тестРАСХОД ЗАВИСИТ ОТ УСЛОВИИДатчик расхода топлива — серьезное устрой ство. Четыре прецизионных плунжера строго отсекают каждый кубический сантиметр жидкости.Сегодня самый актуальный вопрос, без сомнения , — бензин, его цены и расход. Первое от нас не зависит, а вот второе — предмет забот и острых дискуссий. В ряду технических показателей автомобиля топливная экономичность занимает особое место. Если, с кажем , размерные величины можно определить, имея рулетку или штангенциркуль, то эксплуатационный расход топлива — задача, у которой нет прямого и однозначного ответа. К о ­ му-то это утверждение покажется спорным. В самом деле, есть же педантичные водители, которые скрупулезно фиксируют, сколько топлива залито в бак и на сколько его хватило, а потом высчитывают удельный расход в литрах на сто километров. Полученной цифрой пользуются для всевозможных сравнений и выводов. Правомерен ли такой подход к делу? Нет, так как результаты этих вычислений могут ввести в заблуждение. Слишком многие факторы, и зачастую значительно, влияют на расход бензина: конструктивные особенности автомобиля, его техническое состояние, загруженность машины, погодные идорожные условия, манера езды водит'еля и т. д. Разница в расходе бензина на один и тот же километраж может возникнуть, например, из-за отклонений в поправочных коэффициентах счетчиков пути (хотя они не выйдут из допустимых пределов). Поэтому сопоставлять можно только результаты специальных заездов, подготовленных и проведенных на профессиональном уровне, в противном случае любое сравнение неправомерно. Но даже если дорожные испытания организованы сколь угодно грамотно, как измерить расход жидкости? Способ доливки мерной посудой (о том, чтобы принять на веру показания счетчика бен22 ЗА РУЛЕМ 12/92з околонки , и речи не идет) неудобен и неточен, а потому непригоден. Борткомпьютеров с соответствующим датчиком у нас практически нет, а если бы и были, точность этих «ширпотребных» устройств невысока. Существуют расходомеры, предназначенные для исследований; они обеспечивают очень высокую надежность и достоверность, но их производство штучное, а цена равна приблизительно половине цены автомобиля. А без специальных приборов замерять расход бензина — пустое занятие. Велика же была наша радость, когда редакция «За рулем» смогла наконец приобрести два современных расходомера. Дорогая покупка открывала новые возможности для редакционных испытательных работ. Интересно, сколько бензина «едят» наши автомобили в условиях повседневной эксплуатации? Причем хотелось знать точно, а не двигаясь по сомнительной цепочке «заправка — остаток — доливка». Дорожно-эксплуатационные условия мы разбили на два элемента — город и шоссе. Иначе рисковали получить ничего не говорящие усредненные показатели. Что касается загородного участка, особых трудностей с рабочим маршрутом не было: выбрали двадцати пяти километровый отрезок Симферопольского шоссе схорошим покрытием, в меру холмистым рельефом и довольно стабильным транспортным потоком. В городе хлопот было больше, но в конечном счете нашли кольцо длиной 20,4 километра, где была возможна достаточно стабильная езда. Улицы на маршруте, конечно, не были пустынны и даже наоборот, довольно плотно загружены транспортом, но без «узкостей», из-за которых возникают непредсказуемые и долгие пробки . Разумеется, такие условия нельзя считать вполне корректными . Однако важнейший критерий — повторяемость результата — обеспечивался. В качестве технического объекта испытаний взяли серийный ВАЗ-21099, совсем новый, с пробегом 5000 километров. Его исправность и регулировки не вызывали сомнений. Надо отметить, что результаты, полученные на такой машине, м ожно практически один кодному отнести к любому ВАЗ-2108 или ВАЗ-2109, оснащенному двигателем 1500 см ' , а с определенной скидкой — к тем же моделям смотором 1300 см ' .