СОДЕРЖАНИЕА ну-ка, ГАЗ, прибавь-ка газу Что на аынка? КОЛЕСО МИМС-93 Милости просим! 2 66 -11 12А НУ-КА, ГАЗ,ГЛАЗАМИ ВЛАДЕЛЬЦА BA3-2108: шесть лет, двое •ти тысяч 14 НАШЕ ЗНАКОМСТВО Мадемуазель ИКС МУЗЕЙ С благодарностью о "Студебеккере" СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА 1619 .19П рохожие , спешившие в этот утренний час, не оставляли незнакомку без внимания. О д ­ ни любовались издали, другие, забыв о делах, подходили ближе, чтобы рассмотреть детали ее элегантного туалета. Она же хранила молчание, всем своим видом выражая отчужденность.ТЕСТ "Октан-бустер" и другие .20 _ Русский — честный парень 52 ТЕСТ-ДАЙДЖЕСТ ТЕХНИКА Ярмарка моторов Схема дороги Москва—Новороссийск 23 24 .27ЗЕЛЕНАЯ ВОЛНА С гербом Москвы на борту 30 32 Заметки по поводу... Не гони на перекрестке .33 КРИМИНАЛЬНЫЙ АВТОМОБИЛЬ _ АЗБУКА ВОДИТЕЛЯ СЛОВО - АДВОКАТУ ЭКЗАМЕН НА ДОМУ СЕРВИС Двигатели • наше призвание. КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ Вы верите спидометру?. Газовое топливо СОВЕТЫ БЫВАЛЫХ_ 43 34 35 35 36,463743 СВОИМИ СИЛАМИ. Карбюратор "Мерседеса"_ 45 Не боги горшки обжигают _ 46 ЕЩЕ БЫЛ СЛУЧАЙ... Итоги конкурса 1992 года _ 47 ИЩЕМ НЕИСПРАВНОСТЬ _ 48 Есть на что опереться Из коллекции журнала "За рулем" 5154Приехав вНижнийНовгород , я, к о ­ н ечно , надеялся встретиться с этой «номенклатурной дамой» — «Волгой» ГАЗ-3105, п реемницей «Чайки». Правда, в списке того , что обязательно нужнобыло увидеть на ГАЗе , она не значилась первой : главное, д умал я, завод дизелей , новые грузовики, полуторка. Однако после неожиданного свидания с новой «Волгой», п рямов день приезда , да еще вне заводскойтерритории , м оимысли оказались поглощены ею... Едва япереступилпорогПАМСа ( п ро ­ изводства автомобилей малых серий ) , в згляд поймал вогромном цехе уже знак омые очертания «ноль пятой». Н едалеко на пятнистом от масла полу лежалмо ­ т ор — «секретная» V - о бразная « в осьмер ­ ка». У дальней стены нескольконеком ­ плектных машинждали своей очереди на сборку . В прошломгоду здесь вручнуюсобрали три «волги» ГАЗ-3105. За первые два месяца нынешнего года — еще пятнадцать. П ока не для продажи : их ждутдорожные испытания, дальнейшая довод ­ ка конструкции , тесты на безопасность . Не за горамизавершениеподготовкикон ­ с трукторскойдокументации для произ ­ водства, с ертификацияавтомобиля . «Раб ота над машинойпродолжается , — сказал ее ведущийконструктор С. Батьян ов , — но в очень непростых условиях». Основной «заработок» Г АЗу всегда давали грузовики . Еще недавно их делалиГАЗ-3105 — флагман нового семейства, перспективы которого, увы, весьма туманны.четверть миллионавгод , и казалось невер оятным , что наступят времена , к огдаспрос на «газоны» р езко упадет. О собен ­ но на полноприводный ГАЗ-66, о сновнымзаказчикомкоторого была армия . П ро ­ жорливые грузовики с бензиновым мот ором не очень - т оберут , э кономичныхдизельных все еще не делают . А зарплату рабочим платить надо, да ещепроизво ­ дить предоплатукомплектующих , находить средства на реконструкциюиосвое ­ ние новых моделей . В том числе и ГАЗ-3105. П редыстория этой модели такова. Пом имо «Волги» ( 7 0 — 7 5 тысяч машинвгод ) , з аводежегодно делал 150—200 «чаек». Ныне их не выпускают : постановление Совета Министров СССР в 1990 годуотме ­ нило эту номенклатурнуюпривилегию . Заводчане вздохнули свободнее — думал и , избавились от обузы . О днако членам союзного правительства потребовалась современнаямашинаболеевысокого «соц иальногоположения » , ч ем «Волга-3102». Тогда на заводе мало ктопредполагал , что, взявшись за ГАЗ-3105, они вновь веш ают себе камень на шею . Техническая задача увлекла: с вежаяконструкция , н о ­ вый двигатель — V - о бразныйвосьмици ­ л индровый , с впрыском топлива. П ривод2ЗА РУЛЕМ 6/93 ПРПБАВЬ-КА ГАЗУна все колеса, в перспективе гидропнев ­ матическая подвеска сэлектроннымуп ­ равлением, позволяющая регулировать дорожный просвет, изменять жесткость амортизаторов (она разработана специалистами завода иНижегородского полит ехнического института). Машина получит подушку безопасности для водителя и систему натяжения ремней безопасности, к оторыесозданы газовцами всотрудни ­ честве сфизикамиАрзамасаи авиастроителями Дубны . Д а , п рогресс немалый, о собенно по отношениюкбазовойконструкции «Волги» ГАЗ-24, относящейся кконцу 60-х. Но слишкомдорогосегодня обойдется он ГАЗу. Новый, в прямом смысле золо ­ т ой , автомобиль экономическиневыгоден : в первые годы выпуск ГАЗ-3105 не выйдет за пределы малых серий. Д ля повышения рентабельности, естественно, следует его увеличить, а значит, наладить поставки комплектующих , м ногие из которыхврод ­ н ом отечестве не изготовляют . О ргани ­ зовывать специализированные предприя ступени иерархическойлестницы , — что мы начали разработкунового семейства с «люксовой» м одификации , да тогда по - д ругому было нельзя. С егоднявремя упущено. К тому же первоочередные задачи — дизелизация, полуторка». Тем временемруководство ГАЗа, отцы городаи области, в чьем распоряжениинесколько новых «волг», пытаются оценить достоинства и недостатки престижноймо ­ д ели , взвешивают все «за» и «против» ее выпуска. О дну из таких машиня встретил возле заводоуправления — и зящную , но пока несчастную красавицу. Она ждалаодного из тех, к то решит ее судьбу. Спрос же на слегка омоложенную «Волгу» п режних лет, ГАЗ-31029 (ЗР, 1992, № 10), стабильно высок. Пришлось ловить выгодныймомент : в 1992 году их сошло сконвейера более 50 тысяч — не застоялись! Брали дажеснагрузкой — г рузо ­ в иком . Чтобы удовлетворить спрос и получить дополнительную прибыль, с пер ­ в ого февраля нынешнего года сборочный цех легковых машин ГАЗа, цех окраскиВ 1992 году на свет появился «универсал» (модель «31022») на базе ГАЗ-31029.и другие связанные воедино подразде ­ ления перешли на трехсменную работу. С начала 1994 года планируется комплек ­ товать часть этих «волг» четырехцилиндр овыми шестнадцатиклапанными двигател ямиЗМЗ — З аволжскогомоторного завода (ЗР, 1993, № 4). « М оторы будут, все идет по плану » , — считает главный конструктор легковых автомобилей В. Носаков. Расширяется семейство модификаций на базе-31029: п омимо традиционных универсала (ГАЗ-31022) и санитарной, г о ­ товятся выпускать «Волгу»-пикап, а также фургон. Узнав отрехсменномрежимеработы , я поинтересовался, как реагировали на приказгенеральногодиректора заводчане, к оторым предстояло выходить в ночь. Недовольные, к онечно , были. Однако большинство понимает, что такая работа сегодня — в их интересах. Д еловтом , что ГАЗ теперь — а кцио ­ н ерное общество открытого типа с уставн ым капиталом 5,8 миллиарда рублей. С редиработников распределяются без ­ в озмездные привилегированные и льготные акции (они продаются со скидкой 30 % и врассрочку на три года). Н оми ­ нальная стоимость одной акции — 1000 рублей . После составления реестра акционеров , то есть поименного списка владельцев ценных бумаг, и оплаты стоим ости льготных акций заводчане становятся собственниками . А приумножить собственность можно , т олькобыстро откликаясь на требования рынка , р асторопно приспосабливая книмсвоюпродукцию . И вот — освоили грузо - п ассажирскуюмо ­ д ификацию ГАЗ-33073. На упрощенном шасси ГАЗ-66 (без лебедки , системы под ­ к ачки шин, в торогобензобака ) с комбини ­ ровали сельскохозяйственный самосвал ГАЗ-3531 стрехстороннейразгрузкой . Эта полноприводная машина сдвухскатными задними колесами может перевозить 3,1 тонны груза . Так, опираясь на сложив ­ шееся производство , с могли дать потре ­ б ителяммашиныснужными качествами. Куда более масштабная задача — освоить производствоэкономичныхди ­ зельных двигателей. В условиях нынеш ­ н еготопливного кризиса это стало не просто актуально, но жизненнонеобхо ­ д имо . Строительство завода дизельных моторов , к отороемного лет шло ни шатк о ни валко, наконец завершено. Ж алею ,ГАЗ-33027 грузоподъемностью 1,5 тонн должен найти первых покупателей в начале 1995 года.тия для их производствавНижнем Новг ороде или другихгородах — на какие средства? Не на государственные же... Так что « н оменклатурная дама» о тнюдь не поможет решить экономическиепро ­ б лемы завода, как, в прочем , и унифици ­ рованные с ней более дешевые модели ГАЗ-3103 и ГАЗ-3104. П оэтомудаже не определенгод их освоения. «Ошибка втом , — говорили мне многие заводчане, з анимающие самые разныеЦех производства сидений для легковых машин.ТЕХНИКА© «За рулем», 1993 г.ЗА РУЛЕМ 6/93 3Г Один из опытных образцов грузовика на шасси ГАЗ-бб с дизелем воздушного охлаждения.ГАЗ-66-21: увеличена деревянная платформа, усилены элементы — ведущие мосты, рама, рессоры.ГАЗ-3531 с самосвальной платформой и гидравлическим подъемным устройством. . ^новой полуторки ГАЗ-3302. Она ведет свой отсчет с 1991 года. Такой автомобиль сейчас позарез нуженв стране, и поняли это не только на ГАЗе : к онкуренты на других заводах России разрабатывают подобныемодели . Так что выйти на рынокпервым — немаловажный фактор . Если дизельный двигатель ГАЗ-4301 — б азовогогрузовика — здесь разработали и освоили самостоятельно, то мотор для ГАЗ-3302 будет лицензионным — времени на разработку нет. С зарубежным партнер омдоговорились , но кто он — пока коммерческая тайна. На развозные грузо ­ вики намечают устанавливать и новые шестнадцатиклапанные бензиновые двигатели ЗМЗ . Но, в идимо , в 1994 году, к огдадирекция начнет выкручивать руки начальникам производствиобяжет их сделать партиюполуторок , двигатель при ­ дется поставить от старой «Волги» — у ж больно все ждуттакую машину. Вот иМинистерство внутренних дел России активно сотрудничает сконструкторами ГАЗа внадежде получить новые мили ­ ц ейскиефургоны хотя бы в 1995 году. А пока, как и «Волга» ГАЗ-3105, п олуторкапроходит испытания — д орожные , ресурсные. Только судьба умодели 3302, сдается, будет счастливее. К сожалению , о бъем статьи не позво ­ ляет рассказать обо всех изменениях, происходящих на заводе. Но снимки новых имодернизированных моделей, надеюсь, подтвердят, что ГАЗ, пустьчто не присутствовал 22 января на тор ­ ж ественномоткрытиикорпуса автомобильных дизелей, к огда собрали первый серийный двигатель. Велика была радость заводчан. Н емудрено : ведь ценой неимоверных усилий удалось поднять произ ­ водство. На площади 250 000 м2в 18 цехах установили 254 автоматические линии, а всего — 6 тысяч единиц оборудования . Монтажные работы выполняли только автозаводцы. Конечно, такую махину не запустить в одночасье, наладка обо ­ рудования продолжается . Не все ладится у металлургов икузнецов , к оторые ведут заготовку деталей. Поэтому в цех сборки автомобилей дизельных моторов поступает пока немного (в феврале — 30). Здесь на третьем конвейере их устанавливают на грузовик новой модели ГАЗ-4301. « М ы отдали предпочтениедизелю возд ушногоохлаждения , — сказал Н. Пархом енко , главный конструктордвигателей . — По уровню шума, долговечности, топлив-ГАЗ-33073 с V-образным бензиновым двигателем предназначен для перевозки 14 пассажиров.Автомобиль - самосвал ГАЗ-4509 с дизелем. Он может работать с самосвальным прицепом ГКБ-8536 (автопоезд ГАЗ-6008).ной экономичности он не уступает мото ­ р амсжидкостнымохлаждением , зато превосходит их в надежности, простоте эксплуатации». Куда короче , чем у дизеля, биографияне так быстро, как хочется, не так точно , к ак задумывалось, все же ищет своего покупателя, свои ниши на автомобильном рынке. г. Н. Н овгород С. Д ОРОФЕЕВТЕХНИКА4 ЗА РУЛЕМ 6/93