28
29
УРАЛЬСКИЕ ИНИЦИАТИВЫН ужно энергично искать другие сферы применения машин, осваивать новые мо ­ дели, то есть «не потерять лица» в условиях рыночной экономики . Конечно, для УралАЗа конверсия проходит менее болезненно, чем для танковых заводов вОмске или Нижнем Тагиле. Тем более что руководство Уральского завода оказалось подготовленным к конверсии. Еще с 1988 года в Миассе параллельно базовой дизельной модели выпускается ее народнохозяйственная модификация -43202-01 с деревянной, а не цельнометаллической грузовой платформой, у которойоткид ­ ным сделан не только задний борт, но и два боковых. Автомобиль стал почти на полтонны легче, п рощев эксплуатации и дешевле — для него не предусмотрены тент, лебедка, система регулирования давления воздуха в шинах. Двойник модели -43202-01 — седельный тягач «Урал-44202-01», способный буксировать полуприцеп полной массой 18 500 кг. Шасси семейства -43202 широко используются для установки кранов, п ро ­ т ивопожарного оборудования, в качестве бензозаправщиков, с 1990 года для 27местных автобусов НЗАС-4951-01 для перевозки вахтовых бригад. Среди народнохозяйственных моделей нельзя не назвать самосвалы «Урал-5557» для села и четырехгусеничные снегоболотоходы «Урал5920» для нефтяников и геологов, работающих в Сибири и на Крайнем Севере, лесовоз «Урал-43204». Предвидя изменение конъюнктуры спроса на свои грузовики , миасские специалисты разработали модернизирован ­ ный вариант базовой модели — «Урал43223». К роме того, завод провел цикл переговоров сфирмой ИВЕКО о совместн ом производстве трехосных самосвалов грузоподъемностью 19 тонн. Наконец, начали реализовываться (пока в мелкосерийн ом производстве) давние разработки заводских конструкторов по восьмиколесному грузовику повышенной проходимости «Урал-5323». Так что завод не стоял на месте и готовил различные предложения заказчикам. Большинство «уралов» оснащается «камазовскими» дизелями, но их постоянно не хватает. Лишь недавно Кустанайский28 ЗА РУЛЕМ 12/92Внедорожный самосвал «Урал-ИВЕКО-330-30» (1992 г.). Сборка снегоболотоходов «Урал-5920» в цехе малых серий. ПРОБЛЕМЫ П СУЖДЕНИЯдизельный завод ( К ДЗ ) , входящий впро ­ изводственное объединение « У ралАЗ » , по лицензии немецкойфирмы «КлекнерХ умбольд - Д ойц » ( К ХД ) изготовил первую партию дизелей воздушногоохлаждения . Эти двигатели прекраснозарекомендова ­ ли себя на самосвалах «Магирус» во времясооруженияБАМа . И, разумеется, с раз ­ витием их выпуска в Кустанае «уралы» будут иметь собственные моторы . А совс ем недавно КДЗиУралАЗ подписали снемецкойфирмой еще один договоро сотрудничестве, р езультатом которого должно стать производство в Кустанае новейшего дизеля КХД . Первые свои двигатели «Урал-744» К ДЗ направил в Миасс. Наряду с расш ирением их выпуска предстоит освоить более совершенную модель КХДив то жевремя вводить в строй производствен ­ ные мощностипервойочереди на 20 тысяч дизелей вгод . У ралАЗ — о дин из немногих заводов России, на которыхв 1991 году выпуск грузовиков не упал, а вырос (28 531 автомобиль против 28 267 в 1990 году ) . Правда, завод активно ищет заказчиков . О н выполнил большой заказ ( н есколько сотен машин) для Китая, где трехосные «уралы» снискали высокуюрепутацию . А 20 июля сконвейера сошел 50-й гру ­ з овикбелого цвета — последний из партии, заказанной для вооруженных сил ООН. Несколько слов о новых машинах завода, п рактическинезнакомых нашему читателю. Восьмиколесный «Урал-5323» с дизелеммощностью 260 л. с./190 кВт оснащен турбонаддувом . Эта полнопри ­ водная машина с системой регулирова ­ ния на ходу давления воздуха в шинах может перевозить 9000 кг груза ибукси ­ ровать прицеп полной массой 12 000 кг . О ригинальный по конструкции автомобиль целиком разработан заводскими специалистами и не имеетникакой связи сопыт ­ ной машиной НАМИ-058, как говорилось ранее водном из наших материалов. Д ругая необычная машина завода — с негоболотоход «Урал-5920» г рузоподъ ­ е мностью 8000 кг. Благодаря широкимрезинометаллическим гусеницам он ока ­ зывает на почву ( п ри полной нагрузке ) удельное давление всего в 0,22 кгс / с м . Такая машина, снабженная лебедкойс тяговым усилием в 7000 кг , д изелеммощностью 220 л. с , м ожет работать в труднодоступных районах. И, что сам ое главное, завод начал выпускать «Урал-5920» м алыми партиями. Последняя новинка завода — «Урал43223» с V - о бразным 8-цилиндровым ди ­ зелем КДЗ воздушного охлаждения. Первая промышленная партия этих машин собрана виюне . «Урал-43223» отличается от базовой модели не только двигателем, но и новым и кабиной иоперением . Д о конца года намечено собрать несколько сотен этих машин . Д ля участия вмеждународноммарафонском ралли «Париж — Пекин» на заводе была подготовлена спортивная модификациягрузовика (он показан на обложке ) с 360-сильным дизелем возд ушногоохлаждения , способная развивать скорость до 120 км / ч . Два заводских экипажа на этих машинах добились неплохих результатов в марафоне, к оторыйшироко освещался мировой прессой. Завод ожидает , что такая своеобразная рек ­ лама его продукции даст определенныйэкономический эффект. В мае этого года на Московской выставке «Нефтегаз-92» был впервые показан полноприводный трехосный внедор ожный самосвал «Урал-330-30» полной массой до 33 тонн на шасси ИВЕКО-330-30 скузовом , п редназначенным для работы в карьерах иизготовленным на УралАЗе . (О начале совместного производства на УралАЗе тяжелых самосвалов по лицензии ИВЕКО мыужесообщали . — ЗР, 1992, № 7.) Генеральный директор объединения « У ралАЗ » Ю . Г орожанинов , г оворяо сотрудничестве с ИВЕКО, подчеркнул: «Это — машины, к оторые бывший Союз не создаст еще лет тридцать икоторые будут кон ­ к урентоспособными на мировомуровне » . Л ицензионнаяпрограмма — первый этап внедрения в нормальные рыночныеструктуры . Сейчас процветание завода зависит не от воли Госплана или Мин автосельхозмаша, а от того, насколько он сможет удовлетворить запросы заказчика, как отечественного, так и заруб ежного , по качеству машин , их технич ескому совершенству, наконец, цене. И ного пути нет. Если завод освоит мо ­ дель «Урал-ИВЕКО-330-30», машину бо ­ лее высокого класса, ч ем нынешние егогрузовики , для предприятия это будет вторым дыханием. Такая инициатива представляется сегодня весьма рациональной. Она позволит поднять производство на более высокий уровень. Но вконкурентнойборьбе нельзя только преследовать соперников , надо и обгонять. В этой связи вспомним авиам оторостроителей . Освоив вдовоенныйпериод лицензионные двигатели «ИспаноСюиза», «Райт-Циклон», «Гном-Рон», они творчески развили их конструкцию , с озда ­ ли модели более совершенные , ч ем их прототипы . Хочется надеяться, что такая практика со временем установится и на УралАЗе. Первые партии машин ИВЕКО из ФРГ в виде шасси поставляются на УралАЗ , где они доукомплектовываются отечественным оборудованием , с остоящим пока из самосвального кузова, дисковых колес Челябинского кузнечно - п рессового завода, к омплекта шин Омскогошинного завода и двух аккумуляторов . Через три четыре года после организациипроизвод ­ ства ряда комплектующих изделий на терр итории России эти автомобили намечено целиком изготовлять своими силами. То обстоятельство, что машина сейчас практически собрана в ФРГ, диктует ее высок ую , по нашим меркам , цену — 190 тысяч немецкихмарок . Несмотря на это, п ервуюпартиюуже заказали нефтяники Тюменской области, проявили к новой машине интерес и якутские орга ­ низации. Выставочный образец почему-то имел на облицовке радиатора надпись заводаизготовителя УралАЗ латинскими буквами , а не марку машины, к отораявинформа ­ ционных материалах подается как «Урал». Н ужно сказать, что УралАЗ проявляет инициативу сотрудничества не толькос .западными фирмами , но ис восточными. С участием российского УралАЗаики ­ тайского завода «Хэпин» из городаЦицикар создано совместное предприятие по выпуску на шасси «уралов» кранов, цистерн, буровых установок. Приятно отметить, что есть внашем ' автомобилестроении заводы, к оторые не только не сокращаютобъемпроизвод ­ ства, но и осваивают новые, более совершенные модели , завязывают сотруд ­ ничество сзарубежнымифирмами . Значит, хоть трудно , но возможно . Отдел науки и техникиНовая модель грузовика «Урал-5323» колесной формулы 8X8 (1991 г.).Фото А. Ганюшина, Б. КлипиницергЗА РУЛЕМ 12/92 29