НЕ БОГИ ГОРШКИ ОБЖИГАЮТПри ремонте автомобиля, в первую очередь кузова, приходится применять сварку. В магазинах есть небольшие электросварочные аппараты (бытовые). Их приобретают для коллективных гаражей, кооперативов и т. д., но пользоваться ими многие просто не умеют, хотя нужда велика. М ежду тем освоить сварочные операции не очень трудно. Практика показывает, что после нескольких уроков и упражнений это вполне сносно выполняют автолюбители, обслуживающие или ремонтирующие машину своими силами. В помощь им предлагаем «урок» сварщика С. АРХИПОВА из г. Шлиссельбурга Ленинградской области. Подготовка к работе. Главное, что всегда необходимопомнить : сварка — это открытыйогонь , поэтому поблизости не должно быть легковоспламеняющихсяи взрывчатых веществ — таких, как дере ­ во, бумага, т ряпки , к раски , масла, г орю ­ чее, газы и т. п. П еред началом работы обязательно приготовьте идержитеподрукой что-нибудь из средств пожароту ­ ш ения : огнетушитель, песок, в едросво ­ д ой , б резент , асбест. О деждадолжна быть плотной, не оставлять открытых участков тела, чтобы избежать ожогов от брызг расплавленн ого металла, а также ультрафиолетового облучения. При очистке от шлака сварочных швов ( о собенно горячих) обязательно используйте защитные очки . Во избежаниепораженийэлектриче ­ с кимтоком сварочные кабели должны быть хорошо изолированы. В сыруюпого ­ ду сварочных работ лучше не производить . Закончив сварку вгараже , убедитесь, что нигде не затаилась искра, и лишь тогда уходите. З ону сварочного шва необходимо очистить от краски , р жавчины , масел, песка и прочих налетов, так как грязь пре ­ пятствует разжиганию дуги и ведет кобразованию излишней накипи (шлака), м е ­ ш ающей видеть шов иухудшающей его" качество. Сила тока и тип электрода зависят восновном от пространственного положе ­ ния шва итолщины свариваемого металла. Ч ем лист толще, т ем больше требуется энергии для прогрева , а значит, н ужен сварочный ток большой силы и, н аоборот , чем тоньше металл, т емменьшеток . Если свариваемый металл легкопро ­ горает или на егокромках появляются крупныераковины ( п риэтомдуга горит шумно , э лектрод сгорает интенсивно, раскаляясь иногда докрасна), значит ток вел ик : он пригоден для резки металла. Если при разжиганиидугиэлектрод прилипает к металлу, д уга горит неустойчиво, часто гаснет, шлак не «отдувается», значит, силу тока надо прибавить. К огдавозможности сварочного аппарата не по ­ зволяют этого сделать, м ожно взять элект родыменьшего диаметра. Н ужнотакже свести кминимуму сопротивление цепи : заменить сварочный кабель на болееко ­ р откийибольшегопоперечного сечения, обеспечить надежныйконтактдержателя со сварочным проводомипровода « з ем ­ ля» с «массой» — свариваемым металлом . Если сварочный аппарат постоянного тока, то применять можнолюбыеэлектро ­ д ы : предназначенные и для переменного тока ( б езметок ) , и для постоянного (типа УОНИ , и меющие на оголенномконцемет ­ к убелого или желтого цвета), и электроды из нержавеющей стали (они не притяги ­ ваются магнитом ) . Но для сварочного аппарата переменного тока пригоднытолько электроды переменного тока. Рассмотрим схему, как бы «стоп-кадр», сварочного процесса, п риведенную на ри ­ сунке.О коло эпицентра дуги образуетсязо ­ на расплавленного металла, цвет которого беловатый, с глянцевым отблеском . За ним располагается шлак вжидкомсо ­ стоянии, к оторый чуть темнее металла и не блестит. Он легче металла иотверде ­ вает позднее , поэтому его граница дальше от эпицентра дуги , чем граница жидкого металла. Д лянеопытного глаза цвет ме ­ талла и цвет шлака почти одинаковы , о собенно при большомтоке . Все внимание надо сконцентрировать на чистом металле, следя за тем , как формируется шов. Металл кристаллизуется моментально, тогда как шлак еще несколькосекунд находится внеспокойном состоянии — к и ­ пит и колеблется. Ф ормаграницжидкого металла, и особенножидкого шлака, постоянно меня ­ ется — это надо знать, накладывая первые сварочные швы. К рометого , расстояние между границами может сужаться вплоть до слияния. Чтобы избежать этого , н еоб ­ х одимодержать их в поле зренияи вов ремя «отдуть» границу шлака подальше, з адержавэлектрод на какой - т омомент или даже вернувшись немного назад. Это делают, либо наклонив электрод вниз, либо передвигая его назад-вверх-вперед, как бы поглаживая шов. Тем самыммыуплотняем металл, ф ормируяпрочныйив то жевремя красивый сварочный шов (что немаловажно для специалиста). Вот почему не следует торопиться продвигать электрод все время вперед. Процесс дол ­ ж ен быть постоянно подконтролем . Л ишь убедившись, что последний участок шва сформировался как надо, м ожно двигаться дальше. При этом сварщик мгновенно оценивает иконтролируетнесколько показателей: по оси шва — наличие наплавленного ме ­ талла, отсутствие видимых пор , плотность шва иего внешний вид. В поперечном направлении — толщину (калибр) шва и равномерность распределения металла шва по обестороны от стыка ( р егу ­ лируется наклонами электрода или воз ­ вратно-поступательными движениямиегов стороны). Уверен, что после некоторойтрениров ­ к и вы почувствуете свойства расплавленн ого металла, тогда сможете приварить и новый порог , и крылоксвоему автом обилю . А это не толькосэкономит деньги ивремя , но и даст моральное удовлетворение.Правильные ответы: 2, 4, 7, 1 1 , 13, 15, 16, 18 I. Если регулировщик стоит, вытянув правуюруку вперед, то со стороныего правого бокадвижениезапрещено . Со стороныгрудиможно ехать направо, а со стороны левого бокаможно ехать по любому выбранному направл ению . В нашей ситуации не может ехать толькогрузовик (пункт 7.4). I I . Д орогудолжен уступить красный автомобиль, в ыезжающий из двора. П ередним знак «Уступите дорогу » , к оторый обязывает водителя пропустить весь транспорт, д вижущийся по главной дороге , в том числе изаднимЗА РУЛЕМ 6/93\х одом ( п риложение 1, пункт 2.4). III. Д ействие знака, о граничиваю ­ щ его скорость движенияи установленн огоперед населенным пунктом , распространяется до знака «Начало населенного пункта» с белымфоном . Значит, водитель автомобиля не должен превышать скорость 60 км / ч — это обязательное ограничение для насел енного пункта ( п риложение 1, п ункты 3.24 и 5.22). I V . Если дорога имеет три полосы и более для движенияводном направлении, то на крайнююлевую полосу грузовымавтомобилям полной массой более 3,5 тонны можно выезжать исключительно для поворота налево, разворота или остановки на дорогахсодностороннимдвижением . Наш жегрузовик едет прямо , следовательно, нарушает Правила. Водитель легковой машины тоже не в ладах сПДД —поворачивает направо из второго ряда, а это запрещено ( п ункты 9.4 и 10.4). V. М аневр , к оторый выполняет легк овой автомобиль, является обгоном . И менноегои запрещает знак « О бгонзапрещен » , если обгоняемоеодиноч ­ ное транспортное средство движется со скоростью выше 30 км / ч ( п рило ­ ж ение 1, п ункт 3.20). V I . Знак « Д вижениепрямо » , как известно, действует на пересечение проезжих частей, п ередкоторым он установлен. П оэтому водитель не мо ­ ж ет повернуть по указаннойтраекто ­ р ии ( п риложение 1, пункт 4.1.1). VII. Нарушитель — водитель автобуса, так как остановка запрещена ближе5 метров от пешеходного перехода (пункт 13.7). VIII. О бгон выполняется на перек рестке на главной дороге , а это Правилами не запрещено (пункт 12.3)