5 мая — День печатиЗаголовок этот, возможно, помнят наши читатели с десятилетним стажем и старше. Он открывал августовский номер журнала 1966 года, и под ним анализировались результаты проведенного тогда анкетного опроса читателей. Не случайно сегодняшний разговор хочется начать с той анкеты. Наше, советское время измеряется пятилетками. 1966 год открывал восьмую. В нынешнем, 1976-м стартовала десятая. Оглянемся на десять лет назад. К акой огромный шаг вперед сделала наша Родина во всех областях жизни — политической, экономической, социальной, духовной! Нам с вами, людям, связанным с «мотором», будут ближе примеры из области автомобилизации. Н акануне восьмой пятилетки с конвейеров за год сошло 379,6 тысячи грузовых машин и 201,2 тысячи легковых. 1975 год: 696 тысяч и 1201 тысяча (запомним эти цифры — они понадобятся, когда разговор пойдет о составе аудитории «За рулем»). Читатели 1966 года еще не слышали слова ВАЗ, еще не был заложен первый камень на месте будущего волжского автогиганта. Читатели 1976 года ужев полной мере оценили достоинства его продукции, а на устах у них новое слово «КамАЗ» — имя другого гиганта автомобилестроения, на берегах Камы, который дал в подарок XXV съезду партии первые свои грузовики. Мы все находимся сейчас под огромным и радостным впечатлением, которое произвели работа съезда и его решения. Они открывают величественную созидательную программу и ко многому обязывают. Страна вступила в пятилетку эффективности и качества, задачи которой определяют новый подход к делу, требуют полной самоотдачи в труде. Редакция «За рулем» видит свою цель в том, чтобы помогать эффективно трудиться тем, кто за рулем, совершенствовать боевое мастерство воинам-водителям, досаафовским организациям — лучше готовить молодых людей к службе в армии, к нелегкой профессии шофера, владельцам личных автомобилей и мотоциклов — грамотно, умело эксплуатировать свои машины. Это одна сторона дела. Есть и вторая, не менее важная. В Отчете Центрального Комитета КПСС, с которым выступил на XXV съезде Генеральный секретарь ЦК КПСС Л . И. Брежнев, говорится: «Мы добились немалого в улучшении материального благосостояния советского народа. Мы будем и дальше последовательно решать эту задачу. Необходимо, однако, чтобы рост материальных возможностей постоянно сопровождался повышением идейно-нравственного и культурного уровня людей. Иначе мы можем получить рецидивы мещанской, мелкобуржуазной психологии. Этого нельзя упускать из виду». Ж урнал всегда держал в поле зрения идейно-нравственные вопросы. Серьезное внимание он будет уделять им впредь. Девиз десятой пятилетки «Эффективность и качество» в полной мере относится ик нашей, журналистской работе. Советская печать всегда жила интересами народа, работала для блага читателей, пользуясь, в свою очередь, их поддержкой и помощью. Руководствуясь этим принципом, редакция «За рулем» в канун съезда партии обратилась и своим читателям с анкетой, открыв тем самым, если можно так сказать, всесоюзную летучку. Сегодня мы имеем ее результаты. Но прежде, чем перейти к их непосредственному анализу, несколько сравнений с итогами предыдущей анкеты, они не только сделают этот анализ полнее, но и интересны сами по себе. И в первый и во второй раз, предлагая читателям вопросник, опубликованный вжурнале, редакция отчетливо представляла себе ограниченность такой формы исследования, если она не сочетается с другими методами, которые позволяют расширить круг вопросов и обеспечивают большее соответствие состава участников обсуждения составу читателей вообще. В то же время так называемая прессовая аннета, что очень важно, позволяет быстрее получить результаты, а в нашем случае смещения не должны быть слишком существенными, поскольк у прислало ответы большое число читателей, причем во второй раз материалы были произвольно разбиты на две группы, примерно равные, обработанные самостоятельно и давшие весьма близкие цифры. Представительности полученных ответов способствует и то, что основная масса участников анкеты читает журнал достаточно долго и регулярно. Во всяком случае, мы будем делать здесь те или иные заключения, базируясь только на данных, которые, можно считать, отр ажают действительные закономерности А сопоставляя данные двух анкет, огра ничимся теми, которые поддаются срав нению. Дело вот в чем. Первая анкета обрабатывалась «вручную» и поэтому содержала всего несколько вопросов. Нынешняя сразу была рассчитана на ЭВМ (и здесь технический прогресс!), и мы получили возможность провести гораздо более подробный опрос. Анкета 1966 года Тираж журнала, тыс. э кз . Приняло участие ванкете , тыс. чел. % к числу подписчиков Распределение участников анкеты, %: по интересам (основные категории) профессиональные води тел и автолюбители мотоциклисты военные водители спортсмены по возрасту до 20 (19) лет 20 (19) — 25 лет 26 — 4 0 лет старше 40 лет по читательскому до 1 года 1—3 года 4 — 1 0 лет более 10 лет 1160 (открытая подписка) 16 1,38 Анкета 1975 — 1976 гг. 2450 (ограниченный тираж) 47 1,9237,6 33,0 44,9 5,9 10,0 7,4 14,3 59,0 19,3 5,9 18,7 45,4 30,021,7 58,4 20,6 2,3 2,9 7.1 11,7 42,5 38,7 8,1 28,3 43,6 20,0Вопрос о месте жительства был поставлен только в анкете 1975 — 1976 гг. и дал такие цифры: города с населением свыше миллиона жителей — 15,8%, от 501 тысячи до миллиона — 12,4%, от 101 до 500 тысяч — 2 6 , 1 % , менее 100 тысяч — 20,8%, рабочие поселки — 11,3%, с ела — ' 0 , 4 % , другие населенные пункты — 3,2%. Существенное увеличение тиражажур ­ нала отразило прежде всего прогресс в «автомобильной жизни » — быстрый рост выпуска машин (вспомним приведенные выше цифры), подъем благосостояния людей, все большее число которых стремится сесть за руль собственной машины. Вполне естественными в этих условиях представляются и сдвиги в процентном составе участников анкеты (для уп ­ рощения дальше мы будем называть ихчитателями). Возьмем три основные категории. М еньший процент дали профессиональные шоферы, хотя абсолютное количество этой категориии несколько возросло. Ненамного больше стало их в народном хозяйстве, а показатели транспорта повышались в первую очередь благодаря росту производительности труда. Среди так называемых владельцев личного транспорта «поменялись местами» автомобилисты и мотоциклисты. И здесь мы видим отражение объективных процессов в экономической и социальной областях — роста реальной заработной платы и скоординированного удовлетворения спроса. Да, все большая масса людей садится за руль собственного автомобиля, и, видимо, этим можно объяснить как некоторое «омоложение» по читательскому стажу , т аки «повзросление» по возрасту, если в последнем случае учесть, что автомобиль покупают, к ак правило, люди «в летах», достигшие уже определенного материального положения. А теперь перейдем кхарактеристике наиболее распространенных групп читателей журнала . Среди автолюбителей 8% имеют «права» до года, 35,9% — от года до 5 лет, 5 6 , 1 % — свыше 5 лет. Значит, «За рулем» читают люди, достаточно опытные и, к ак показывает другой раздел анкеты , образованные. С одной стороны, это облегчает задачу редакции в изложении материала, а с другой — настораживает: зная примерно, сколько людей впервые садится за руль, можно заключить, что журнал попадает вруки далеко не всем из тех, кому он, может быть, особенно нужен . Здесь важно отметить и другое. Если автолюбители со стажем сверх 5 лет живут преимущественно (40%) в городах с населением свыше 500 тысяч и только 5,7% среди них в селах и7 , 1 % в рабочих поселках, то категория со стаж ем вождения до года приближается по этому показателю к среднему читателю: в крупных городах — 3 1 % , в селах — 9,4%, в рабочих поселках — 9,7%- Конечно, отрадно, что благодаря росту жизнен ­ ного уровня в «провинции» все больше автомобилей, что такая тенденция неуклонно развивается, но это обязывает продумать вопрос о том, к ак облегчить сельскому жителю доступ к журналу (тем более что в этих районах вообще не хватает автомобильной литературы), а редакции учитывать в планировании и подготовке материалов специфику тамошних условий эксплуатациимашины . И, наконец, еще одна цифра — позволяющая оценить пропорции материалов втаких разделах журнала , к ак «Клуб «Автолюбитель», «Советы бывалых», «Справочная служба». Среди ответивших на анкету 28,4% — владельцы «жигулей», 16,7% — «москвичей», 4,9% — «волг». Из еодителей-профессионал о в, участников анкеты , подавляющее число опытных людей — со стажем свыше 10 лет. Что за этим показателем? Очевидно, устойчивая связь этой категории читателей сжурналом . Но в то же время, вероятно, и недостаточная доступность его для молодых, а может быть, одновременно и недостаточный интерес. Тут тоже есть над чем подумать, и прежде всего руководителям, общественности автохозяйств при обеспечении своих технических библиотек, проведении подписки на журнал . По уровню образования профессионалы существенно отличаются от любителей, причем среди опытных водителей около 30 % имеют образование ниже9 классов. Совершенно ясно, что специальные материалы, которые могут заинтересовать шоферов (прежде всего это разделы «Зеленая волна», «Советская техника » , «Справочная служба», «Новости, события, факты»), надо Год назад, в апрельском номере журнала была опубликована читательская анкета. Сегодня подводим ее итогиAETV4KAделать максимально понятными, наглядными. Правда, у молодых по возрасту истажу водителей образование в целом выше, чем у опытных коллег. И это радует как один из показателей социального прогресса. Среди владельцев мотоциклов на анкету ответили в основном опытные мотолюбители. Только 4,8% их имеют «права» до года, 16,9% — от 1 до 5 лет и 78,3% — свыше пяти. В группе неопытных мотоциклистов, вполне естественно, много молодежи: 35,4% юношей младше 18 лет имеют стаж менее года. И с образованием у этой группы хуже , а опытные мотолюбители в массе по образованию стоят неснолько ниже среднего уровня и значительно ниже автолюбителей. К аки следовало ожидать, много владельцев мотоциклов — сельс кихжителей (если в среднем читателей — 9,5%, то мотоциклистов — 13,2%), причем отмечается та же , только еще более выраженная закономерность, что иу автолюбителей: процент неопытных водителей, ж ивущихв селе, по сравнению со всеми неопытными выше, чем то же соотношение среди опытных. Все это понятно. В селах молодые люди раньше достигают экономической самостоятельности, а мотоцикл доступнее, и ездить на нем здесь куда проще, чем на забитых машинами городских улицах. Мы ожидали, что среди читателей снизится процент мотоциклистов, правда, честно говоря, не думали, что столь значительно. Но это вовсе не дает нам оснований ущемить мотоциклетную темат ику на страницахжурнала . Наоборот, подробные данные, которые мы получили об этой категории читателей (выше приведена лишь выжимка), обязывают редакцию еще раз тщательно продумать, к акие материалы нужнее всего мотоциклистам, и делать их максимально доступными и интересными. Заканчивая разговор о составе читателей, хотим отметить вашу активность, товарищи: 1,92% подписчиков (практически весь тираж расходится по подписке) откликнулись на анкету. Это большой процент — если сравнивать ис тем же «За рулем» 1966 года, когда эта цифра составила 1,38%, и с данными последних лет по прессовым анкетам , проведенным рядом центральных изданий. Чрезвычайно важным пунктом анкеты был тот, где читатели оценивали журнал по разделам, по рубрикам. Важным потому, что мы ждали от него с учетом других данных подтверждения правильности (или сигнала к корректированию) с труктурыжурнала , тематических пропорции, повода к размышлению над содержанием, характером, качеством материалов. Сразу скажем : н аши ожидания оправдались. А для начала, для того, чтобы на ряде сравнений представить себе общую тенденцию, обратимся еще раз н анкете 1966 года. Тогда вопрос был поставлен так: «Какие разделы журнала Вас интересуют и помогают Вам практически?» На этот раз мы дифференцировали его: «читаю», «не читаю», «не приносят пользы», «приносят редко», «приносят часто». Поскольку прямое сопоставление здесь провести трудно, возьмем из анкеты 1976 года два вида ответов. В 1966 году 77,5% участников аннеты постоянно читали от трех до восьми разделов из 13 перечисленных в анкете. В 1975 году редакция предложила в опросе более детальную рубрикацию — 28 разделов, и оназалось, что 90% регулярно читают 17 из них, что составляет 54% объема журнала . Для чего мы привели все эти цифры? Дело в том, что с анкетой 1966 года пришло немало пожеланий увеличить объем «своего» раздела жур ­ нала, и мнения, естественно, оказались противоречивыми. Подобные письма нередко встречались втекущей редакционной почте. Прежде всего считаем нужным напомнить, что, несмотря на трудное положение с бумагой, планирующие органы пошли навстречу читателям «За рулем», и с 1972 года журнал выходит в увеличенном объеме. Благодаря этому редакции удалось расширить ряд наиболее популярных разделов, а площадь «Зеленой волны» (безопасность движения) — рубрики, которую считают «своей» буквально все, — удвоить. Помимо того, планируя и готовя материалы, мы стремились привлечь к ним внимание если не всех, то многих, не в ущерб их практической ценности, конечно. Видимо, в определенной мере это удалось. Но главное, наверное, в том, что у нашего сегодняшнего читателя достаточно ши ­ роки интересы и кругозор и не такуж он прагматичен. Т ак что, оценивая отдельные разделы журнала, надо прежде условиться, — много это или мало, когда материалы читает 60 — 70%? Если сравнивать с «Экзаменом на дому», который идет как своего рода боевик, то можно сказать, что мало. Ну, а если учесть, что тот или иной раздел охватывает заведомо определенный круг интересов людей, которым он может принести практическую пользу, то следует взглянуть на дело поиному. И еще необходимая оговорка. Лаконично формулируемые в прессовой анкете вопросы разные читатели могут себе представить по-разному (кто-то отнесет к строке «читаю» материалы, которые только просматривает; одни сочтут материал приносящим пользу, имея в виду его практическую применимость, другие отнесут к этой категории то, что представляет с их точки зрения познавательную ценность). Поэтому неизбежны какие-то смещения оценок. Но если учесть, что цифры получены в массе высокие, то надо полагать, что смещения не были решающими . Итак, проценты: Анкета 1966 года интересуют и помогают Материалы по безопасности движения Клуб «Автолюбитель» Советы бывалых Новости автомобильной техники Новости мотоциклетной техники Справочная служба Научно-популярные статьи Материалы по туризму Материалы о сервисе Спортивные материалы Анкета 1975 — 1976 гг. чи- приносят таю пользу часто дится более четырех периодических изданий). С кажем , наличия журнала «Автомобильный транспорт» для работников этой отрасли, в том числе и профессиональных водителей. Или газеты «Советский патриот», ж урнала «Военные знания», которые широко освещают работу ДОСААФ. Учитывали, что военно-патриотическое воспитание — п осеянная тема не только досаафовских изданий, но и всей партийной печати. Кстати отметим здесь: у частники нашей анкеты, живущие на селе, показали заметно больший интерес к этому разделу, чем средний читатель, что, видимо, объясняется меньшим общим количеством получаемой ими информации. Сопоставляя значимость (место, отводимое в журнале) разных разделов, их читаемость и полезность, считались с характером материалов. К примеру, «Советов бывалых» после тщательного отбора как раз остается на страницу журнала , и больше не будет, тем более что машины нашии организация сервиса все время совершенствуются и отпадает необходимость в «кустарных» улучшениях. Так вот, сопоставив данные анкеты со всеми этими факторами, мы пришли к выводу, что журнальная площадь в цьлом распределяется правильно — в соответствии с интересами основной массы читателей, с теми задачами, которые поставлены перед редакцией в области автомобилизации, военно-патриотического воспитания, оборонно-массовой работы, технического спорта. Хорошо приняты читателями введенные в последние годы рубрики «Испытывает «За рулем», «Для вас и вашей машины», «Из коллекции «За рулем». В этой связи хотим выразить здесь признательность автомобильным и мотоциклетным заводам, выделяющим для редакционных тестов свои новые модели и внимательно относящимся к их результатам, поблагодарить и предприятия, своевременно информирующие редакцию об освоении так называемых сопутствующ их товаров. Но участники анкеты помогли нам и выявить просчеты и недостатки. В последнее время не баловал их журнал материалами под хорошо известными ранее рубриками «Инженеры отвечают читателям» (развернутые технические консультации) и «Поиски, идеи, разработки» (перспективные направления в развитии авто- и мототехникн). Отдельного серьезного разговора заслуживают разделы, посвященные деятельности организаций ДОСААФ. Речь, судя по анкетным оценкам, должна идти об их качестве, а точнее — о том, чтобы найти свой, «зарулевский» подход к теме. И здесь нам надо будет дополнительно посоветоваться с читателями. С заполненными анкетными листкамив качестве приложения к ним редакция получила пять слишним тысяч писем с различными вопросами, предложениями, советами. Целый ряд из них, на наш взгляд, представляет интерес. Например, пожелание учредить как периодическое издание «Библиотечку «За рулем», комплектуя выпуски по основным рубрикам журнала . Дело заманчивое: при сравнительно небольшом тиражеи объеме (ведь каждый выпуск — для определенной категории читателей) и, следовательно, ограниченном расходе бумаги можно будет удовлетворить многих. Редакция сейчас выясняет возможности такого издания. В заключение должны сказать, что, публикуя итоги заочной читательской конференции, мы отнюдь не заканчиваем изучение того богатого материала, который дали нам ваши ответы, дали и дают ваши письма, дорогие товарищи. Большое вам всем спасибо!74,1 32,5 73,5 72.0 I 46.1 I 37,5 27,6 24,3 20,7 20,697,699,5 92,8 99,0 98,672,0 — 96,2 69,0 84,0 63,897,4 91,8 90,0 91,3 65,0 — 75,370,4 40,5 37,6 33,0 11,1 — 19,9Для того, чтобы сделать правильные выводы об эффективности материалов, мы сопоставляли мнения о различных разделах журнала не только всех участников анкеты, но и каждой их категории (прежде всего с чем связан интерес кжурналу , затем место жительства, возраст, образование, водительский, читательский стаж). Принимали во внимание возможности получения информации из других источников (ведь, по данным подписки, теперь на семью в среднем прихо-7