До недавних пор достать автомобиль было непросто. Государственное распределение, закрытые границы делали этот популярный товар дефицитом. Сегодня для того, чтобы купить легковую машину, не нужно стоять в очереди. Хотя вряд ли резонно связывать такое положение с улучшением коммерческой деятельности фирм, торгующих отечественными автомобилями, а также иномарками, или ростом поставок. Видимо, основная причина кроется в ограничении потребностей, снижении платежеспособного спроса населения. Тем не менее, изменившаяся ситуация на российском автомобильном рынке, безусловно, любопытна. Поэтому редакция обратилась к заместителю директора московского Центра изучения конъюнктуры цен и рынка («Ценакор») И. ЕВСЕЕВОЙ с просьбой проанализировать создавшуюся обстановку. Надеемся, что предлагаемый обзор будет интересен как рядовым автомобилистам, так и коммерсантам.Ко нъюнктурарынков сбыта легко ­ вых автомобилей в России и странах СНГ за последние Два года претерпела существенные изменения . Характерная особенность — выравнивание цен на всей территории бывшего СоветскогоСоюза при все возрастающей роли центральных и региональных биржвторговле . Если впериодза ­ р ождениябиржевой деятельности соотношения цен междурегионами по отдельным моделям составляли 1:3, что делало чрезвычайно выгоднымприобре ­ тение автомобилей в одних районах и их перепродажув других, то сейчас они стали меняться. Максимальный разброс цен на легковые машиныв январе 1993 года достигал 1:1,4. О н сохранился в течение всего первого полугодия. О днакои такое положение , учитывая выс окие цены на автомобили, п о - п режнему создает условия для спекуляции ими .Наивысшая цена реализации ВАЗ-21093 складывалась на товарно-фондовой бирже Санкт-Петербурга, наименьшая — на Московской товарной бирже. Разброс цен — 1,1 миллиона рублей.Отпускная цена на самую дешевую отечественную модель «Оку» в начале февраля составляла 890 тысяч рублей. К оммерсанты выигрывали от сделок по модели ВАЗ-21099 всреднем 1,2 мил ­ лиона рублей . Что касается ВАЗ-21093, то наивысшая цена его реализации складывалась на товарно-фондовой бирже СанктПетербурга, наименьшая — на Москов ­ с кой товарной бирже . Разброс цен составил зсреднем 1,1 миллиона рублей. Таким образом , эти две модели стали самыми выгодными при сбыте. В настоящее время четко определи ­ лись пропорцииифакторы , влияющие на автомобильные цены. П роисходящие изменения — следствие инфляционных процессов. В то же время на цены, о собеннов регионах, влияют внеэкон омическиефакторы , н апример политическая ситуация, и отсюда — нарушение системы кооперациии специализации производства автомобилей. Это влечет за собой неравномерное распределение спроса на легковые машины по терри ­ тории СНГ. Так, еще недавно Кавказский региондержал первенство по этому показателю . Сегодня из-за сложнойпо ­ литической ситуации сбыт здесь весьма затруднителен. На всей территории СНГ спрос смещается всторонудорогих мар ок автомобилей. К ним проявляют интерес представители коммерческих структ ур — за последние месяцы основные покупатели легковых машин . К онец 1992 года был отмечен значительными колебаниями в торговле автом обилями на региональных биржах . В де ­ к абреположение оживилось после того , как Российский комитет по политике цен «освободил» цены на «вазовские» автомобили, что частично сблизило бир ­ ж евыеи государственные оптовые цены. В январе объемторговли вновь увеличился по сравнению сдекабрем на 3 % . Тем не менее обстановка в этот период на рынке оставалась сложной . Основная причина — «перекачивание» продажи автомобилей врозницу благодаря, к акуже отмечалось, тенденции к выравниванию декларируемыхибиржевых ценРазброс цен идет не только по регио ­ нам, но и по отдельныммоделям автом обилей . Так, наибольшего колебания достигла биржевая цена (то есть цена сбиржевыми надбавками) на « М оск вич-2141» (вариации цен по биржам 1,53). К умеренно устойчивым можно отнести: 8АЗ-21099 (1,38), ВАЗ-21093 (1,28), ГАЗ-31029 (1,22). Анализ развития цен на легковые автом обили по биржам за период ноябрь — февраль (1992—1993 гг.) показал, что конъюнктура рынка на перечисленные выше модели ( к роме ВАЗ-21093) п озво ­ ляла снижать цены преимущественно на Российской товарно-сырьевой бирже. Сделки жесповышением цен происходили на Московской товарной бирже .6 ЗА РУЛЕМ 6/93 (при снижении последних). Процесс этот идет медленноитрудно . Система госавтомагазинов, д олгое время работавшая на принципах лимитированного распределения, только приспосабливается кширокойсвободнойторговле . Ускорить процесс поможет массовая приватизация. Реализация машин ограничена и острой нехваткой наличных денег уря ­ довых покупателей. Поэтому для активн огоперемещениярынка автомобилей сбиржв магазины и специализированные торговые дома необходимы определенный периодвремени (для мобилизации денежных средств населения) и прин ­ ципиальные измененияторговой полит ики , а именно приспособление рознич ­ ной сети к новым масштабам и условиям торговли. Основные требования: высокая компетентность торговцев , четкие условия исроки поставок, требования к качеству товара. Д о тех пор пока эти процессы не возобладают, розница и впредь будет нацелена только на под ­ держание государственного дефицита, а значит, цены на автомобили не стабил изируютсяи будут расти. Это, наверное, главный вывод на ближайшеевремя . Проведенный «Ценакором» анализ показал, что предприятия автомобильоно будет вынуждено значительно поднять отпускные цены, что понизит конкурентоспособность модели «2141». Пока доля АЗЛКв российской торгов ­ л е — о коло 10 %, столько же , с колькоиу ЗАЗа. Впереди согромнымотрывом ВАЗ — 7 0 % . У жекконцу февраля наблюдался резкий взлет биржевых цен на регио ­ нальных рынках. Причин томунесколько . С одной стороны, заявление Центрального банка России онеминуемомуде ­ шевлении рубля ио существующих тем ­ пах инфляции привело к настоящей панике на биржахик катастрофическому падению курса рубля. С другой — на рост Во время биржевых торгов, проходивших в конце зимы, ВАЗ-21099, который предла- ^ гали за 7 миллионов рублей, выставлялся 5 раз ив конце концов с торгов был снят.л ожению Государственный таможенный комитет имеет право облагать ввозимые для реализации машины налогом на до ­ бавленную стоимость иакцизом . Д ля легковых, ввозимых для реализации в Россию, ставка акциза составляет 25 % т аможенной стоимости машины. А нал огом на добавленную стоимость облагается как сумматаможеннойстоимости , так итаможенной пошлины и акциза. Поистине грабеж средь бела дня ! Таким образом , ввоз в Россию автомобилей становится очень дорогим , и в настоящее время все чаще заключаются сделки на их ввоз в бывшие республикиСоюзатранзитом через Россию, о собенновНа всей территории СНГ спрос смещается в сторону дорогих марок автомобилей, таких, как «Кадиллак» (на снимке), «Мерседес-Бенц», «Волво».Зарубежные малолитражки с экономичными двигателями и трехдверными кузовами привлекли мало желающих из числа состоятельных людей. _ ^ ^ ^ ^ _ _ ^ ^ ^ ^ _ ________ ^ ^ ^ _ ________ ной промышленности будут поддержи ­ вать высокие цены на выпускаемый то ­ вар. Это относится икпроизводителямкомплектующих изделий, автозапчастей и шин. У дорожание этой продукциив середине второгополугодия по сравн ениюс началом 19°3 года ожидается примернов 1,5 раза. О дновременнов 1993 году, как мы считаем, п о - п режнему будет действовать тенденция сокращения производства легковых и грузовых автомобилей ( п ример ­ но на 10 — 1 5 % ) . Расчеты показали, что в январе нынешнего года объем выпуска легковых и грузовых машин составлял по сравнению с январем 1992 года 90 и 85 % соответственно. Таким образом , в автомобильной про ­ мышленности складывается неблагоприятная ситуация. Усугубляется она нар ушением сложившихся связей по коопе ­ рации, спадом производства в металлургических отраслях. Б частности из-за нехватки металла уже произошла задержка выпуска двигателей для ПО «Москвич» Недопоставке э^ой модел>на рынок только за январь 1993 ГОДЕ составила ! тысяч штук. К аждый день простое конвейера — 50С ^есобоанных автомобилей. Зе месяи. объединение потеряло 3.5 миллиарда рублей прибыли Кризис на ПО «Москвич» м ожет существенным обралом повлиять на изме ­ нение конъюнктурь , рынка и цен на легковые машины. Д аже если объединение справится с последствиями простоев, 2* автомобильных цен серьезно повлияло январское повышение цен на газ и, как следствие, р езкоеподорожание черных и особенно цветных металлов. И нако ­ нец, ценовые сдвиги на автомобильных биржахнапрямую связаны сизменением порядка установления цен на легковые автомобили АО «АвтоВАЗ» — лидера российской автопромышленности. Реестр декларируемых предельно свободных отпускных цен на машины ВАЗ до 1 февраля этого года включал мини ­ мальную цену в 890 тысяч рублей ( м о ­ дель ВАЗ-1111, ТУ 37.001.1503-88) и максимальную в 3,6 миллиона рублей (модель ВАЗ-21099, ТУ 37.001.1669-90). Предполагалось, что после снятия с декларирования цен на продукциюАО «АвтоВАЗ» б иржевые цены резко возрастут. Так оно ипроизошло , о днако надо иметь в виду, что средние бирже ­ вые цены к настоящему времени достигли своего предела. В течение января — начале февраля неоднократно выставлялись не торги автомобили именнос предельным уровнем цен. Н апример , ВА.3-2-099, предлагавшийся за 7мил ­ лионов рублей, выставлялся 5 раз, а вре ­ зультате был снят с торгов. Здесь уже начинает в полной мере действовать фактор ограничения покупательной способности. Существенное влияние на конъюнк ­ туру рынка автомобилей и цены в ближайшее время окажут новые таможен ­ ные сборы на их импорт По новому поСреднеазиатский регион , где еще дей ­ ствуют щадящие пошлины. Н апример , в Туркмениив начале 1993 года существовал лишь акцизный сбор вразме ­ ре 10 % от таможенной цены автомобиля. Такая ставка стимулирует насыщение рынка не только машинами росс ийского производства, но имоделями зарубежных фирм, причем дорогих престижных марок : «Мерседес-Бенц», БМВ и «Волво». Средних покупателей все больше интересуют российские автомобили экспортных вариантов снебольшимпро ­ б егоми не ранее 1989 года выпуска. Это понятно, рынок запасных частей киномаркам отличается дороговизнойи нестабильностью, особенно вСредне ­ азиатском, В осточно - С ибирском , Дальневосточном регионах. Поэтому клиенты приобретают «родные», но не утратившие качество машины. Итак, сегодняшние покупатели — это, как правило, к оммерческие предприятия, способные купить машину по высокой цене. А для них выгоднее быстро приобрести необходимыемодели на бир ­ жах, несмотря на значительную разницу с заводской стоимостью . Высокая цена биржи — своеобразная плата за скорость. П окупкаже через магазины все еще требует длительного времени , и мно ­ г имкоммерсантам она невыгодна. Что же касается рядовых автомобилистов, для них новый автомобиль становится все большей роскошью.ЗА РУЛЕМ 6 93 7