Кто виноват?ПРИ ОБГОНЕО том, что обгон — один из наиболее ответственных маневров, знают все. Но некоторые водители полагают, будто опасен и сложен он лишь в ситуациях, когда перед обгоняющим появляются встречные машины. Если же этого нет, водители проявляют порой поразительную беспечность. Чего, мол, бояться? Интервал невелик? Ну, подумаешь, в крайнем случае обгоняемый поубавит скорость или свернет в сторону — и все в порядке. Подобная логика никуда не годится. Обгонять таким образом, чтобы другой водитель был вынужден сворачивать или тормозить, просто нельзя. Прежде чем предпринимать такой маневр, надо убедиться, что он не создаст помех другим участникам движения. В этом одно из основных условий обгона, сформулированных в пункте 91 Правил дорожного движения. А помехи эти могут возникать, как говорят, на ровном месте. ...Ясным днем, а стало быть, при хорошей видимости по дороге ТашкентБухара следовал седельный тягач МАЗ—604В с полуприцепом, в котором находилось 14 тонн груза. На прямом участке дороги он догнал трактор Т — 2 8 (трехколесный), движущийся в попутном направлении также с груженым прицепом. Поскольку знаков, запрещающих обгон или ограничивающих скорость, на дороге не было, а путь впереди был совершенно свободен, водитель автопоезда решил обогнать трактор. Он включил указатель левого поворота, подал звуковой сигнал и выехал на левую сторону дороги. Здесь надо сообщить, что ширина ее составляла всего б метров, а ширина транспортных средств — 2,5 метра (МАЗ) и 2,2 метра (тракторный поезд). Из сказанного ясно, как надо было быть внимательным обгоняющему к выбору безопасного интервала. Однако автопоезд проходил мимо трактора, что называется, впритирку, а так как его прицеп всегда немного водит из стороны в сторону, немудрено, что транспортные средства столкнулись. Несмотря на предпринятое водителями торможение, беду предотвратить не удалось. Трактор с прицепом проехал около 20 метров и опрокинулся, придавив водителя. В своем письме в редакцию водитель грузового автомобиля, осужденный к шести годам лишения свободы, пишет, что на тракторном прицепе отсутствовало тормозное устройство, он не был оборудован указателями поворота и стоп-сигналом, а сам трактор был без зеркала заднего вида и номерных знаков. Потому, мол, в случившемся виноват и сам пострадавший. Что ж, состояние трактора и прицепа, если оно действительно было таковым, конечно, не соответствовало требованиям Правил дорожного движения, и лица, контролирующие их эксплуатацию, должны нести определенную ответственность. Однако не это стало причиной данного дорожнотранспортного происшествия, а только недостаточный боковой интервал между мощным грузовиком и тихоходнымтрактором. Именно это обстоятельство привело к трагическому исходу. Водитель МАЗа наверняка видел, что прицеп трактора виляет из стороны в сторону, а выбранный им интервал не обеспечивает безопасности. Но, по всей вероятности, надеялся, что тракторист уступит ему дорогу, свернет на обочину. К сожалению, это не единственный случай, когда водитель мощного автомобиля, обгоняя более «слабого», рассчитывает, что тот вольно или невольно посторонится от его многотонной громадины, и таким «способом» будет создан безопасный интервал. И против этого надо выступать самым решительным образом, не давая спуска лихачам, «загоняющим» при обгонах других водителей в кювет, на тротуар или вынуждающим их применять резкое торможение. Все это приводит к печальным последствиям. А уж как беспощадно относятся отдельные водители мощных автомобилей к мотоциклистам и велосипедистам. Они проезжают мимо них буквально в миллиметрах. Здесь даже от воздушной волны можно упасть. А ведь надо еще рассчитывать, что в любом обгоняемом транспортном средстве может находиться начинающий водитель, у которого от неожиданности и рука чего доброго дрогнет. Правила дорожного движения не содержат цифровых данных о величине интервала между транспортными средствами при обгоне. Он должен быть безопасным, а это зависит от состояния дороги, скорости движения, видимости и ряда других факторов. Мы же хотели бы в этих заметках подчеркнуть одно обстоятельство: выбор интервала и ответственность за это лежит на водителе транспортного средства, совершающего обгон. При малейшем сомнении в возможности беспрепятственного маневра от обгона надо воздержаться. В. ПЕЧЕРСКИЙ, старший специалист ВНИИ судебных экспертизСТОПГлядя на этот снимок, сделанный на улице Ленинградской в городе Бельцы, т аки хочется спросить: «А что, больше на складе знаков не было?» Но если говорить всерьез, возникает совсем другой вопрос: специалисту ли поручили здесь установку дорожных знаков7 На наш эгляд, нет. В подобной комбинации знаков и их числе проглядывает незнание и ГОСТа и Правил дорожного движения. ГОСТ гласит: перед любым участком дороги должен устанавливаться только один знак, в исключительных случаях — не более трех. Здесь мы видим аж четыре, да еще п.разных местах — Для «лучшего восприятия», очевидно. Однако приближайшем рассмотрении оказывается, что два знакаи не нужны вовсе. Звуковые сигналы запрещены общими правилами во всех населенных пунктах , а знак оставлен в ГОСТе а основном для автомобильных дорог. Ну ао том, что знак «Мотоциклетное движение запрещено» нельзя использовать в качестве нак бы дополнительной табличкикзнаку «Движ ение легковых автомобилен», у же писалось раньше. Вот ккаким «исключительным случаям» приводит неграмотность.J^*»«!W«24:'*J^'$5??. К27