сек. Так как Кузов открытого типа, дум аю , нелишне сказать о тенте. Исправно он прослужил лишь около года, а потом , если на улице дождь , в машине полно воды. Пришлось провести антикоррозион ­ ную обработку днища изнутри ипросвер ­ лить сливные отверстия. По этой жепри ­ чине снял ишумопоглощающиерезино битумные коврики , п одкоторыми скапливалась вода. В одном из номеров «За рулем» п ромелькнуло объявление, что БелАЗ ( О сиповичский завод автомобильных агрегатов . — ред.) приступил к выпуску пластиковых панелей для крышиЛуАЗа , но я их до сих пор не видел. Поэтому решил самостоятельно заменить брезент листовым алюминием . Только с материалами проблема. О бзорность неважная, особенно сзади, из-за чего трудно двигаться заднимходом . Так жесложно наблюдать автомобили, движущиеся чуть сзади и правее, пришлось установить боковое зеркало с правой стороны . Кстати о зеркалах. Внутреннее вполне устраивает, а вот боковое , установленное заводомс левой стороны , при повороте налево мешает, так как ока ­ зывается прямо напротив глаз водителя. Поэтому пришлось его опустить на самый низ окна . « Д ворники » не выдерживают никакой критики . Площадь очищаемой ими поверхности очень мала (впечатление, что едешь в БТР), а примерно на де ­ сятой тысяче стали чистить кое-как. П ри ­ шлось переделывать на «москвичовские». Что касается двигателя, то 40-сильный ЗАЗ-968 для машины слабоват. Н ужен хотя бы как на «Москвиче-408». К достоин ­ ствам двигателя (а вернее, м оторногоот ­ сека) следует отнести его отличную вентиляцию. Д ажепри закрытых жалюзитем ­ пература масла летом поднимается не выше 90 °С, а зимой он даже «мерзнет» (60 °С). Ходовая часть разочаровала небреж ­ ностью сборки . После шестидесяти сне ­ б ольшимкилометров пробега от магазина додома чуть не половина гаек откру ­ чивалась вручную. Пришлось изрядно полазить под машиной, пока стал чувствовать себя спокойно . Д овольнобольшой расход топлива — о коло 13 л/100 км по городу — с лихвой компенсируется отличной проходимостью. Здесь, пом оему , Л уАЗ ни в чем не уступает знам енитымУАЗами «нивам». Рулевое управление неплохое, машина довольно маневренна. Хотелось бы всетаки, чтобы оно стало немного легче и радиус поворота стоит уменьшить. Э лектрооборудование особых нареканий не вызывает, но с неполадками и нед оработками все же пришлось столкнуться. О дним из самых серьезных минусов считаю размещениеаккумуляторав салоне (об этом я писал выше). Неудачна схема включения стеклоочистителя: к ро ­ м енепрерывногорежима работы, следует, наверное, сделать ирежимс интервалом 3—6 секунд, как на всех «нормальных» автомобилях. Лампу для освещения салбна нужно поместить вдругое , более удобное место. К коробке передач пока никаких претензий нет. Только предложил бы заводс кимконструкторам изменить передаточное число заднего хода: иногда не хватает тягового усилия при выезде назад из тяжелого грунта. В целом автомобиль неплохой и, что самое главное, н ужный . О собенновхо ­ зяйстве арендатора да и на личном под ­ ворье сельского жителя. г. Кишинев Г. КУЗНЕЦОВБЕСКОНТАКТНУЮ ВМЕСТО КЛАССИЧЕСКОЙПоявление в продаже комплектов бесконтактной системы зажигания с датчиком Холла, предназначенных для всех моделей «Жигулей», вызывает у владельцев старых машин вопрос, целесообразно ли ее применение взамен штатной системы. Рассказать об этом мы попросили заведующую лабораторией НПО «Автоэлектроника» Н. ВОЛКОВУ.Комплект БСЗ-01. Знакомство на практике наших автолюбителей сбесконтактной системой зажи ­ гания (БСЗ), впервые появившейся на ВАЗ-2108, было малоприятным : один из трех ее приборов , печально прославившийся коммутатор 36.3734, выходил из строя через десять — двадцать тысяч километров . П озже , к огда его заменили более совершенныминадежным , модели 3620.3734, владельцы начали замечать, что у новой системы есть и положительные качества. В первую очередь, нет необ ­ ходимости контролировать и регулировать контакты прерывателя иопережения заж игания , чтобы мотор не терял мощ ­ ность и приемистость. Рост доверия автолюбителей к элект ронике побудил специалистов к разработке и освоению подобных систем для давно выпускаемых двигателей «жигулей». Что дает их установка на эти машины взамен штатных? Во-первых, в значительной мере устраняются недостатки, присущие классичес кой системе зажигания и отрицательно влияющие на рабочие процессы в двигателе. Так, биение и вибрация бегунка распределителя, нарушающие равномерность распределения искры по цилиндрам дви ­ гателя у классической системы, в случае применения БСЗ практически не сказываются. В ней нет контактов прерывателя тока низкого напряжения, благодаря чему выше надежность всей системы, п роще ее обслуживание, так как отпадает необходи ­ мость периодически зачищать контакты и регулировать зазор между ними. Во-вторых, повышенная энергия разря ­ да в свече зажигания БСЗ надежно обеспечивает воспламенение горючей смеси в цилиндрах двигателя. Это особенно важно при разгоне, к огда условия для воспламенения смеси неблагоприятны из-за ее временного обеднения. К тому же на 20 % снижается содержание СО вотрабо ­тавших газах ипримерно на 5 % — расход топлива. Д ругое важное качество. При пуске хо ­ л одного двигателя с классической систем ой при низких температурах значительно ухудшается искрообразование вследствие чрезмерного падения напряжения вбортовой сети. В БСЗ эти параметры остаются почти неизменными при падении нап ряжения вплоть до6 В, что обеспечивает уверенный пуск. Несколько слов о принципе работы бесконтактной системы. Ц епьюнизкого напряжения в первичной обмотке катушки зажигания здесь управляет электрон ­ ный коммутаторприпомощимощного транзистора, р аботающеговрежимеклю ­ ча. Электронный коммутатор преобразует управляющие импульсы датчика в импульсы тока, поступающие в первичную об ­ м откукатушки . Поскольку в цепи низкого напряжения нет контактов прерывателя, увеличить энергию искрообразования помогает то, что сопротивление первичной обмотки катушки мало (0,45 Ом ) . Поэтому максимальная сила тока в этой цепи пер едискровымразрядомможет достигать 10 А вместо 3...5 Ау катушек классической системы зажигания. В результате энергия разряда на свечах возрастает до 45...50 мДж по сравнению с 10...15 мДжу обычной системы на средней частоте вращения коленчатого вала. Ч ем отличаются приборы БСЗ от при ­ меняемых в классической системе? В распределителе вместо механических контактов установлен бесконтактный датчик Холла. Он выдает импульсы напряжения, когда через его паз проходят прорези экрана ( ш торки ) , установленного на валике распределителя вместо кулачка. Катушка зажигания 27.3705 по кон ­ струкции подобна штатной Б117А, но с иными данными обмотки , что делает их невзаимозаменяемьгми. Она, как иком ­ мутатор 3620.3734, входящий вкомплект , заимствована у систем ВАЗ-2108 и «Таврии». Стоит ли устанавливать БСЗ вместо штатной системы? Если автомобиль уже достаточно поработал и распределитель зажигания (самый дорогойприбор системы) требует замены, есть смысл приобрести комплект БСЗ, к оторыйв этом случае безусловно себя окупит. Д умаю , что даже замена исправного инеизношенного распределителя себя оправдает, если штатный прибор продать нуждающемуся . В заключение отом , где можнопри ­ обрести и установить электронное зажи ­ гание. Сейчас выпускаются три его разно ­ видности. К омплект БСЗ-01 предназначен для двигателя ВАЗ-2103, -2106 (автомобили ВАЗ-21023, -2103, -21043, -21053, -2106, -21061, -21074, -21212, АЗЛК-2141). БСЗ02 — для двигателей ВАЗ-21011 (автомобили ВАЗ-21011, -2102, -21021, -21033, -21035, -21053, -21072, -21211). В нем датчик-распределитель 38.3706-01 отличается от 38.3706 длиной хвостовика — он более короткий (как и блок цилиндров двигателяэ. К омплект БСЗ-03 предназначен для двигателей «Москвич-412» (автомобили «Москвич-412», -2140, -21406, ИЖ-2125, -2715). Их можно приобрести и установить, обратившись кизготовителю : 105187, М о ­ сква, ул. Кирпичная, 4 1 . НПП «Экоавтоэлектроника». Телефон 366-06-26. По вопросам, в озникшим при монтаже или эксплуатации БСЗ, м ожно получить консультацию по телефону (095) 366-28-58.ЗА РУЛЕМ 12/92 33