26
27
лЗЕЛЕНАЯ ВОЛНАСтраницы 26—33НА ПОСТУДень из жизни районной ГАИВ 8.00 он получил маршрутный лист и минут через пятнадцать уже выбрался на шоссе Городец — Ковернино. Его патрульный участок — от разъезда до села Бриляково. Высокий парень вко ­ роткой меховой куртке и серой форменной ушанке с гербом Советского Союза здесь на дороге представитель Советской власти. И водители в бесконечном потоке машин, и сам старший сержант Геннадий Однолетков, молодой инспектор дорожного надзора Городецкого отделения ГАИ Горьковской области, так это и понимали. Каждое движение инспектора неторопливо, внушительно, его слова точны, весомы. Мне казалось, что Геннадий порой зря поднимает свой полосатый жезл. Но каждый раз выяснялось, что для этого была причина. Иногда серьезная, иногда пустяковая, вроде бы. Но на дороге и пустяк может угрожать безопасности движения. Вот мимо нас идет на положенной скорости чистый, ухоженный ЗИЛ. Никаких нарушений, а Однолетков останавливает его. Внимательно проверяет документы (с этого начинается любой контакт с водителем), возвращает и говорит: — У вас в правом заднем колесе камень. Камень, зажатый между шинами задних скатов, — угроза идущей позади машине. В любой момент он может вырваться, как из пращи, и ударить в ветровое стекло. С проселка на асфальт сворачивает редкий для зимнего времени мотороллер «Турист» с пассажиром. Едет неторопливо, спокойно, позади, как положено, номерной знак. А Однолетков, мельком глянув на сидящего за рулем, негромко говорит своим помощникам автодружинникам: — Верните-ка его сюда! Общественные инспектора Саша Манов, работающий в автоколонне 1304, и слесарь-инструментальщик заволжского моторного завода Саша Постников быстро садятся в «уазик», а через несколько минут возвращаются, конвоируя мотороллер. Однолетков проверяет документы — так и есть! У столяра колхоза «Красный маяк» Н. А. Иконникова нет прав мотоциклиста. Он даже не пытается оправдываться и удрученно смотрит, как составляется акт. — Откуда ты знал, что он без «прав»? — допытываюсь потом у Геннадия. Он пожимает плечами. Кто его знает — интуиция, вероятно, выработалась. А работает Однолетков в ГАИ всего лишь третий год. Правда, до этого был общественным инспектором и проходил школу у нынешнего начальника Городецкого отделения Николая Сергеевича Вагина, работавшего тогда автоинспектором в Заволжье. ...Идет седельный тягач «Колхида» с фургоном. В кабине три женщины, а положено, как известно, не больше двух пассажиров. — Чья машина, что везете? — Обслуживаю тарную базу райпотребсоюза, везем стеклопосуду, а это — грузчики, кто ж на складе разгружать будет? Однолетков качает головой, косится на меня, но отпускает машину. Ехать им недалеко, да и как иначе решить вопрос. Грохочет мимо трактор с прицепомтележкой и останавливается по взмаху жезла. Геннадий обходит прицеп иуко -Включите подфарники!Наступили вечерние сумерки. Правда, дорогу было видно еще хорошо, и, наверное, поэтому водитель «Жигулей» не спешил включить приборы внешнего освещения. Ничто не мешало спокойно ехать со скоростью 5060 км/час. Далеко впереди с включенными подфарниками показался встречный автофургон. Вот на нем замигал сигнал левого поворота, и фургон переместился к середине дороги. Водитель «Жигулей» продолжал двигаться с прежней скоростью в полной уверенности, что его пропустят. Однако, когда до грузовика оставалось метров 20—30, стало ясно, что этого не произойдет. Избежать столкновения не помогли и надежные вазовские тормоза. Разбита фара, смято левое крыло, капот. Перелетев с заднего сиденья на переднее, больно ушибся ребенок. Оказалось, что водитель фургона не заметил вовремя на темном фоне придорожной зелени темно-зеленые «Жигули». Столкновения наверняка бы не слу26чилось, если бы водитель легковой машины обозначил свой автомобиль своевременным включением внешних световых приборов — подфарников или фар ближнего света. Пункт 132 Правил дорожного движения требует: «При движении в темное время суток... должны быть включены внешние световые приборы». Казалось бы, ясно. Однако на любой дороге в вечерние и утренние сумерки можно встретить сколько угодно машин, которые с весьма приличной скоростью проносятся, к ак тени, с выключенными внешними световыми приборами. Поговори с водителями, и наверняка услышишь: «Да ведь я вижу дорогу на 100—200 метров». Но видят ли его? Ведь если автомобиль светлой окраски при таких условиях еще заметен встречным, то машина темных тонов становится трудноразличимой. Расчеты показывают, что для безопасного обгона со скоростью 90 км/час (предельной по правилам движения) тех, кто едет, скажем, 50 км/час, надо видеть встречный автомобиль, приближающийся на скорости 70 км/час, минимум за 510 метров. А если и обгоняемый имеет скорость 70 км/час, то это расстояние вырастает до 1178 метров. Иначе возникает реальная опасность столкновения.Однако слабеющий и рассеянный естественный свет не всегда обеспечивает необходимую яркость и контрастность темных машин. Они просто сливаются с фоном дороги, зеленых насаждений, особенно в темной части горизонта. К тому жеи водителю такой машины труднее и труднее заметить встречного из-за необходимости все внимательнее вглядываться в полотно дороги перед капотом по мере того, к ак густеют сумерки. Некоторые водители считают такую езду «втемную» даже свидетельством особого мастерства. На самом деле от такого «шика» в короткие часы утренних и вечерних сумерек на дорогах создается особо опасная обстановка. Желание обойтись без света, не ослеплять встречных оборачивается резким снижением безопасности движения, и прежде всего для самого «маскирующегося». Такой водитель, убежденный в том, что его машину видно, а значит все в порядке, часто психологически не готов принять своевременные меры при возникновении критической ситуации. Так и случилось с водителем «Жигулей» в аварии, о которой мы рассказали вначале. По-видимому, одной из основных причин невыполнения требования о своевременном включении внешних р изненно смотрит на тракториста. Тот понимает без слов: — Ну, нет их у нас вгараже , что вы от меня-то хотите? Тракторный прицеп не оборудован стоп-сигналом иуказателями поворота. И нспектор возвращает еговгараж . — Так сейчас же светло, — пытаюсь япотом вступиться за тракториста. — Во-первых, это грубое нарушение правил, — говорит Однолетков. — А во-вторых, световой день сейчас корот ­ кий, к огда он назад с поля поедет, глядишь, у жеи стемнеет. Вот вам и аварийная ситуация. Идут еще два тракторастакимижеприцепами , не оборудованными световой сигнализацией. О днолетков отбирает документыу трактористов. В 10.30 мы переходим на шоссе Город ец — Линда от разъезда до села Смольки, после обедапатрулируемдо ­ рогу Городец — Зиняково от деревни Слоново до санатория « Г ородец » и, нак онец , в 15.00 занимаем пост на развилк еГородец — Линда. Таков маршрут ­ ный лист дорожногоинспектораОдно леткова на этот день. С мена постов позволяет перекрыть большое количество «горячих точек» д ороги . Эти « г орячие точки» отлично просма ­ триваются на макете - с хеме района, что висит вкабинете начальника отделения . На ней флажками трех цветов отмече ­ ны места дорожных происшествий. И туда, где флажков группируется больше, прежде всего направляются патрули ГАИ. — Работа у нас, — говорит майор Вагин, — к ак вы ужемогли убедиться, д о ­ статочно хлопотная, и скаждымгодом забот прибавляется. В 1963 году, к огдаГородецкий район еще объединялся с Чкаловским, на всей этой территории состояло на учете всего полторы тысячи машин . С егодняжеводном толькон ашем районе автомобилей стало за де ­ сять тысяч. А штат тот же — семь дорож ­ ных инспекторов. И потому самое главное внашейработе — профилактика, п реду ­ преждение происшествий. Проблема безопасности движенияврайоне давно переросла рамки компетенции ГАИ.Горк ом партии игорисполкомрассматри ­ вают ее как задачу государственной важности. Не раз на бюрогоркома принимались суровые мерыкруководите ­ лям автохозяйств, н арушающим законы дороги . И это — большая нампомощь . К аждую пятницу заседает дисквалификационная комиссия. На нее мы обязательно приглашаеминженеров по технике безопасности всех автохозяйств района... Разговор был прерван телефонным звонком. Вагин снял трубку, и лицо его потемнело. — А люди? — р езко спросил он . Выслушал ответ, повернулся: — С ообщили , что с плотины ушел под лед грузовик. Вы уж извините, д огово ­ р им после... Ч ерез минуту мы мчались к спасательной станции. Нас ужеждали три водолаза со снаряжением . Вагин остановил прох одящий грузовик, водолазы быстро покидали в кузов свое имущество, и, расчищая путь грузовику, м илицейскаяма ­ шина полетела по плотине Горьковского моря . У тела плотины, внизу серебри ­ стой чешуей блестел лед. Вот иогромная полынья усамого откоса дамбы. Четыре бетонных столбика ограждения сбиты. Водолаз ЮрийДе веке быстро подготовился к спуску. П о ­ д ошли две машиныслебедками , и вод олазу подали тяжелый крюкстросом . Спасательные работы разворачивались четко. Сверху было видно, к акмедленно движутся в глубине желтые баллоны со сжатым воздухом, з акрепленные на спи -не водолаза. Трос змеей скользил в воду. П отом остановился. — Н ашел ! — д ружно вздохнули все, кто был на берегу . Водолаза вытащили на берег . Взревела лебедка , трос натянулся, и под кро ­ ш евом битого льда обозначились очер ­ тания машины с цистерной. М едленно , словно нехотя, пятясь задом , выбиралась она на откос, потоки мутной воды хлестали из всех щелей . Е ще усилие — и машина на дамбе . Водитель в кабине без признаков жизни . Вскрытие впоследствии подтвердило версию Вагина — и н ­ ф арктвдороге , несчастный случай. П од лед человек ушелуже мертвым. — П адениемашинс откоса было бы исключено, — говорит на обратном пути Вагин, — если бы вдоль всей дамбы имелось тросовое ограждение , к ак на плотине. Видели? Н о пока не можем этого добиться. Полагаю, добьются. Порукой тому вся организация работы городецкого отд еления ГАИ. О результатах ееможно судить по статистике дорожных происшествий. В 1970 году их в районе было 129, з атемкаждый год количество происшествий снижалось, в минувшем случилось уже 86. Это лучшие показатели в области. П о настоятельному требованию ГАИ трассы всех автобусных маршрутовв Гор одцеосвещены ртутными светильниками. Сейчас вгороде устанавливаются светящиеся дорожные знаки, о гражда ­ ются тротуары. В общем , работы впере ­ ди ещемного . Но происшествия явно пошли на убыль, а по тому, к ак активно, заинтересованно, со знанием дела трудятся работники отделения, веришь, что безопасность движения на дорогахрайо ­ на будет идти круто вверх.Ф. зиньког. Горькийприборов освещения является незнание водителями того, что же считать темным временем суток, когда оно наступает. Тогда как известно: темным временем суток является время от захода до восхода солнца. Да еще к нему надо прибавить вечерние и утренние сумерки. Вот чем следует руководствоваться водителям. Для их информации время восхода и захода солнца надо объявлять по радио, публиковать в газетах. Хотелось бы, чтоб и работники Госавтоинспекции строже контролировали точное выполнение требований Правил дорожного движения о своевременном включении внешнего освещения. Водителям нужно разъяснять, что обозначить свой автомобиль в сумерки, хотя бы светом подфарников, — значит существенно обезопасить себя от всяких неожиданностей. Ю. КУДРЯВЦЕВ, автолюбительг. СевастопольIIIVYYIVII VIII IXX XI XIIМ ЕСЯЦЫсчитать промежуток от захода до восхода солнца плюс еще один час сумерек (по полчаса утром и вечером). Учитывая тот факт, что «Комментарии» есть далеко не у каждого водителя, мы для общей ориентировки помещаем здесь напечатанную в них таблицу изменений периода темного и светлого времени суток в течение года на средних широтах.27От редакции. Вопрос, поднятый в письме нашего читателя, нашел свое отражение в «Комментариях к Правилам дорожного движения». Как сказано в них, темным временем суток надо