имеют немало общих черт, что позволяет нашим странам выработать единую программу предупреждения несчастных случаев на дорогах, шире распространить наиболее эффективные методы работы. В последние годы государства социалистического содружества стали сотрудничать в этой области особенно тесно и плодотворно. Наш журнал уже рассказывал о деятельности созданной при Постоянной комиссии по транспорту СЭВ рабочей группы по безопасности дорожного движения, о ее усилиях в совместном решении ряда технико-экономических вопросов обеспечения безаварийной езды, в координации научных исследований по безопасности дорожного движения. А вот в конце минувшего года в Москве прошло и первое Консультативное совещание дорожной милиции (полиции) социалистических стран. На нем делегации Болгарии, Венгрии, ГДР, КНДР, Кубы, Монголии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии обсудили пути и способы снижения дорожно-транспортныхНАВЕНГРИЯ. Усиление интенсивности движ енияв Будапеште выдвинуло в качестве отдельной задачисоздание сети пеш еходных переходов. После детального изучения отечественного изарубежно ­ го опытаспециалистыразработали спец иальныйпроект их размещения . Одновременно с автомобильными дорогами по интенсивностидвижениябыли классифицированы н пешеходные переходы. В зависимости от плотности пешех одных потоков установлены места, где требуетсясооружатьподземные переходы, вводить светофорноерегулирование или просто наноситьспециальную разметку надорожномпокрытии . ПОЛЬША. И нженерыиз Гданьска сконструировали транзисторный регулятор с фотоэлементом, который автоматически плавно изменяетинтенсивность света фарв соответствии сокружающимиусловиями . Автомат не забудет отреа гировать подобным образомна свет встречных автомобилей при разъездах на ночной дороге. ПОЛЬША. На предприятии «Стомиль» начато производство придорожных столбиков изрезиновых отходов. Эксперим ентальнаяпроверка (она проводилась на одной изавтомагистралейблиз Варшавы) выявила существенные преимущ естварезиновых столбиков для безопасности движения перед обычными бет онными . В ближайшие годы они будут установленынаважнейших автомобильн ых дорогах республики . АНГЛИЯ. З десь создан универсальный дорожный знак, рассчитанный на 50 различных символов и обозначений. Смена изображений происходит по тел ефонному сигналу. Такой знакнайдетприменениевавтоматизированных сист емахуправлениядвижением , оснащенных компьютерами. АНГЛИЯ. И нженерыфирмы «Данлоп» разработали способ принудительной сигнализации, сообщающей не только водителю, н он всем окружающимо том, что протектор автомобильнойшины изн ошен до недопустимой степени. В «теле» такой шиныскрыто слово «стоп», которое проявляетсяпри износе протектора. ИНДИЯ. В крупнейшем городе страны Бомбее транспорту, представленному главным образом железной дорогой и автобусами, с тановитсявсе труднее в связи свозрастающей интенсивностью движения. Недостаточная пропускная способность улиц приводит не только кперегрузкеподвижного состава, но икзаторам . В такихусловияхскорость автобусов иногда падает до 6 км/час. Сейчас планируется не только реконструк ­ ция дорог, но и строительство метрополитена. 22ДОБРОВОЛЬНЫЕР. БОЙЧЕВ, начальник ГАИ МВД Болгарии Закон одорожном движении в Болгарии, вступивший в силу в 1974 году, решил и вопрос об участии общественности в борьбе против нарушений правил движения, а также о передаче ей некоторых контрольных функций. И м определены, в частности, те органы, которые компетентны устанавливать факты нарушения правил движения, и в этом перечне указаны не только штатные подразделения Министерства внутренних дел, Министерства транспорта и Министерства народной обороны, но и специализированные добровольные отряды трудящихся, контролирующие движение. Отряды эти создаются у нас по территориальному и производственному принципу, а 'принимают в них граждан не моложе 18 лет, которые, к роме личного заявления, представляют и письменную рекомендацию предприятия, учреждения. Дружинник, занимающийся контролем за движением, обязан воздействовать на нарушителей правил прежде всего методом убеждения, но может прибегнуть ик мерам другого порядка. Он имеет право оштрафовать водителя за малозначительный проступок на сумму до 5 левов (для этого ему выдается квитанционная книжка). При серьезных нарушениях правил он составляет акт и отсылает его в органы Министерства внутренних дел, которые решают вопрос о мере наказания. Д ружиннику предоставлено право остановить любое транспортное средство, своевременно подав соответствующий сигнал жезлом или красным фонарем, а также проверить документы водителя. В определенных случаях (нетрезвость водителя, неисправность транспортного средства и др.) он может задержать эти документы и запретить дальнейшее движение. Существует у нас и так называемая сигнально-информационная система, позволяющая следить за поведением водителей на дорогах. По существу, это широкая система негласного общественного контроля. Для этой работы мы привлекли наиболее дисциплинированных и знающих шоферов, постоянно курсирующих на автомобильных трассах. О замеченных нарушениях правил они сигнализируют ГАИ специальной почтовой открыткой. Этот рапорт посылается только в том случае, если проступок водителя носил характер грубого нарушения правил — имеются в виду превышение скорости, неправильный обгон, несоблюдение преимущественного права и т. д., а сам дружинник был очевидцем этого. При окружных управлениях внутренних дел на общественных началах действует группа для обработки такбй информации. Полученные сигналы рассматриваются а десятидневный срок, а хранятся в ГАИ а течение трех лет. Среди воспитательных мероприятий для повышения безопасности и культуры движения, последнее хочу подчеркнуть особо, наиболее массовым в 'Болгарии стало соревнование «Золотой руль», в котором участвуют и «се автолюбители. От соревнующихся требуется не только соблюдение правил, установленных Законом одорожном движении, но и высокая сознательность, дисциплина и аккуратность в езде. Лучшим из лучших вручается значок «Золотой руль» и денежная премия. А самое высокое отличие, которое присуждается Союзом болгарских автомобилистов,— звание «Образцовый водитель». Его присааивают тем, к то проявил в соревновании