Владельцам ВАЗ—2103ПОСЛЕ ОБКАТКИВы, конечно, знакомы с этой моделью Волжского автозавода. Вам известны ее достоинства: легкость хода, приемистость, высокие тормозные качества, удобство управления. К ней, может быть, точнее, чем к ее собратьям, подходит изначальное определение автомобиля: «самодвижущийся экипаж». Как иу всякой машины, у нее свой нрав, с которым надо считаться. Иначе вы неизбежно войдете в конфликт. Мы расскажем здесь об основных особенностях езды на ВАЗ—2103. А поскольку для многих это первая «автомобильная любовь», остановимся и на ряде обязательных общих положений. Слово начальнику группы дорожных испытаний Управления главного конструктора ВАЗа инженеру-испытателю с многолетним стажем Анатолию Михайловичу АКОЕВУ. Вы, конечно, уже отрегулировали сиденье, нашли наиболее удобную посадку. Ноги свободно выжимают педали, вытянутые руки можно положить на верх рулевого колеса, туловище выпрямлено и немного откинуто назад, спина опирается на спинку сиденья — вот правильная позиция водителя. Короче, первое знакомство позади. И теперь поговорим о некоторых особенностях эксплуатации. Пускается двигатель у «Жигулей» очень легко и надежно, и если это не удалось с первой-второй попытки, не гоняйте стартер, а вначале найдите причину упрямства — проверьте, есть ли подача топлива, искра на свечах, в каком состоянии сами свечи, надежно ли соединение проводов, в том числе и идущего к электромагнитному клапану карбюратора. Начинаем движение только тогда, когда мотор прогреется до 50—60 градусов, и только на первой передаче. Если вы торопитесь, можно и не дожидаться, пока двигатель (обкатанный!) полностью прогреется. Но при этом нужно 1—1,5 километра двигаться на первой и второй передачах, без резких ускорений. Недопустима пробуксовка сцепления, вызываемая ездой с частично выжатым сцеплением. Те из вас, кто пытается таким приемом избежать рыз-ков при трогании с места или движении задним ходом, должны от этого отказаться. Машина плавно тронется, если вначале на тахометре будет 1000—1100 оборотов. Разгон должен быть интенсивным, но не резким, для этого переходите на высшие передачи, когда обороты будут порядка 3300—3500 в минуту. Если же почему-либо вам нужен энергичный резкий разгон, переключайтесь на почти максимальных оборотах, «крутите» двигатель до 5000—5200 об/мин. Предупреждаем, однако, при таком стиле езды будьте готовы к повышенным расходу бензина и износу шин. А главное, вначале подумайте и решите, до18 статочно ли овладели машиной — ее динамика требует большого уменья. Какими передачами пользоваться? Это зависит от условий. В журнале уже говорилось (1974, № 10) о недопустимости езды на низких оборотах, из этого и исходите. И не бойтесь широко использовать третью. На нее нужно переходить когда скорость падает ниже 55 км/час. Какая скорость наиболее оациональна? Это зависит от условий. На магистралях мы считаем самой подходящей для дальних пробегов скорость 100—110 км/час. Это безопасный и сравнительно экономичный режим. Естественно, что зимой, когда попадаются скользкие участки, или на незнакомой дороге нужно выбрать скорость, при которой вы сумеете правильно и эффективно отреагировать на любой сюрприз обстановки. Кстати, а как переезжать препятствия? Конечно, чем меньше скорость при проезде рытвины или рельсов, тем лучше для вас и машины. Но, если прозевали, не наезжайте на неровность заторможенными, заблокированными колесами. Тормозите сколько можно, а в последний момент отпустите педаль и дайте возможность колесам перекатиться через препятствие. Несколько слов о расходе топлива. Он в основном зависит от скорости. Если держаться где-то около максимума — сожжешь 15—16 л/100 км , «крейсерский» р ежим 100—110 км/час снизит эту цифру до 11—11,5, а если бензин на исходе и нужно «тянуть» до заправки, советуем двигаться равномерно, без торможений и разгонов со скоростью 65—70 км/часрасход снизится примерно до 7 л/100 км . А как правильно тормозить? Советуем приучить себя вообще как можно меньше пользоваться тормозами. Используйте высокоэффективные тормоза своего «ноль-третьего» лишь для экстренных случаев и для подтормаживания при остановках. Главным же образом для замедления движения старайтесь тормозить передачами, переходя на третью и даже вторую. Техника такого торможения несложна, хоть и требует некоторых навыков. Вот как это делается. Приближаясь к повороту или намеченному месту остановки, к светофору на красный сигнал, за 150—200 метров выключите сцепление и прямую передачу, отпустите педаль сцепления, прибавьте обороты, быстро включите третью передачу, и снова отпустите и сцепление и акселератор. Двигатель слегка взвоет, а скорость достаточно быстро снизится. Затем таким же образом переходим на вторую передачу и уже почти ча самой линии «стоп», при скорости 1520 км/час плавно шускаем в ход тормоза. Так вы сберегаете шины и тормозные накладки. Двигателю это никак не вредит. Конечно, >нужно потренироваться на площадке или на каком-то свободном и широком участке дороги — добиться автоматизма в этих действиях. При достаточно отработанных навыкахвсе происходит очень быстро, и 150—200 метров хватит, чтобы погасить окорость 70—80 км/час. А уж до 60—65 км/час, как правило, тормозите двигателем. При пользовании тормозами приучитесь не выключать сцепление почти до остановки — так вы в некоторых случаях предупредите возможность возникновения заноса на скользкой дороге. .Вообще нужно обращать особое знимание на тормоза и сцепление. Исправность и регулировки этих систем важны для безопасности. Следите за величиной свободного хода педалей. Практика показывает, что свободный ход педали сцепления в пределах от 25 до 30 мм , а тормозов 7—10 мм наиболее подходит для нормальной работы (раньше считалось, что свободный ход педали тормоза ВАЗ—2103 должен быть 34 мм ; так указывалось ив инструкции). Каждый должен знать, насколько точны приборы его машины. Некоторые из них можно проверить и самому, без каких-либо специальных контрольных устройств и приспособлений. Советуем оп ­ ределить, на сколько километров можно рассчитывать после того, как лампочка «пора заправляться» мачнет мигать своим красным глазком. Для этого придется после ее сигнала поставить счетчик дневного пробега на «нули» и двигаться в своем обычном режиме, пока бензин не кончится. Обычно это происходит через 70—80 километров после первого сигнала. Конечно, при таком эксперименте обязательно иметь в машине канистру с бензином. , Проверьте и спидометр. Точное знание его погрешности (неизбежной, как и во всяком шриборе) поможет избежать объяснений с патрулями ГАИ, вооруженными локаторами. Спидометр легко проконтролировать по секундомеру ики ­ лометровым столбам на шоссе. Тарировку 1нужно вести на разных скоростях через каждые 10 км/час от 60 до 120 км/час. На меньшей скорости показания обычно точны, а быстрее приходится ездить крайне редко. Не лишне проверить счетчик пробега, хотя, как правило, он не врет. И в заключение отдельные советы по эксплуатации ВАЗ—2103 в темное время и зимой. Вечером рекомендуем, не дожидаясь полной темноты, включить свет и «обозначить» свою машину на дороге, особенно если она окрашена в темные тона, Включать ли освещение приборов? Это, как говорится, на любителя. Мы предпочитаем не видеть отражения часов в лобовом и приборов в левом боковом стеклах и включаем эту клавишу лишь в городе, а на шоссе — периодически, для контроля, да м то не всегда. Зимой пуск двигателя обычно не представляет трудности, но все же советуем на холодное время залить зимнее масло М8Г или М8Ги (эти масла имеют № 9 и номера ТУ соответственно 38-1-267-69 и 38-1-01-48-70) и еще до морозов проверить аккумулятор, контакты клемм, стартер. При остановке на ночь или даже на более или менее длительный срок предварительно хорошенько «просушите» тормоза, проехав со слегка нажатой педалью и на два-три щелчка затянутым ручным тормозом метров 200—300. Иначе влага, забравшаяся в просвет между колодками и барабанами или в механизм передних дисковых тормозов, прочно «спаяет» детали и уехать будет нелегко.