вашей машины не больше той, что указана в инструкции. Если жеспидометр показывает большее, то это — его ошиб ­ ка (о причинах см . выше). Д орожное сопротивление обычногозагородного шоссе с выбоинами и подъем ами больше, ч емстрого горизонтальной и гладкой дороги автомобильного полигона. Поэтому кривая Pw + P^,p прой ­ дет выше. Если установить на крышубагажник , то суммарное сопротивление еще возрастет. Кривая силы тяги реального, а не подготовленногов экспериментальном цехе автомобиля пройдет несколько ниже . А если учесть, что почти у всех засорены карбюраторы (бензин на АЗС недоброкачественный) и плохо настроено зажигание ( ц ентробежныере ­ гуляторы часто не обеспечивают тре ­ б уемую характеристику), не говоряужодругих неисправностях, то кривая Р пройдет еще ниже . В результате точка пересечения сместится влево — значит, реальная наибольшая скорость маши ­ ны v меньше той , что указана в технич еской характеристике. П ричем разница может быть значительна: иногда 20 км / ч и больше. Но не огорчайтесь, зачем нам высокая скорость? Лишь бы машина не ломалась!связанных сфизико - х имическими свойствами этих топлив. Так, при работе на газообразных топливах снижается мощ ­ ность двигателя, усложняется система питания и, о собенно , хранение топлива на борту автомобиля. Эти недостатки могут быть либо устранены, либо сведены кми ­ н имуму совершенствованием конструкции системы питания, двигателя и автомобиля в целом. П рименение газообразных топлив у нас в стране имеет давнююисторию . Еще в 1938 году вНАМИ были созданы и поставлены на производство автомобили ЗИС-21 и ГАЗ-42 на древесных чурках, а также автомобили ЗИС-30 и ГАЗ-44 на сжатомприродном газе. Были разработаны образцы грузовых автомобилей ЗИС иГАЗ , автобусов ЗИС, л егкового автомобиля М-1 итрактора С-60, где в качестве топлива использовался сжиженный нефтяной газ. После войны, в 1947—1948 годах, начался выпуск ЗИС-156 и ГАЗ-51Б на сжатомприродном газе, а в 1952—1953 — автомобилей ЗИС-156А и ГАЗ-51 Ж на сжиженномнефтяном газе. В 1982 году началась реализация большой государственной про ­ г раммы по созданию парка газобаллонных автомобилей (1 миллион единиц!). Теперь на газовом топливе ездят даже автолюбители. Вспомните, десять лет назад такого не было. Из исторического экскурса читатели поняли, что газовое топливо бывает разн ым — с жатымисжиженным . Не одинаков и его состав. Сразу скажем , что топливо, поступающее по магистральным газопроводамв квартиры горожан , — метан. Его часто называют « п риродным газом». В легковых автомобилях использ уютсжиженный нефтяной газ. О н имеет сложный состав. Его компоненты реглам ентируются ГОСТ 27578—87. Стандарт введен в действие с1 июля 1988 года и предусматривает две марки газа: з им ­ н юю — П А (пропан автомобильный) и летн юю — ПБА (пропан-бутан автомобильный). В марке ПА содержится90 + 1 0 % пропана, в марке ПБА — 5 0 ± 1 0 % п ропа ­ на, остальное — бутан и не более 1 % непредельных углеводородов . Д опуска ­ ется некоторое количество метана, этана. На автомобильные газонаполнительные станции поступает и топливо по ГОСТ 20448—80. Стандарт предусматривает такжезимнююилетнююмарки газа, но более широкиедопуски на содержа ­ ние компонентов , в том числе вредных с точки зрения воздействия на двигатель и топливную аппаратуру ( н апример , серуТаблица 2 Результаты испытаний легкового автомобиля на сжиженном нефтяном газе и бензинеВыбросы вредных веществ за ездовой цикл, г Окись углерода Углеводороды Окислы азотаТопливоУсловный расход топлива, л/100 кмМаксимальная скорость, км/чГаз 18,2 Бензин 41,37,3 7,67,1 7,011,3 9,6140,6 144ГАЗОВОЕ ТОПЛИВОПредлагаемая статья кандидата технических наук В. Л УКШО открывает серию материалов об устройстве и эксплуатации газовой топливной аппаратуры для легковых машин. Литературы на эту тему почти нет, а инструкции, прилагаемые к комплекту аппаратуры, рассчитаны скорее на специалистов, чем на автолюбителей. Постараемся восполнить существующий пробел. Горючие газы зарекомендовали себя как полноценное моторное топливо. О ни дают минимальное количество вредных веществ в выхлопе автомобилей. Высокая антидетонационная стойкость газооб ­ разных топлив позволяет форсировать двигатель по Степени сжатия (правда, это требует серьезной его переделки ) . При работе на газовых топливах умень ­ шается нагарообразование, снижаются ударные нагрузки на цилиндро - п оршневуюгруппуи износ двигателя. О днако применение газовых топлив требует и решения некоторыхпроблем ,Таблица Физико-химические свойства газообразных топлив и бензина Параметры Молекулярная формула Молекулярная масса Плотность жидкости при температуре кипения и давлении 100 кПа, к г / м ЗI Плотность газовой фазы при нормальных услоI виях, к г / м З Температура кипения при давлении 100 кПа, °С Теплота сгорания, низшая: массы, М Дж / к г объема, М Дж / м З Теоретически необходимое количество воздуха для сгорания 1 кг топлива, кг Теоретически необходимое количество воздуха для сгорания 1 мЗ топлива, мЗ Октановое число Примечание. Бензин дробные числа. 42 ЗА РУЛЕМ 6/93 Метан Этан СгНб 30 546 1,356 -88,5 47,1 59,94 16,8 16,66 125 Пропан СзНв 44 584 2,019 -42,1 45,85 85,63 15,7 23,91 110 Бутан С4Н10 58 600 Бензин Ce.lHl7,1 114,2 7351сьь16 416 0,717 -161,5 45,5 33,8 17,24 9,52 1152,703 5,18 - 0 , 5 - 4 5 . . . 135 45,43 111,59 15,48 30,95 95 48,67 213,18 14,9 58,6 92смесь углеводородов, поэтому индексы в молекулярной формулеи ее соединения, непредельные углеводороды и другие). В табл. 1 приведены некоторыефизи ­ к о - х имические свойства газообразныхтоп ­ лив, входящих в состав сжиженного нефтян ого газа. К аквидим , свойства компонентовсжи ­ ж енного газа отличаются от свойств бен ­ зина. Из-за этого дажеобъем «залитого» топлива не совпадает собъемом баллона, в которомоно помещается. С жиженный нефтяной газ находится в баллоне при давлении, р авном давлению его насыщенных паров при данной температуре . О но практически не зависит от количества газа. Нефтяной газ всжиженном виде обладает большимкоэффициентом объе много расширения при изменениитем ­ пературы, поэтому газовые баллоны при заправке следует заправлять не пол ­ ностью, а оставлять так называемую пар овуюподушку . Степень заполнения автомобильных газовых баллонов должна быть в пределах 80—85 %. Современная автомобильная арматура имеет специальное устройство, автоматически перекрываю ­ щее заправочный канал при достиженииуказанного уровня ипрекращающее дальн ейшую заправку баллона. При работе двигателя на нефтяном газе максимальные мощность икрутящиймоментснижаются на 5 — 7 % по сравнен июс работой на бензине . Это происходит из-за уменьшения теплоты сгорания единицы объема топливовоздушной смеси иснижения массового наполнения цилиндров топливовоздушной смесью. К рометого , г азовоздушные смеси сго ­ р аютв цилиндре двигателя медленнее , ч ембензовоздушные , о собеннов первой фазе горения . Частично этот недостаток можно компенсировать более ранней установкой угла опережениязажигания (на 4 — 6 градусов по углу поворота колен ­ чатого вала). Расход газа, в ыраженныйв массовых единицах, практически не отличается от расхода бензина на тех жережимах работы двигателя. О днако плотность сжи ­ ж енного нефтяного газа на 25—27 % м еньше плотности бензина, поэтому объ ­ е мный расход газа увеличивается соответственно на эту величину. П еревод двигателя на нефтяной газ позволяет заметно снизить выбросы вредных веществ с отработавшими газами. Особенно заметно уменьшение количества окиси углерода . В табл. 2 при ­ ведены результаты испытаний автомобиля массой 1150 кгс двигателем рабочимобъемом 1500 см3 по стандартному испытательному ( е здовому ) циклу. На этом , п ожалуй , м ожно завершить разговорогазовом топливе. В ближай ­ ших номерах журналамыпоговорим об устройстве и работе газобаллонной аппар атуры , ее монтаже на легковую машину, р егулировке , неисправностях и способах их устранения, мерах безопасности, а такж е дадим практические советы по эксплуатации.