1 ••nOTVCTGPOHV11давно во Франкфурте-на-Майне сборник «Дорогая товарка» (Фишер-ферлаг», 1974), чтобы чуть ли не накаждой странице найти тому подтверждение. «Хотя параграф3 Конституции провозглашает полное равенство между мужчинамииженщинамив нашей стране, ф актически имеет место явноерасхождение между законом и действительностью», — утверждает автор одной из статей. В другой приводятсяданные , свидетельствующие о том, что в «3-й тарифной группе», н апример , работница получает за ту же работу, что и рабочий, вместо 6,67 марки всего лишь 4,58; что в Шлезвиг-Гольштейне средний заработок женщин на промышленныхпредприятиях составляет лишь 64% среднего заработка мужчин, выполняющих ту же работу; что на предприятияххимическойи резино-асбестовой промышленности этот разрыв достигает 33% и т. д. и т. п. Недаром в предисловии к этой книге говорится, что «несмотря на узаконенноев Федеративной республикеформальноправовое равенство между мужчинамииженщина ­ ми, со всех сторон раздаются голоса о том, что фактическиженщины , к ак правило, о казываютсявусловиях дискриминации». Чем жеобъяснить , что при таком пол ожениивещейзападногерманские экономисты отваживаются на цитированныйвначалестатьиоптимистический прогноз? Мотивы возникновения подобных предс казаний нетрудно угадать : в основе их лежит давнее немецкое изречение «Желание есть отец мысли». Известно ведь, что почти во всех странахженщи ­ ны составляют большинство населенияипредставляют собой, т аксказать , лакомый кусочек для поставщиковвсякого рода продукции, в том числе и четырехколесной. Автомобильные концерны давно уже питают кпрекрасному полу самые пылкие чувства, — разумеется, к оммерческого свойства, — и мечты об освоении этого гигантского потенциального рынка сбыта воспаляют порой их воображение настолько, что время от времени появляются соответствующие проектыипрогнозы , имеющие, впрочем, отнюдь не галантно-безобидный характер. Ведь каждый такой прогноз предс тавляет собой итщательно завуалиров анное средство рекламы , п опытку внушить покупателям запрограммированный монополиями образ мыслей. Причем замечено , что «дамские угодники» из числаэкономистов особенно оживляютсякакраз тогда, когда в сбыте продукциивозникают очередные трудности, усиливаются кризисные явления, ухудшается конъюнктура и напуганные всем этим концерныначинаютискать выход из пол ожения . Похоже, что тут-то они и припоминают известный совет одного из гер оевромана Дюма-отца, полицейского чиновника Габриэля де Сартина, котор ый во всех неясных для него ситуацияхнеизменно поучал своих подчиненных: «Ищите женщину ! » Но одно дело реклама , литературные реминисценцииинавеянная ими розов ая мечта, а другое — р еальные эконом ические основы, необходимые для ее осуществления . Пророчества инспириров анных монополиями прогнозистов наталкиваются каждыйраз на камень преткновения — неравную оплату за равный труд, к оторая годами сохраняется для женщин в капиталистических странах. Паллиативные меры, разглагольствования буржуазных социологов на темы эмансипации , м ногообещающие декларации и даже законодательные мероприятия , п роводимые порой в отд ельныхстранахс благими намерениями, но без должного экономического обеспечения, не в состоянии, разумеется, п рактически «уравнять шансы» женщин и, главное, с ущественно повысить их покупательную способность. А без этого — д ажесамый впечатляющий, о снащенныйцифирьюи солидн ыйс виду прогноз остается не чем иным, к ак ворожбой.•««Ищите женщину!»В 1985 году больше трети всего автомобильного парка ФРГ будет принадлежать... ж енщинам — т ак прогнозируют некоторые западногерманские экономисты, о пираясь на статистическиеданные последних лет, п роизводящие поначалу довольно внушительноевпечатление . В настоящеевремя , к акутверждает журнал «Аутомотор унд шпорт», каждое второе удостоверение на правовождения автомобиля выдаетсяв ФРГ «лицам женского пола», причем, по наблюдениям органов дорожной полиции, «претендентки», к акправило , моложе «претендентов» (в среднем на 23%), имеют более высокое образование и, главное, проявляют «гораздо больше интересак этому делу», чем мужчины . 73% о прошенныхженщинзаявили , что вождение автомобиля доставляет им «истинное удовольствие», в то времякак среди водителейм ужчин подобные чувстваиспытывают , по данным опроса, л ишь 53%. Что же , эти факты способны внушитьрадужные надежды, особенно если иметь в виду, что женщины , к акправило , ездят осторожнее мужчин, с овершают знач ительноменьшеаварий , и это должно будет сказатьсяблагоприятным образом на общем «климате» дорожного движ ения . В пользу такоговывода свидетельствуют какмироваястатистика дор ожныхпроисшествий , т аки проведенн ыйв свое времяжурналом «Здоровье мира» (1969, № 2) опрос крупнейших специалистов в этой области. Напомним, что генеральныйсекретарь Международного союза уличного транспорта г-н И. Гр'онендийк (Женева) сделал тогда следующ ееофициальноезаявление : «Женщиныводители не только ни в чем не уступают водителям-мужчинам, но еще и отл ичаются гораздо большим благоразумием вчреватой опасностями дорожной обстановке». Короче говоря, п рогнозы обнадежив ающие . Вот тольковызывают сомнения реальныевозможности осуществлен ия подобных прогнозов в условиях капиталистической действительности. Ведь аналогичныепрорицания появлял ись на страницахзападной печати уже не раз — и пять , и десять, и даже восемн адцать лет назад, — но неизменно оказывались несостоятельными. П рипоминаетсяв этой связи , например, эпизод снекоторымианглийскимифирмами , к оторые однажды широкове ­ щ ательнообъявилио начатом ими выпуске автомобилей с целым рядом «конс труктивных новшеств, д олженствующих улучшить условия существования лиц женского пола во время их пребывания за рулем», к ак было сказанов рекламном проспекте . На щитке приборов этих « м ашин для дам» были предусмотрены миниатюрные «трюмо» с полным набором таких «инструментов», к акщеточка для ресниц, м аникюрные ножницы, пилки и гребенки, а также косметических « э ксплуатационных материалов» в виде губной помады трех оттенков, смывки лакадля ногтей и т. п. В «возимый комплект» входили также зонтик, з анавески на окна, с олнечные очки ивстроенныйвкузовсаквояж «со строго личным реквизитом». Надо ли говорить, что и это сообщение сопровождалось весьма мажорными предвещаниями об «ожидаемом увеличении удельного веса женщ инв общей массе приобретателей автомобилей». Т рогательная забота английскихфирмо своих покупательницах , помнится, не только не дала тогда коммерческогоэф ­ ф екта , но и была зло высмеяна на стран ицахпрофсоюзных газет. Дело в том, что на заводах этих фирм при изготовлении автомобилей (в том числе и «дамских») ш ироко применяется женский труд, о плачиваемыйв Англии значительно ниже, чем мужской. О введении же принципаравной оплаты за равный труд означенныефирмы не хотели и слыш ать — т акдалеко их «галантность», р азумеется , не распространялась . Между тем, и в ФРГ дело обстоит в этом отношении ничуть не лучше. Достаточно полистать изданный не стольЭКЗАМЕН НА АРМЫОтветы на задачи, помещенные на стр . 3 2 . Правильные ответы — 2, 3, 5, 8, 9, 13, 14, 16,20,23 I. Дополнительная табличка под знаком «Движение запрещено» говорит о том, что перед нами еще не «главный» з нак , а его дублер, п редварительно инф ормирующий водителей о приближении к зоне запрещениядвижения . Нач нется она, к ак явствует из рисунка , чер ез 100 метров, а в этих пределах движ ениевпоказанномнаправлении разр ешено (пункты 26, 2.2 и 35, 5.2). II. Хотя дороги, по которымдвижутся автомобиль и мотоцикл, разного качества — одна имеет покрытие, а другая грунтовая, — при знаках , о пределяющих главную и второстепенную, это роли не играет. Оба водителя находятся на равн означных дорогах, а стало быть, повор ачивающий налево обязан пропустить едущего прямо со встречного направления (пункт 113). III. Водитель автобуса, х отяи находится справа , н икакихпреимуществ перед водителем грузовика не имеет. Он выез ­ ж аетсприлегающейк дороге территории — площадки для стоянки, а потому обязан пропустить тех, кто движется по этой дороге (пункт 84). IV. В ыезжатьвожидании поворота на трамвайные пути нельзя. Трамвайный путь — это граница проезжей части для данного направления движения (пункт 9), а правила требуют занимать перед поворотом крайнее положение именно на проезжей части, а не за ее пределами (пункт 87). V. В населенныхпунктахзапрещаю ­ щ ие знаки, к аки всюду, действуют до ближайшегоперекрестка , а при его отсутствии — до конца населенного пункт а (пункт 29). Конец населенного пункта водитель определяет не по границам застройки, а по соответствующему указательному знаку (пункт 9). Стало быть, за показанным на рисункезнаком 4.66 зап рещающийзнак 2.22 «Остановка запрещена» у же не действует. VI. Если регулировщиксопущеннымирукамиобращенк водителям боком, то нерельсовым транспортным средствам разрешено движение прямо и направо, а трамваямтолькопрямо (пункт 61). VII. Перед всякимизменением направления водитель обязан убедиться, что своим маневром он не создаст помех другим участникамдвижения (пункт 85). А потому он долженпропуститьи транспортное средство, водитель которого предпринял обгон раньше , чем поворачивающий подал предупредительный сигнал. VIII. На рисункепоказанакраевая линия (пункт 42, 1.1), к оторая служит лишь для улучшения видимости границ проезж ей части. Такие сплошныелинии разметки, к ак исключение из общего правила, п ересекатьразрешено (пункт 43). IX. Мера наказания за управление транспортным средством в нетрезвом состоянии зависит от многих обстоятельств, но не от степени опьянения водителя. И за «одну рюмку» он будет наказан по всей строгости закона . X. С негорящимопознавательным знаком автопоезд эксплуатироватьнельзя . Он должен следовать к месту стоянки или пункту технической помощи (пункты 165, V «в» и 166). 39