« * КHJIСКОРОСТЬ ЖИЗНИРев автомобильного двигателя тонул в радостном гаме болельщиков. Многие из них приехали в Первомайск из других городов и районов поболеть за «своих». Соревнование по скоростному маневрированию среди таксомоторных парков Ворошиловградской области подходило к концу. Команда Ворошиловграда стартовала в числе последних. По условиям соревнования все участники выступали на одном автомобиле, и когда Виктор Шемшура сел за руль, «Волга» была практически неисправна — «подгоревшее» сцепление пробуксовывало. Виктор с сожалением вспомнил свою «Волгу», на которой тренировался, ее перебрали и пересмотрели до механизма стеклоподъемников. Эта же «уставшая» машина была не слишком послушна, но ничего не поделаешь — нужно выходить на старт. Виктор вывел автомобиль на почерневший от стирающейся резины покрышек автодром и подумал о том, что главное в сегодняшней схватке при сложившейся ситуации (почему-то он окрестил свое выступление словом «схватка») не потерять очков на невыполненных фигурах. Пусть это даже будет оплачено дорогим временем. Издвух зол он выбрал меньшее. Предстояло выполнить десять фигур — любую из них только разве совершенно незнакомый с автоспортом человек может назвать простой. Нет, совсем не просто на ходу снять со стойки кольцо и вновь надеть, не просто двумя колесами одного борта проехать между столбиками, которые отстоят один от другого на расстоянии, чуть большем, чем профиль шины, особенно если впервые участвуешь в таких соревнованиях. Он шел с фигуры на фигуру так, будто сражался в рукопашной схватке. По лицу полз пот от сильного напряжения. Ему казалось, что весь он расчленен на отдельные части: ноги сами по себе манипулировали педалями «газа», тормоза и сцепления, руки делали свое дело, глаза впивались в маяки контрольных стоек: «несбить, не сбить». И это ему почти удалось. Только на «тещином дворе» Виктор потерял 30 очков — задел ограничитель. Между тем моментом, когда он пересек линию старта, и временем, когда, подъехав к финишной черте, заглушил двигатель, прошло совсем немного времени, а ему казалось, что это были часы. Он никогда так не уставал, даже после самой трудной смены, после самой длинной дороги. А через несколько минут автодром рукоплескал команде ворошиловградского таксомоторного парка. Она стала победительницей соревнований. Ближайшие соперники — таксисты города Первомайска оказались на втором месте. Что чувствовал Виктор Шемшура, о чем думал, стоя на ступеньке пьедестала почета с римской цифрой I? Он ответил мне : «О бежевых «Жигулях». Я, естественно, ничего не понял, и вероятных героев предстоящих соревнований. Помнится, в финальную пульку V Всесоюзной спартакиады по военно-техническим видам спорта, проходившей в 1970 году, вошли команды РСФСР, Латвии, Казахстана и Москвы. В таком порядке они и заняли тогда места: победу праздновал «Автомобилист» из Элисты, почти в полном составе защищавший спортивную честь Российской Федерации, а вторая ступенька на спартакиадном пьедестале досталась мотоболистам колхозной команды «Адажи», выступавшим как сборная Латвии. С тех пор произошли немалые изменения. Свои позиции сохранил только «Автомобилист». Р ижанам все последние годы ни разу не удалось добраться до финала розыгрыша Кубка СССР. Зато у мотоболистов Элисты появился другой грозный конкурент — полтавский «Вымпел». Именно он, начиная с 1971 года, неизменно противостоял именитому претенденту в финальных кубковых играх. Говорят, что поражение иной раз полезнее победы. Это утверждение в полной мере можно адресовать «Автомобилисту». Сохранив состав, он предстал в минувшем спортивном сезоне вновь грозным мотобольным коллективом. Весь чемпионат страны был пройден без единого поражения, и в итоге — золотые медали победителей. По-тогда он рассказал историю, которую, кстати, вряд ли поведал бы, обернись дело по-другому. Это случилось еще в первый год его работы водителем такси. Он возвращался в Ворошиловград из Северодонецка. «Шел по трассе» — к ак принято говорить у водителей. Время было погожее — светлый летний день. Шел со скоростью, какую позволяла хорошая дорога, хорошая видимость. И вот на подъеме, на самой макушке холма на его сторону, словно нацелившись для лобового удара, выскочила машина «Жигули» бежевого цвета. Водитель ее, очевидно, пошел на обгон на подъеме. Виктор увидел искаженное лицо — такое -лицо бывает, когда смотришь через бракованное стекло: одни угловатые ужасные складки. Водитель «Жигулей» отпустил руль, руками он прикрывал голову. Шемшура ногами «выстрелил» по педалям, принял круто вправо. При торможении машину занесло, и тогда он бросил руль в сторону заноса. Выбитый щебень застучал по днищу. Машина остановилась на краю высокой насыпи. В те минуты, пожалуй, он почувствовал усталость, сравнимую теперь с той, которая появилась после выступления на областных соревнованиях. Тело одеревенело, и в нем стучало сердце — так, к ак стучит коренными подшипниками заклиненный двигатель. Он вышел из машины и долго сидел на жесткой траве обочины, дышал степным воздухом. Тот, в «Жигулях», умчался. Виктор не успел даже увидеть номерной знак. Реакции едва хватило, чтобы уйти от смертельного удара, уйти растерянно, в общем без всякого расчета. Вот тогда он понял, к ак мало еще ловина задачи выполнена. Оставалась не менее трудная — столь же успешно выступить в Кубке. Предварительные, отборочные матчи «Автомобилист» провел легко. Самым серьезным экзаменом был полуфинал, в котором элистинцы встретились с будущим союзником по Спартакиаде —, невинномысским «Кавказом». Победа досталась чемпиону со счетом 6 : 2. По сути дела, спартакиадной репетицией стал другой полуфинальный матч, в Полтаве, где «Вымпел»,, серебряный призер только что закончившегося первенства страны, принимал «Адажи» и выиграл со счетом 4 : 1. Таким образом, в финале снова встретились старые соперники. По условиям розыгрыша Кубка СССР решающие поединки проводятся дважды — на полях обеих команд. Первый матч, в Элисте, вопреки ожиданиям поклонников «Автомобилиста*, не принес победы хозяевам — 3 : 3 . Теперь шансы «Вымпела» котировались выше — у себя дома при горячей поддержке зрителей он играет особенно мощно. Встречу в Полтаве наблюдало около 15 тысяч любителей мотобола. Это был яркий, динамичный поединок двух классных команд. На 5-й минуте лидер атак «Вымпела» В. Кудинов открыл счет. Казалось, что вот-вот хозяева закрепят успех. Но недаром «Автомобилист» пользуется репутацией команды,МОТОБОЛ:спартакиадная репетицияРозыгрыш Кубка СССР по традиции венчает спортивный сезон у мотоболистов. Этот старейший приз, который положил начало официальным мотобольным соревнованиям в нашей стране (тогда он именовался Кубком журнала «За рулем»), очень популярен среди спортивных коллективов. И не только потому, что победа в Кубке всегда почетна. Раз в четыре года соревнования эти проходят по программе Всесоюзной спартакиады, с той лишь разницей, что большинство сильнейших клубов борются за почетный трофей под флагами сборных команд республик. Вот почему такой большой интерес вызвал последний розыгрыш Кубка СССР. Ведь состоялся он в канун финальных соревнований VI летней Спартакиады народов СССР. Таким образом, минувшие кубковые поединки были генеральной репетицией перед решающими спартакиадными выступлениями. Они довольно ярко показали сложившееся ныне соотношение сил в нашем мотоболе, наметили наиболее 34