70
71
72
76
АВТОМОБИЛИСПЕЦТЕСТ ХОЛОДНЫЙ ПУСККафе-мороженоеВ стране, где на большей части территории зимы очень холодные, на остальной – просто холодные, проблемы зимнего пуска вечны. Мы очередной раз провели тест популярных автомобилей в морозильной камере. Итоги подводит Сергей Канунников. Фото: Георгий СадковК70ому в морозный вечер не приходилось с трепетом думать: заведется ли машина утром? Вроде бы и автомобили нынче не те, что прежде, и масла, и свечи. Но проблемы остаются. В климатическую камеру, где можно заморозить или зажарить даже грузовик, мы поЗа рулем 02/2008ставили четыре автомобиля. Три – участники марафона «60  часов за рулем» 2007 года (ЗР, 2007, № 9) – «Чери-Фора», «ФИАТ-Албеа» и «Лада-Приора» – все российского производства. Компанию им составил дизельный «Форд-Фокус 1,8 TDCi». К машинам с таким мотором интерес – особый.СТУЖА ПО-НАУЧНОМУВсе автомобили недавно прошли ТО, заправлены маслом, предусмотренным производителем. Условия в климатической камере – даже жестче, нежели в жизни. В таблице указана температура масла. Окружающий воздух – на несколько градусов холоднее. Скажем,когда масло -27°С, на улице, то есть в камере, -34,5°С. Для достижения нужной температуры в ней несколько часов работает мощный вентилятор. Скорость ветра около 45 км/ч. Передние автомобили остывают немного быстрее задних. Мы берем средние показатели. При пуске фиксируем время работы стартера. В запасе есть комплекты свечей. Но они, надеемся, не понадобятся.ХОЛОДНЫЕ ИТОГИРезультаты теста – в таблице. Безоговорочное первое место завоевал «ФИАТ-Албеа». С первого же эксперимента при-20°С он запустился бодрее всех. Понимая – впереди более серьезные, пороговые температуры, предположили – так будет и дальше. И не ошиблись. Лишь в последнем эксперименте при температуре масла -30°С (в камере почти -35°C!) ФИАТ, запустившись всего через 4 с, сначала заглох.Но тут же завелся так, словно двигатель уже прогрет. Создалось впечатление, что у «Албеа» есть и еще запас! Второе место – у «ЛадыПриора». Хоть и не слишком убедительно, ее двигатель пустился и при -27°С. В последнем 30-градусном тесте не хватило совсем чуть-чуть. В такой ситуа-ции нужен не только опыт, но и везенье. На секунду раньше выключил стартер, работу которого уже сопровождали вспышки, и… на вторую попытку аккумулятора может не хватить. Конечно, 36 с более чем достаточно для пуска. Но мы вне зачета подключили запасной аккумулятор. Бесполезно! Теперь, похоже, заЗа рулем 02/200871 АВТОМОБИЛИСПЕЦТЕСТ ХОЛОДНЫЙ ПУСКХолодный пуск часто требует терпения, выдержки и… теплой одежды.РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ«Чери-Фора» Температура, °С Время работы стартера, с 6 Комментарий Пуск уверенный Пуск «на пределе» Не завелся –«Форд-Фокус 1,8 TDCi» Время работы стартера, с 5+6+6 Комментарий После пуска заглох. Завелся с третьей попытки с нажатой педалью газа Первая попытка – отдельные вспышки. Вторая – с нажатой педалью. Не завелся – Время работы стартера, с 4«ФИАТ-Албеа» Комментарий Пуск уверенный Пуск уверенный Пуск уверенный При первой попытке заглох. Завелся со второй Время работы стартера, с 4«Лада-Приора» Комментарий Пуск уверенный Пуск «на пределе» Пуск со второго раза Не завелся-20 -25 -27 -308 8+20+20 –16+8 11+8 –6 6 4+212 30+8 20+16литы свечи. Но, поскольку это лишь следствие плохого пуска, менять их не стали. Третье-четвертое места поделили «Чери-Фора» и дизельный «Форд-Фокус». Мотор «Чери» очень бодро пустился при -20°С. При -25°С закралось предположение: этот рубеж, хоть и преодолен, но – последний. Так и оказалось. При -27°С аккумулятора хватило на до-статочно продолжительные эксперименты. Но работа стартера привела лишь к одиночным вспышкам. В общем, «Чери», похоже, достиг своего температурного порога. Вероятно, мог бы и завестись. Но это, опять же, скорее везение, нежели закономерность. «Форд» при первой 20-градусной попытке завелся быстро, уверенно, но… заглох,стоило покинуть машину. Вторая попытка привела лишь к  редкому «похрюкиванию». Третий заход – «неправильный» – с нажатой педалью оживил автомобиль. Опасение, что запустить двигатель «Форда» при -25°С без нажатой педали не удастся, подтвердилось. Ну  а следующая отметка для дизеля оказалась совсем не преодолимой.Предположили, что причина – в свойствах горючего. Лабораторный анализ показал: температура застывания топлива – 28°С при норме для зимней «солярки» -35°С. Температура помутнения -6°С. Для летнего горючего норма – 5;°С для зимнего -25°С! То есть, в баке «Форда», заправленного на вполне уважаемой столичной колонке,  – некий гибрид между зим-72За рулем 02/2008 АВТОМОБИЛИСПЕЦТЕСТ ХОЛОДНЫЙ ПУСКним и летним топливом. Ближе – ко второму. Увы, опасения тех, кто приглядывается к дизельным машинам, небезосновательны! Проблемы, особенно в межсезонье, возможны.МОРОЗНЫЕ СОВЕТЫНе боясь прослыть банальным (ведь эта или следующая зима для кого-то – первая), повторю несколько простых правил, актуальных для очень холодной (под -30°С) погоды. Если двигатель не подает признаков жизни через 4–8 секунд работы стартера, вероятно, в автомобиле (речь о современных впрысковых моделях), затаилась неисправность. А значит, не исключено, что в самый сильный мороз завести его не удастся. Крутить коленвал стартером более 15–20 с непрерывно – бессмысленно. Даже если были вспышки, но мотор не пустился, перед следующей попыткой надо терпеливо подождать минуту – полторы. Напоминаем, горит не бензин – горят его пары. Короткого времени достаточно,чтобы топливо испарилось и образовался некий топливный заряд. Если после второго сеанса ничего не получилось, третий, скорее всего, приведет к тому, что свечи придется менять. «Просушить» их зимой на машине практически невозможно. Хотя такой режим во многих впрысковых автомобилях предусмотрен. Если утопить педаль газа в пол и крутить стартер, бензин поступать не будет, а  свечи станут обдуваться поступающим извне воздухом. Если мотор не пускается, но есть стабильные вспышки, можно, не выключая стартера, попробовать помочь двигателю, нажав педаль газа. Но дело это тонкое: велика вероятность ухудшить ситуацию, опять же, залив свечи. Нужен определенный опыт. Разумеется, накануне зимы следует озаботиться состоянием аккумулятора и свечей, соответствующим (для средней полосы – 5W30, 5W40) маслом. Варианты подогрева поддона картера, антифриза, уста-ФИАТ не только хорошо пускается, у него и термометр очень точный.новки в мотор горячих свечей и прочее рассматривать не будем. Современному исправному автомобилю в средней полосе это и не нужно. Но что для уверенного пуска в самые лютые морозы важно – хранить тепло, забывать не следует. Масло в работающем даже пять минут двигателе нагревается уже примерно до 40°С, а остывает гораздо медленнее. Правда, для зарядки аккумулятора нужно, чтобы мотор работал дольше, хотя бы до достижения рабочей температуры. Так что прогретый поздно ве-чером мотор – залог запуска утром. Неэкологично, конечно, но в крайнем случае желательно в стороне от жилья – допустимо. Кстати, раньше бывалые закутывали мотор в старые телогрейки и одеяла. Неэстетично, но тепло двигатель сохранял дольше. Впрочем, при крепких, но не лютых (около и даже чуть ниже -30°С) морозах хорошо приспособленный к нашим условиям, исправный автомобиль и без ухищрений порадует уверенным пуском. Что и доказал наш опыт.76За рулем 02/2008