ЧУДДКОВСКИИ «осьминог»Испытания «осьминога» в начале 1934 года. Машина оснащалась на первых порах колесами и шинами от серийного легкового автомобиля ГАЗ-А. Кабина заимствована от грузовика АМО-3. У задней стенки машины в армейской шинели и буденовке — военный инженер, (в будущем — академик! Е. А. Чудаков. В средней части кузова (вход через боковую дверь-полог, что позади третьей оси) размещались экипаж испытателей и измерительная аппаратура. создания теории силового потока в ней. Испытания на грунтовых дорогах Подмосковья опытного автомобиля выявили необходимость повышения плавности хода, устойчивости, а для боевых машин на его базе — и водоходности. Тогда эти задачи наши ученые и инженеры не готовы были решить полностью. И поэтому с тех пор и на протяжении всего шестидесятилетнего пути кафедра колесных машин академии стала экспериментальной базой опытных научно-исследовательских работ. Профессора В. И. Медведков и Д. А. Антонов, возглавивший позднее кафедру С. И. Беспалов, преподаватели Я. С. Агейкин, Н. В. Аржанухин, А. П. Степанов, И. П. Чайковский и другие развили теорию многоколесных машин. Так, в конце 50-х годов в содружестве с Кутаисским автомобильным заводом на кафедре был создан первый восьмиколесный полноприводный плавающий бронетранспортер —' предшественник поступившего позднее на вооружение бронетранспортера БТР-60П. Закономерности создания многоосных полноприводных машин, заложенные в те далекие годы, используются и поныне при создании новых образцов. «Осьминог» был построен в 1933 году и испытывался в начале 1934 года. Его изготавливали в содружестве с заводом «Красный Путиловец» (ныне Кировский завод), а широкопрофильные опытные шины типа «сверхбаллон» поставил НИИ резиновой промышленности. Сотрудничество академии с различными заводами и НИИ России продолжается до сих пор. И отмечая ее 60-летие, мы с интересом рассматриваем снимки восьмиколесного автомобиля тех лет, в схеме которого немало сходства с современными БТР колесной формулы 8X8 . А. БЕСКУРНИКОВТермин «имеет повышенную проходимость» большинство наших автомобилистов в тридцатые годы связывали скорее с возможностями людей, нежели автомобилей. Очень немногие заводы тогда выпускали внедорожные автомобили со всеми ведущими колесами — двух- или трехосные. Но с ростом грузоподъемности для увеличения так называемой опорной проходимости — способности передвигаться по мягкому деформируемому грунту — это единственный путь создать большую опорную площадь колес. Как? Сделав машину четырех- и даже пятиосной и применив широкопрофильные шины. Но в начале тридцатых годов еще ни одна фирма не бралась делать четырехосные машины. Сенсацией тогда стал изготовленный в ноябре 1932 года Ярославским автомобильным заводом (ЯАЗ) грузовик ЯГ-12 колесной формулы 8X8 (ЗР, 1978, № 11). Этот экспериментальный автомобиль в колонне других ярославских машин прибыл в Москву для участия в праздничной демонстрации. В столице ярославцев поздравили с успехом будущий академик Е. А. Чудаков и представители военных. ЯАЗ не имел возможности делать четырехосную машину, но военным колесная формула 8X8 , похоже, приглянулась. И когда 60 лет назад была создана Академия моторизации и механизации РККА (ныне бронетанковая академия), ее кафедра колесных машин немедленно приступила к разработке именно конструкции восьмиколесного полноприводного шасси. Руководил проектированием Чудаков, который возглавил в академии кафедру колесных машин. С самого начала выяснилось, что для создания такого внедорожного «осьминоБолее поздний снимок, сделанный во время испытаний. Автомобиль уже оснащен «сверхбаллонами» размером 820X250 мм с рабочим давлением 0,6—0,8 бар. Они успешно прошли испытания в Каракумском пробеге осенью 1933 года. Хорошо видно, как работает на пересеченной местности независимая подвеска асах колес. Большой задний свес кузова, установленный в его «спине» радиатор от легкового автомобиля Л-1 и выведанный на крышу воздухозаборник системы питания красноречиво намекают, где был установлен силовой агрегат.га» не хватает теоретических разработок, методик расчета да и практики конструирования. Дотоле достаточно широко и детально разработанные разделы теории и расчета двухосных автомобилей оказались недостаточно полными применительно к машине колесной формулы 8X8с независимой подвеской всех колес и нетрадиционным распределением масс по осям. Найти ответы на эти вопросы и решила группа специалистов во главе с Чудаковым. Конструкцию взялись создать необычную: четыре оси с односкатным расположением колес и силовым агрегатом сзади. Пришлось решать и чисто прикладные задачи — рулевой привод при независимой подвеске колес, раздача крутящего момента по осям, наличие блокировки дифференциалов и др. Опытный автомобиль академии таким образом должен был стать своеобразным испытательным стендом не только для апробирования теоретических положений, сбора исследовательской информации, но и для проверки первых отечественных дизелей «Коджу» и широкопрофильных шин. А наши серийные восьмиколесные машины БТР-60, МАЗ-535, БАЗ-135Л4, появившиеся три десятилетия спустя после чудаковского «осьминога», несли в себе косвенные результаты этих исследований. Именно эксперименты Чудакоаа впоследствии дали ценный материал для его научной работы о циркуляции паразитной мощности в трансмиссии полноприводного автомобиля дляМУЗЕЙ14 ЗА РУЛЕМ 9/92