22
23
24
ЗЕЛЕНАЯ ВОЛНА 11Страницы 22—29В каждой из социалистических стран, развитие экономики которых отмечено сейчас массовой автомобилизацией, вопросы безопасности движения привлекают всеобщее внимание, играют важную роль в охране жизни и здоровья граждан. При различных местных особенностях проблемы эти, надо отметить, имеют немало общих черт, что позволяет нашим странам выработать единую программу предупреждения несчастных случаев на дорогах, шире распространить наиболее эффективные методы работы. В последние годы государства социалистического содружества стали сотрудничать в этой области особенно тесно и плодотворно. Наш журнал уже рассказывал о деятельности созданной при Постоянной комиссии по транспорту СЭВ рабочей группы по безопасности дорожного движения, о ее усилиях в совместном решении ряда технико-экономических вопросов обеспечения безаварийной езды, в координации научных исследований по безопасности дорожного движения. А вот в конце минувшего года в Москве прошло и первое Консультативное совещание дорожной милиции (полиции) социалистических стран. На нем делегации Болгарии, Венгрии, ГДР, КНДР, Кубы, Монголии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии обсудили пути и способы снижения дорожно-транспортныхНАВЕНГРИЯ. Усиление интенсивности движ енияв Будапеште выдвинуло в качестве отдельной задачисоздание сети пеш еходных переходов. После детального изучения отечественного изарубежно ­ го опытаспециалистыразработали спец иальныйпроект их размещения . Одновременно с автомобильными дорогами по интенсивностидвижениябыли классифицированы н пешеходные переходы. В зависимости от плотности пешех одных потоков установлены места, где требуетсясооружатьподземные переходы, вводить светофорноерегулирование или просто наноситьспециальную разметку надорожномпокрытии . ПОЛЬША. И нженерыиз Гданьска сконструировали транзисторный регулятор с фотоэлементом, который автоматически плавно изменяетинтенсивность света фарв соответствии сокружающимиусловиями . Автомат не забудет отреа гировать подобным образомна свет встречных автомобилей при разъездах на ночной дороге. ПОЛЬША. На предприятии «Стомиль» начато производство придорожных столбиков изрезиновых отходов. Эксперим ентальнаяпроверка (она проводилась на одной изавтомагистралейблиз Варшавы) выявила существенные преимущ естварезиновых столбиков для безопасности движения перед обычными бет онными . В ближайшие годы они будут установленынаважнейших автомобильн ых дорогах республики . АНГЛИЯ. З десь создан универсальный дорожный знак, рассчитанный на 50 различных символов и обозначений. Смена изображений происходит по тел ефонному сигналу. Такой знакнайдетприменениевавтоматизированных сист емахуправлениядвижением , оснащенных компьютерами. АНГЛИЯ. И нженерыфирмы «Данлоп» разработали способ принудительной сигнализации, сообщающей не только водителю, н он всем окружающимо том, что протектор автомобильнойшины изн ошен до недопустимой степени. В «теле» такой шиныскрыто слово «стоп», которое проявляетсяпри износе протектора. ИНДИЯ. В крупнейшем городе страны Бомбее транспорту, представленному главным образом железной дорогой и автобусами, с тановитсявсе труднее в связи свозрастающей интенсивностью движения. Недостаточная пропускная способность улиц приводит не только кперегрузкеподвижного состава, но икзаторам . В такихусловияхскорость автобусов иногда падает до 6 км/час. Сейчас планируется не только реконструк ­ ция дорог, но и строительство метрополитена. 22ДОБРОВОЛЬНЫЕР. БОЙЧЕВ, начальник ГАИ МВД Болгарии Закон одорожном движении в Болгарии, вступивший в силу в 1974 году, решил и вопрос об участии общественности в борьбе против нарушений правил движения, а также о передаче ей некоторых контрольных функций. И м определены, в частности, те органы, которые компетентны устанавливать факты нарушения правил движения, и в этом перечне указаны не только штатные подразделения Министерства внутренних дел, Министерства транспорта и Министерства народной обороны, но и специализированные добровольные отряды трудящихся, контролирующие движение. Отряды эти создаются у нас по территориальному и производственному принципу, а 'принимают в них граждан не моложе 18 лет, которые, к роме личного заявления, представляют и письменную рекомендацию предприятия, учреждения. Дружинник, занимающийся контролем за движением, обязан воздействовать на нарушителей правил прежде всего методом убеждения, но может прибегнуть ик мерам другого порядка. Он имеет право оштрафовать водителя за малозначительный проступок на сумму до 5 левов (для этого ему выдается квитанционная книжка). При серьезных нарушениях правил он составляет акт и отсылает его в органы Министерства внутренних дел, которые решают вопрос о мере наказания. Д ружиннику предоставлено право остановить любое транспортное средство, своевременно подав соответствующий сигнал жезлом или красным фонарем, а также проверить документы водителя. В определенных случаях (нетрезвость водителя, неисправность транспортного средства и др.) он может задержать эти документы и запретить дальнейшее движение. Существует у нас и так называемая сигнально-информационная система, позволяющая следить за поведением водителей на дорогах. По существу, это широкая система негласного общественного контроля. Для этой работы мы привлекли наиболее дисциплинированных и знающих шоферов, постоянно курсирующих на автомобильных трассах. О замеченных нарушениях правил они сигнализируют ГАИ специальной почтовой открыткой. Этот рапорт посылается только в том случае, если проступок водителя носил характер грубого нарушения правил — имеются в виду превышение скорости, неправильный обгон, несоблюдение преимущественного права и т. д., а сам дружинник был очевидцем этого. При окружных управлениях внутренних дел на общественных началах действует группа для обработки такбй информации. Полученные сигналы рассматриваются а десятидневный срок, а хранятся в ГАИ а течение трех лет. Среди воспитательных мероприятий для повышения безопасности и культуры движения, последнее хочу подчеркнуть особо, наиболее массовым в 'Болгарии стало соревнование «Золотой руль», в котором участвуют и «се автолюбители. От соревнующихся требуется не только соблюдение правил, установленных Законом одорожном движении, но и высокая сознательность, дисциплина и аккуратность в езде. Лучшим из лучших вручается значок «Золотой руль» и денежная премия. А самое высокое отличие, которое присуждается Союзом болгарских автомобилистов,— звание «Образцовый водитель». Его присааивают тем, к то проявил в соревновании НААОРОГАХпроисшествий, обменялись опытом работы в достижении этой цели. Представляется знаменательным тот факт, что особое внимание совещание уделило не чисто, так сказать, милицейским вопросам, а формам участия в работе по повышению безопасности дорожного движения широких масс общественности. В самом деле, не умаляя значения материально-технического обеспечения дорожной безопасности, надо признать, что решающее влияние здесь оказывают правильные или неправильные действия человека, участника движения. Роль же общественности в формировании поведения каждой отдельной личности огромна, и этот фактор нельзя не использовать. Думаем, для наших читателей, многие из которых сами являются общественными автоинспекторами и дружинниками, опыт наших зарубежных друзей представит определенный интерес. Поэтому наш корреспондент обратился к нескольким участникам международного совещания с просьбой рассказать коротко о структуре общественных организаций, работающих в области безопасности движения, о правах и обязанностях их членов в надзоре за движением, о наиболее интересных формах воспитательной работы с водителями и пешеходами. Вот что они ответили на его вопросы.ИТАЛИЯ. Большое количество индивидуа льных автомобилей в Риме на исторически сложившихсяузких улицах города создает серьезные , трудности в организации транспортного обслуживания жителей . Городские власти видят решение вопроса только в развитии общественного транспорта и обеспечении ему преимуществадвижения на автомагистралях. Если ширина улиц оказывается недостаточной для выделения автобусам специальных полос, их временно будут делать односторонними внаправлении преимущественного движения. Для подъезда к историческим местам наиболее благоприятные условия предоставлены туристским автобусам. КАНАДА. Ухудшение окружающей среды в городах привело градостроителей к мысли отказаться от привычной уличной сети. Они предлагают создавать над проезжей частью целые пространственн ые городские образования , где будут размещаться не только жилые дома, но иинженерныекоммуникации , автостоянки, общественные сооружения. В этом случае территории , которые обычно используются для строительства домов, могут быть отданы под зеленые насаждения. Однако, к акуказывают сами авторы , речь идет о дорогах местного значения . Скоростные магистрали, по их мнению, следует прокладывать на некотором удалении от жилья . США. Для воспитания дисциплины у пешеходов с детства городские властивнекоторыхштатах проводят во всех нач альныхшколах «дни безопасности». В эти дни специалисты-транспортники выступают перед школьникамис докладами, демонстрируют фильмы , пропаганд ирующиеправила движения, устраивают красочныевыставки . Ш кольники не являются пассивными слушателями, а сами разыгрывают небольшие сценки, что позволяет вувлекательнойи доходчивой форме довести до сознания ребят правиладвижениятранспортаи пешеходов. Статистики утверждают, что затраты на проведение этих «дней» окупаются во много раз . С нижается количество дорожно-транспортных происшествий, особенно с молодыми людьми. США. Возросло количество дорожных происшествий с грузовыми автомобилями. Считают, что причиной тому появление новыхмашинсбольшими скоростными возможностямииснижение требований кпрофессиональной подготовке водителей. ТУРЦИЯ. Ч ерез Стамбул, не переставая . течет поток автомобилей из Европы в Азию и обратно. Поэтому на повестку дня встал вопрос об улучшении уличнодорожной сети города, к оторая мало пригодна для интенсивного автомобильного движения . Делается многое, чтобы решить проблему удобного и скоростного подъезда к мосту через Босфор — с троятсяэстакады , путепроводы и т. д. Однако несмотря на то. что мост, соедин яющий Европу и Азию, сооружен в 1973 году, он уже едва справляетсяс мощным наплывом автомобилей. Учит ывая это, п роектировщики разработали еще один мостовой переход, который будет законченк 1990 году и сможет пропускатьсвыше 80 тысяч автомобилей в сутки. ФИЛИППИНЫ. Вскоре вдоль всего архипелага можно будет проехать по современной автостраде. З авершается строительство «Панфилиппинской дороги». Она берет начало на северном побережье острова Лусон в городе Аппари и ведет через Манилу и Легаспи в Матног. Далее автострада проходит по островам Самар, Лейте и Минданао, где заканчивается на южном побережье в городе Давао. Между островами будут курсировать паромы. Автостраде придают большое значениев развитии экономики страны, рассчитывают, что она существенно усилит приток туристов. 23СТРАЖИ ПОРЯДКАтакие решающие для образцового порядка на дорогах страны качества, как дисциплинированность, корректность, товарищество, взаимная предупредительность. Каждый удостоенный этого звания получает денежную премию Государственного страхового института и преимущественное право на услуги Союза болгарских автомобилистов. К. ЛАДВАНСКИ, начальник ГАИ МВД Венгрии Большую работу по предупреждению дорожных происшествий ведет у нас на общественных началах Всевенгерский совет безопасности движения. Ему подчинены двадцать территориальных советов во всех областях ив Будапеште. Почти пять тысяч членов этих советов являются пропагандистами и инициативными исполнителями всех государственных решений по проблемам безопасности движения. В то же время они изучают настроения и взгляды людей по этим вопросам, направляют и формируют общественное мнение, В своей работе они опираются на широкий актив районных и городских советов. Мы считаем, что для повышения безопасности движения прежде всего надо найти способы наиболее быстро и полно обучить население, а не только водителей, порядку движения и, стало быть, знанию всей совокупности правил, знаков, сигналов, обеспечивающих жизнь и здоровье людей, особенно в условиях больших городов. А кроме того, как мы говорим, воспитать мораль движения. К сожалению, и среди водителей и среди пешеходов еще довольно много эгоистов, которые часто и намеренно нарушают писаные и неписаные законы дорог. Наша цель в том, чтобы общественность не только осудила бы их, но и восстала против такого поведения «черных рыцарей шоссе». Чтобы сформировалась мораль, для которой стало бы характерным добровольное уважение правил движения, взаимопомощь и взаимопонимание. Этой стороне дела, повышению активности общественного мнения и его влияния мы отводим сейчас главное место. Хорошие результаты дает здесь совместная работа Совета безопасности движения и Венгерского автоклуба. Сообща они ежегодно проводят среди водителей-профессионалов и автолюбителей массовые соревнования. Вот девизы только нескольких таких кампаний, осуществленных в последнее время: «Больше автомобилистов — больше и видят», «Будь человечным на дороге!», «Больше света — выше безопасность». Результаты этих мероприятий, конечно, цифрами не измерить. Однако только тот факт, что в ходе кампании «Больше автомобилистов — больше и видят» было внесено около десяти тысяч замечаний и предложений по повышению безопасности движения, говорит о многом. А как ощутимо поднялась культура движения и взаимопонимание между водителями и пешеходами после конкурса «Будь человечным на дороге!». В Будапеште большим успехом пользуется конкурс «Самый вежливый водитель». Таких «самых» Совет безопасности движения награждает «Похвальными грамотами» (профессионалов) и «Лотерейными билетами за вежливость» (автолюбителей). Затем все отмеченные этим званием участвуют в розыгрыше ценных подарков. НА ДОРОГАХПривлечению внимания общественности к вопросам организации движения служит и существующий в Будапеште «Клуб «пикового» движения». В его пунктах любой гражданин может записать или продиктовать свои соображения по этим вопросам. Например, только общественная комиссия, занимающаяся сбором такой информации в Будапеште, за один год рассмотрела более двух тысяч предложений. А столичное управление милиции создало телефонную службу, которая но только отвечает на различные вопросы, связанные с дорожным движением, но и дает необходимые рекомендации. Г. МАЛЛИ, начальник дорожной полиции МВД ГДРФРАНЦИЯ. Ежегодно автомобильный парк в Париже возрастает на 4 процента. Строительство стоянок уже не поспевает за этим процессом, как и дорожное строительство вообще. Чтобы как-то разгрузить центр города, создают обходные автомагистрали, увеличивают протяженность метрополитена, которым все дальшепроникаетв периферийные районы города, совершенствуют систему автобусных маршрутов . ФРАНЦИЯ. Изучение дорожно-транспортных происшествийпоказало , что больш аячасть их приходится на грузовые автомобили. Эти происшествия влекут за собой не только материальный ущерб, но изначительно большие, чем слегковымимашинами , человеческие жертвы . Специалисты рекомендуют ограничить максимальнуюскорость движ ения автомобилей в зависимости от их грузоподъемности, у силить психофизиологические требованияк водителям грузовиков, у лучшить профессиональную подготовку водителей, особенно молодых. ФРГ. Министерство транспорта издало указ . который запрещаетукрашать салоны автомобилей безделушками , отв лекающими внимание водителей. В перечне запрещенных предметов — амулеты, термометры, к омпасы , р азличные наклейки. ФРГ. Фирма Линке начала выпускать надвигаемые дверцы для некоторых моделей легковых автомобилей; они легко устанавливаются взамен обычных, не требуя значительных переделок. Новая система дверей призванаустранить трудности при посадке и выходе из машин, стоящих вплотную одна к другой. На дверцах предусмотрены выступающие планки для защитыпассажирови водителя при боковых столкновениях. ШВЕЙЦАРИЯ. Подорожание бензина в связи сэнергетическимкризисом вынудило. как известно, с низить предел скорости движения на дорогах до 100 км/час. И современныемощные грузовики получили возможность обгонять легковые автомобили. А это привело к тому, что на дорогах стали все чаще созд аватьсякритические ситуации. Теперь специалисты озабочены тем, к акрешить эту неожиданно возникшую проблему. ШВЕЙЦАРИЯ. На стволы придорожныхдеревьев здесь начали надевать широкие пояса из хорошо отражающей свет фольги. Яркие блики отпугивают от дороги дикихживотных , наезды на котор ых часто приводят кнесчастным случаям. ЯПОНИЯ. Существенно ускоряетзамену шины созданный японскими инженерами пневматический домкрат-подушка с оболочкой из прочной пластмассы . Оболочку кладут под автомобиль и надувают отработавшими газами. Домкрат-под ушка поднимает машину на высоту до 70 сантиметров . ЯПОНИЯ. Эффект от внедрения системы с ЭВМ для - у правления светофорами на основных транспортныхмагистраляхв Токио превысиложидания . Система обеспечивает «зеленую волну» всем. кто движется со скоростью 40 км/час. Это вынуждает водителей придерживатьсяв общем потоке равномерной скорости. что уменьшает число торможений , остановок и перестроений. Количество аварий в ряде районов Токио сократилось на 15 процентов. 24В общественном контроле за движением у нас участвует приблизительно 10 тысяч добровольных помощников дорожной полиции. Они объединены в отделения и взводы и занимаются в основном надзором за дисциплиной водителей и пешеходов, помогают регулировать движение транспорта, пропагандировать приемы безопасной езды, анализировать причины дорожных происшествий. У них довольно широкие права: согласно параграфу 52 Правил уличного движения ГДР народная полиция передала общественности контроль за техническим состоянием машин и даже проведение экзаменов на получение права управления определенными категориями транспортных средств — небольшими мотоциклами, малолитражными автомобилями и др. В каждом городском жилом районе сформирован комитет по безопасности уличного движения, а всего их по республике уже около восьми тысяч. Они направляют свои усилия на борьбу с главными причинами аварий, на планомерное улучшение объективных условий движения. Причем, исходя из необходимости комплексного решения проблем безопасности движения, комитеты нескольких населенных пунктов стали объединяться в так называеллые центры пропаганды правил уличного движения. Это позволяет общественным коллективам в единых целях более интенсивно и согласованно использовать материально-техническую базу и финансы. Уже вошло в практику, что в этих центрах совместно проводятся занятия для участников движения по правилам, приемам вождения и т. п. Достаточно сказать, что в прошлом году такие курсы прошли свыше 9 миллионов человек, то есть почти каждый второй гражданин ГДР познакомился с правилами поведения на улицах и дорогах. Результаты работы центров пропаганды правил движения говорят о том, что такие формы привлечения общественности к борьбе за безаварийную езду заслуживают всемерной поддержки и распространения.М. СЫЧЕВСКИЙ, начальник ГАИ МВД Польши Вот уже около 20 лет существует у нас в стране общественная организация, именуемая Добровольным резервом гражданской милиции (сокращенно ОРМО). В ней есть и специализированные подразделения дорожного движения. Они создаются при местных органах гражданской милиции, крупных предприятиях промышленности и транспорта. Сегодня в стране их насчитывается около 1700, и объединяют они почти 40 000 активистов. Внутри этих подразделений существует специализация: одна группа — члены ОРМО по дорожному движению, другая — инспекторы дорож ­ ного надзора ОРМО. Первым может стать любой гражданин по достижении 18 лет, вторым — не моложе 25 лет, имеющий по крайней мере двухлетний водительский стаж и выдержавший экзамен по правилам безопасности и порядка дорожного движения. У них и разные полномочия. Член ОРМО по дорожному движению может вести самостоятельный надзор за пешеходами, велосипедистами, гужевыми повозками, верховой ездой и прогоном скота, наблюдать за сохранностью дорог и дорожных сооружений. Во всех остальных случаях он должен действовать только вместе с общественными инспекторами или работниками милиции, Инспектор дорож ­ ного надзора уже вправе останавливать в случае нарушения правил любого участника движения (кроме дипломатов, водителей военных и специальных машин), проверять их документы и даже задерживать, если обнаружит неисправность машины, опьянение водителя и др. Однако, подчеркиваю, общественный инспектор дорож ­ ного надзора может останавливать только тех водителей, которые нарушили правила. Любые же действия в целях профилактики таких нарушений он осуществляет только совместно с работниками милиции. Причем в городах наши общественные помощники могут останавливать транспорт в любое время дня и ночи, а в других населенных пунктах и на дорогах — лишь в светлое время. Добавлю к этому, что на загородных дорогах они пользуются своим правом, если сами находятся, так сказать, на колесах, то есть патрулируют в автомобиле или на мотоцикле. Если же они подают сигнал об остановке с обочины, рядом с ними должен находиться работник милиции в форме. Инспекторы дорожного надзора, как и все члены ОРМО, не имеют права наказывать водителей штрафом. При незначительных нарушениях правил они должны ограничиваться устным предупреждением, беседой с провинившимся, а также уведомлением специальной открыткой семьи или руководителя учреждения, где работает водитель. При серьезной угрозе безопасности движения общественный инспектор должен составить рапорт, по которому водителя накажут в административном порядке. Хотя главной задачей общественных инспекторов и членов ОРМО в соответствии с распоряжением министра внутренних дел является помощь органам гражданской милиции в осуществлении надзора за дорожным движением, они участвуют ив различных воспитательно-пропагандистских мероприятиях, организуя встречи, беседы и лекции в школах и на предприятиях, а также различного рода конкурсы на лучшее знание правил дорожного движения. Беседу вел Г. Зингер