КЛГБИНФОРМАЦИЯИЗ КОПИЛКИ БЫВАЛЫХ Ш ЛЕКТОРИЙРаздел ведут редакторы В. АРКУША, Б. СИНЕЛЬНИКОВ, Д. ПОСТНИКОВ.АВТОЛЮБИТЕЛЕЙшины за такие деньги, найдутся средства и на «93-й». Ну а если в вашем регионе вовсе нет топлива, переходить на А-76 нет смысла — без того стопроцентная экономия. В наших предыдущих расчетах есть, о днако , м инимум два изъяна. Первое, что мы не учли: при переходе на А-76 расход топлива возрастет, а значит, э ко ­ номический эффект от переделки будет меньше. Поскольку наша цель — выяснить целесообразность такой модерниза ­ ции, м ы не будем углубляться втеорию двигателя, заметим лишь, что законы физики не удалось обмануть никому: специалисты считают, что расход топлива увеличивается на 5—8 %. Следовательно, из сэкономленных денег надо вычесть сумму , затраченную на приобретение этих «лишних» литров. М ы собирались израсходовать до капитального ремонта 15 000 литров. Восемь процентов от этого коли <ества по 13 рублей литр дадут 15 600 рублей дополнительных затрат. Общая суммаэкономии снизится до 14400 руб ­ лей. Читатель, з нающий азы экономики , подскажет, что еще надо вычесть затраты на переоборудование машины. Они зависят от способа перехода на более деше ­ вый бензин . Распространенный и надежный вариант — установка дололнительной прокладки под головку двигателя. Изготовляется она из алюминиевого сплава и бывает впродаже ; о риентировоч ­ ная цена на сегодняшний день — 100 руб ­ лей. К роме нее, понадобятся две штатные прокладки: алюминиевую вкладывают между ними и образуется некое подобие сандвича. Теоретически можно использовать и ту, которая была установлена заводом — изготовителем двигателя, о д ­ нако при демонтаже головки она очень часто приходит в негодность, поэтому лучше заранее приобрести две новые прокладки — еще 200 рублей. Д емонти ­ ровать головку, установить прокладки и все собрать — день работы или примерно тысяча рублей, если нанять слесаря..Следовательно, вычитаем из общейсуммы 1300 рублей. Итак, вы можете сэкономить t3 100 рублей. На каждый рубль затрат получае м 10,08 рубля прибыли. Редкое предприятие имеет такую высокую рентабельность. Если же переоборудовать машину самостоятельно (ничего сложногов этом нет), то затраты составят всего 300 руб ­ лей, тогда на каждый вложенный рубль мы получим 47 рублей. Это уже сверхприбыль!«76-0» ПРОТИВ «93-го»Бензин день ото дня дорожает, хорошо было бы знать, как сэкономить деньги на топливе. Один из способов — перейти на более дешевый сорт. Сулит ли он выгоду, вы узнаете, прочитав статью кандидата технических наук Д . ПОСТНИКОВА. Говорят, теперь каждый гражданин должен стать хозяином, а для этого надо сначала научиться считать деньги. Попробуем. Сразу оговоримся , что, пока журнал будет идти к читателю, цены могут снова измениться. В сентябре вМоскве литр бензина А-76 стоил 13 руб., АИ-93 — 15 руб . (В некоторых городах вместо АИ-93 продается АИ-92 или АИ-91.) Средний эксплуатационный расход топлива у заднеприводных «жигулей» и «москвичей» о коло 10 л/100 км . Понятно, что у одних машин чуть больше, у других — чуть поменьше. В городеи на проселке, естественно, выше, а на шоссе ниже . Тем не менее, б удем придерживаться этой цифры : она подтверждена много ­ кратными замерами . Рассказы о расходе 6 л/100 км — либо шоферские байки, либо результат доморощенных экспериментов, в которых расход оценивали по указателю уровня топлива в баке (очень неточный прибор ) , а пробег — по счетчику спидометра (на его показания влияет, например, марка шин). Итак, на «93-м» бензине 100 километров обойдутся в 150 рублей, а на «76-м» — в 130. Разница — 20 рублей. По данным завода-изготовителя, средний ресурс двигателя «москвичей-412», -2140 до капитального ремонта — 150 000 км . Следовательно, э кономия за время эксплуатации на бензине А-76 составит 30 000 руб . М ного это или мало? Чтобы понять, н ужнос чем-то сравнить, с кажем , с ценой машины. По методике , принятой бывшим Госстрахом, стоимость такого «Москвича» пятилетней давности с учетом инфляции — о коло 100 000. Значит, м ожно сэкономить на бензине сумму , равную 30 % стоимости автомобиля. Рачительному хозяину есть над чем задуматься! Ясно, что там, где бензин стоит до ­ р оже , а разница в цене «76-го» и «93-го» о щутимее , м ожно сэкономить еще больше. Конечно, если машина куплена на бирже за полтора миллиона рублей, то в сравнении с ними тридцать тысяч — к опей ­ ки. Впрочем, у тех, кто приобретает маОсновные параметры двигателей для «Москвича-2140»Максимальный крутящий момент (с карбюратором К-126Н), Н-мМодель автомобиляДвигательРабочий объем, см 3Степень сжатияСорт топливаМаксимальная мощность, л. с. (кВт)Удельный расход топлива, . г/М^ж (г/л. с.-ч)Средний ресурс до капитального ремонта двигателя,ТЫС. КМ«Москвич-2140»«Москаич-2140»412Э 412ДЭ1478 14788,8 7,2АИ-93 А-7675 (55) 68 (50)111,8 103,984 (220) 88 (230)4 50 15030ЗА РУЛЕМ 12/92