СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБАдля смазкикоренных подшипников. Эту крышкуустанавливаютв ту половину, где отверстие расположится впереди (по ходу мотоцикла) и будет направлено вверх. Чтобы проверить, не перекошена ли ось коленчатого вала, установленного вкартер , попробуйте вращать коленчатый вал до монтажа цилиндров. Он должен поворачиваться плавно, без заеданий и при небольшом усилии. В противном случае необходимо найти причину, з атрудняющуювращение , и устранить ее. Иначе преждевременныйвыход из строя вала или подшипников неизбежен.ПОДШИПНИКИ И САЛЬНИКИ ИЖЕВСКИХ мотоцикловЧитатель А. Устинов из Кемерова спрашивает, к акие подшипники и сальники применяются на мотоциклах « И Ж —Планета» и « И Ж — Ю питер » , и просит сообщить их номера. Коленчатый вал мотоцикла «Планета» (всех моделей) о пирается на два роликов ых подшипника 2505К и на один шари ­ ковый подшипник 304 (слева). Его цапфы уплотняются сальником, и меющим обозначение ИЖ-49 сб. 1-30-1 скрышкой . (справа) и сальником ИЖ-49 сб. 1-40-3 (слева). Коленчатый вал «Юпитера» (тоже всех моделей) у станавливается на трех шари ­ к оподшипниках 205 и на шарикоподшип ­ н иках 304 (слева). Сальники такие: правый — ИЖ-49 сб. 1-30-3 скрышкой , левый — ИЖ-Ю сб. 1-50 и по одному сальн ику ИЖ-Ю сб. 1-14*1 в каждой из двух крышек кривошипных камер. Вторичный вал коробки передач иу «Планеты» и у «Юпитера» о пирается на роликоподшипник 192906 К1М и уплотняется сальником ИЖ-49 сб. 1-28-1. П ервичный вал у всех мотоциклов слева опирается на шарикоподшипник 204, а справа — на бронзовую втулку внутри вторичного вала. Н аружный барабан сцепления «юпитеров» и «Планеты-3» вращается в подш ипнике 104. а вал пускового механизма (кик-стартера) уплотнен в левой крышкекартерасальником ИЖ-Ю2 сб. 1-52 (только у «юпитеров»). П ередняя вилка в рулевой колонке рамы опираетсяу всех этих мотоциклов на два упорных шарикоподшипника 778706. Подшипники колес у всех этих же мотоциклов (по два на колесо) ш ариковые 203 (или 60203), а подшипникзвездочки заднего колеса — ш ариковый — 205. Для защитыподшипников колес от пыли до 1965 года применялисьпростыефетровыесальники , а затем — с пециальные резин овые — ИЖ-56 сб. 4-27. Ось маятниковой вилки уплотнена двумя фетровымисальниками ИЖ-56. 2-90 и двумя резиновымис пружиной — ИЖ-56 сб. 2-99. В перьях передней вилки тоже установлено по два сальникавкаждом : фетр овый — ИЖ-49. 3-23 и резиновый — ИЖ-П сб. 3-7.ТАНКИ ПРОШЛЫХ ЛЕТ«Меня интересует, — пишет нам военнослужащий С. Петренко, — какие танкии бронеавтомобили прошлых лет экспонируются в Центральном музее Вооруженных Сил СССР в Москве». На открытой площадке рядом с музеем выставленытанкитридцатых годов: Т —38 М2 (плавающий), Т—26. БТ—7, Т —28; времен Отечественной войны: Т —34, KB, ИС —2, самоходки СУ—76, СУ85, ИСУ—152, бронеавтомобиль БА—64.ХОЧУ РАБОТАТЬ НА СТО«Я хочу работать на станции обслуж ивания Волжского автозавода. Куда мне нужно обратиться, чтобы поступить на СТО, и где можно получить соответствующую квалификацию?» — спрашивает военнослужащий С. Берлатый. На Волжском автозаводе намразъясни ­ ли, что специализированныеавтоцентрыи станции обслуживания имеют право самостоятельно принимать желающих там работать , конечно, если есть вакантные места. Многие центрыи станции сами организуют обучение технического персонала. Есть учебный центр и на заводе. Однако он не в состоянии обеспечить подготовку специалистов для всех центрови СТО. Поэтому на заводе учащихся прин имают только по направлениям центров и станций, не имеющих соответствующей базы. При зачислении на курсы преимуществом пользуются лица, и меющие специальности шофера - п рофессионалаи слесаряа вторемонтника . Сроки обучения и учебные программыопределяются на местах взависимости от образовательного ценза учащихся.сло будет хранитьсяв заводской упаковк е или просто в плотно закрытых стекл янныхбанках всю зиму. П ромывать систему смазки двигателей ВАЗ каждые 10 000 километров , к ак это было указановинструкции , не требуется. Достаточно лишьзаменитьв это время масло ифильтр . П ромывка мотора обязательна после 30 000 километров . Для этой цели предназначено моющее масло ВНИЙНП-фД, которое содержит специальные присадки. Подобные присадки, но вменьшем количестве, есть ив моторных маслах. Поэтому, если нет моющего масла, можно воспользоваться обычным моторным маслом, того сорта, которое затемзальетев двигатель. Для более полного удаления продуктов окисл ения из системы смазки во время ее промывки дайте поработать двигателю спромывочным маслом 20—25 минут • на малых оборотах. Завод не рекомендуетприменять для этих целей какие-либо другие смеси или масла, к ромеуказан ­ ных. Всесезонными моторными маслами М-бз/ЮГ,, М-10Гз, М-10ГИ можно пользов атьсякруглый • год. Износ деталей двигателя от этого не увеличится, х отя пуск при морозахниже 20° н есколько затрудняется. Моторные масла одной марки, но разн ыхтехнических условий, можно смеш ивать между собой, н апример М-10Гз ТУ 38-1-267-69 с М-10ГИ ТУ 38-1-01-48-70. Трансмиссионные же масла смешивать нельзя. Нужно пользоваться выпускаемым сейчас маслом ТАД-17И ТУ 38-101-306-72. Если у вас есть взапасе . можно применять и ТАД-17И ТУ 38-1-01-118-71, но имейте в виду, что его производство ужепрекращено . П ользоваться маслами, не зная их точного обозначения или технических условий, не следует, потому что существуют масла, сходные по обозначению, но предн азначенные для разных типов автомобилей.ПОЧЕТНЫЕ АРБИТРЫЧитатель Б. Ахломов из Костромы спрашивает, кому из наших арбитров, обслуживающих автомобильные и мотоциклетные соревнования, 'присвоено звание почетного судьи по спорту. В январе 1976 года Комитет по физиче ­ ской культуреи спорту при Совете Министров СССР за многолетнюю активную работу по организациии судейству автомотосоревнований, подготовке судейских кадров присвоил звание почетного судьи по спорту С. Р ылло (Москва) и М. Клеванскому (Уфа). Р анее этого звания были удостоены москвичи Г. АсЬремов, * . Ерастов, Л. Зеликсон, В. П евзнер , Г. Ч еркасский , В. Соков (Душанбе), Г. Витков (Куйбышев) и Л. Сандлер (Ленинград).ЗАМЕНА МАСЛА«С чем связаны некоторые изменения, внесенные в последние издания инструкций по эксплуатации автомобилей ВАЗ? — спрашивает Е. М ашта ­ ков из Калининграда. — Р асскажите подробнее об использовании масел, предназначенных для «жигулей», и обслуживании двигателей этих машин». К этой просьбе присоединяются В. Тимошенко из Краснодарского края , моснвич А. Евтушенко, другие читатели. Отвечают специалисты Волжского автомобильного завода. И спытания автомобилей, к оторые постоянно ведут автозаводы, дают основания изменятьнекоторые рекомендации по эксплуатациии обслуживанию машин. В частности, ВАЗ врезультате тщательных исследований установил, что необходимости взамене масла на новом двигателе после пробега 1500 — 2000 ки. лометров нет. При пробеге до 5000 километров оно практически не теряет своих ценных свойств и не засоряется продуктами износа прирабатывающихся деталей. Поэтому сейчас завод рекомендует проводить первую замену масла и масляного фильтра двигателя после 4000 — 5000 километров. Менять масло разв полгода необязательно. Конечно, если вы пользуетесь сез онными маслами — летним или зимним, то учитывайте и погодные условия. Современные моторные масла можно хранить довольно долго, и ничего не произойдет, если, с кажем , с вежеелетнее маВЫКРОЙКИ ДЛЯ ЧЕХЛОВ«Несколько лет назад вжурнале печатались чертежи выкроек тентов и чехлов на сиденья Для разных машин . Напомните, в каких номерах были эти публикации», — просят военнослужащие С. Ильичев и В. Мироненко, москвич С. Дмитриев, другие наши читатели. Ч ертеживыкроек для чехлов на сиденья ГАЗ — 21 были напечатаныв 1969 году в № 12; «москвичей» моделей «402», «407», «403» — в 1970 году в № 7, а моделей «408» и «412» — в 1971 году в № 4; «Запорожец» всех моделей — в 1971 году в № 6; ВАЗ —2101 — в этом же году в № 8. Ч ертеживыкроек тентов для ГАЗ — 21, «москвичей» с кузовами семейства «402» и «408», «запорожцев» семейства «965» н апечатаныв 1971 году в № 11, а в № 11 за 1974 год — ч ертеживыкроек чехлов и тента для ВАЗ — 2103. Хотим обратить внимание на то, что передние сиденья ВАЗ — 21011 имеют такую же конфигурацию, как иу В.АЗ —2103, а у ЗАЗ — 968А последних выпусков — к аку ВАЗ — 2101. В том случае, если найти нужный журнал не представляетсявозможным , узнайте, может быть ввашем городе или районе есть ателье, д елающее автомоб ильные чехлы и тенты, и обратитесь туда. 2SПРОВЕРЬТЕ СООСНОСТЬ ОТВЕРСТИЙ«На мотоцикле «ИЖ — Юпитер-3» я вынужден уже третий раз менять кол енчатый вал из-за его поломки. Может быть, я чего-то не учитываю при сборке?» — с прашивает В. Никольский из Ставропольского края . Тот факт , что после самостоятельного ремонта вышли из строя вразноевремя два коленчатых вала, снимает предполож ениео недоброкачественности валов. Из всех возможных причин наиболее вероятной представляется несоосность отверстий вкартере для установки коленчатого вала. На заводе, чтобы обеспечить соосность, к артерв сборе (обе половины икрышкикривошипной камеры) растачивают за одну установку одним проходом режущего инструмента. Если вы не заменяли эти детали и отверстия не повреждены, остается предположить, что при сборке вы поменяли местами крышки кривошипнойкамеры . Они различаются тем, что в одной из них есть отверстие диаметром 3,6 мм, п редназначенное