ГРУЗОВИКИКОМПАНИЯ HIGER«Хороший товар» из ПоднебеснойЧКомпания «Хайгер» в числе крупнейших и динамично развивающихся производителей автобусов в Китае рассматривает российский рынок как приоритетный. Вот что увидел Юрий Нечетов на заводе «Хайгер». Фото автора.ОСОБЕННОСТИ КИТАЙСКОЙ ТЕХНОЛОГИИИду себе по цеху, никого не трогаю. Вокруг суетятся люди, сверкает сварка, летят снопы искр… Позвольте, но летят-то они на … моторы! На пластиковые бачки, на шины! Из-под «скелетов» кузовов выглядывают совсем не технологические, а вполне товарные колеса, мосты, в моторных отсеках стоят двигатели. Сколько приходилось видеть автозаводов, везде кузов сначала полностью сваривают, наносят защитные покрытия, грунтуют-красят и только потом монтируют на шасси (или устанавливают подвески и силовой агрегат, если кузов несущий), а затем «начиняют» салон. На «Хайгере» иначе: полусобранный каркас крепят на шасси (раму с мостами и мотором), приваривают недостающие наружные панели, а затем шпаклюют, грунтуют и красят, наспех прикрыв колеса и некоторые элементы силового агрегата тряпками и газетами. Чтобы не испортить пластик и резину, сушка в термокамере происходит при сравнительно невысокой температуре 80–85°С. Потом уже, само-собой, собирают салон. На все недоуменные вопросы вежливый ответ: «У нас такая технология. Ее используют многие мировые производители». Правда, кто конкретно, так и не сказали. Зато мне она знакома до слез – когда-то я подрабатывал ремонтом битых машин, именно так мы их и красили. Конечно, долговечностью покрытие уступало заводскому, но без полной разборки иначе нельзя. Спрашиваете, что дает такая технология на конвейере? Во-первых, пропадает морока с транспортировкой громоздких и легкоуязвимых окрашенных кузовов без шасси. Во-вторых, кузов здесь ставят не на болтах и резиновых подушках, как обычно при наличии мощной рамы, а приваривают к ней – это удобнее делать, пока кузов не окрашен. А долговечность… В Китае максимальный срок эксплуатации автобуса законодательно ограничен восемью годами, после чего он отправляется в металлолом или… в другую страну.удные они, эти китайцы. Ну то, что в обед играют в волейбол или в какую-то очень похожую игру, не удивительно, такое иу нас сплошь и рядом. Но чтобы всем цехом организованно улечься на пол и подремать полчасика – такого я еще не видел. Хотя, если вдуматься, вполне логично: дружно отдыхают – дружно работают! По утрам тут хором делают зарядку в парках, а как-то застал даже построение продавцов перед открытием магазина – как в армии! Впрочем, я отвлекся… Один из самых активных китайских игроков на рынке автобусов – компания «Хайгер», получившая недавно крупнейший заказ из России на поставку 400 городских машин в Казань. Интересы «Хайгера» представляет группа «Русбизнесавто», продающая каждый десятый грузовик в России. С ее помощью яи оказался на заводе в Сучжоу, в паре часов езды от Шанхая.СТО АВТОБУСНЫХ ЗАВОДОВЗавод в Сучжоу довольно новый, построен в 1998 году. Небольшой в сравнении с нашими автогигантами, хотя по мировым меркам полмиллиона квадратных метров цехов, это очень много. А по мощности – 18 тысяч автобусов в год на сумму $3 млрд. – и вовсе занимает второе место в Китае. Опровергая мнение, что в этой стране воюют числом, а не уменьем, скажу, что тут работают лишь две тысячи человек, так что на каждого из них приходится по девять автобусов в год – отличный показатель! Выпускают в основном большие и средние туристические, а также городские автобусы длиной 6–13 м. Говорят, всегоКитайские кузова на шведском шасси – модели «Скания-Хайгер А90» и А80 (справа) нацелены на Европу и имеют периодичность обслуживания 60 тыс. км, тогда как «чистокровные» китайские автобусы лишь 10 тыс. км.148 За рулем 02/2008 Получасовой послеобеденный отдых в сборочном цеху. Рабочие просто укладиваются на циновки на своих рабочих местах...Последовательность сборки необычна – полусобранный каркас кузова ставят на шасси, приваривают недостающие панели...... и лишь потом шпаклюют, грунтуют и красят, прикрыв колеса и некоторые узлы в моторном отсеке.До высыхания герметика вклеенные стекла удерживают саморезы. Заднемоторный «Хайгер-KLQ6840» для междугороднего сообщения поставляют в Россию: 31 место, размеры 8390х2420х3345 мм, масса снаряженная/полная 7700/10260 кг, двигатель «Камминс» 5,9 л/185 л.с.Автобусы «Хайгер» для внутреннего рынка и экспорта несут разные эмблемы.50 серий и 300 (!) различных модификаций – глядя на разношерстную стоянку готовой продукции, где сложно найти две одинаковые машины, в это начинаешь верить. Компании «Хайгер» принадлежит почти пятая часть внутреннего рынка автобусов, где, как объяснили, ее продукцию продают под маркой «КингЛонг». А «Хайгер» – это экспортный бренд. Но, наверное, иногда его продают и внутри страны, видел на улицах своими глазами… Впрочем, до конца яв этом так и не разобрался – в Китае есть еще несколь-ко самостоятельных «кинглонгов» и еще один не менее самостоятельный… «Хайгер», который пишется Haiger. Что касается внутреннего рынка автобусов – он просто гигантский, не в последнюю очередь благодаря восьмилетнему циклу обновления. Только крупных машин длиной более 7 м здесь продают 100 тысяч в год, а вместе со всякой «мелочью» набирается до полумиллиона! Всего же в Китае более сотни (!) автобусных производств, но лишь шесть крупных компаний имеют годовой объем больше 5 тыс. машин.ЗАГРАНИЦА ИМ ПОМОЖЕТ?Больше 20% выпуска «хайгеров», или $80 млн. в денежном выражении, идет на экспорт, обширная география которого включает три десятка стран: Италия, Румыния, Таиланд, Малайзия, Марокко, Катар, другие страны Восточной Европы и Среднего Востока, а теперь и Россия. Кузова «Хайгер» поставляют даже в США – в 2007-м отправлена сотня штук, там их смонтировали на шасси «Фрейтлайнер». Ведь надежность машины определяют, в первую очередь, двигатель,коробка, мосты и другие сложные агрегаты. Китайцы здесь пока в роли догоняющих. Множество предприятий с различной формой участия зарубежных фирм, а то и вовсе без их участия выпускают моторы «Камминс» и «Исудзу», коробки и рулевое управление ZF, мосты «Дана», компоненты «Бош», отопители «Вебасто» и многое другое. Производители клянутся в высоком качестве своей продукции, но до оригиналов она, видимо, дотягивает не всегда. Да и обслуживание через каждые 8–10 тыс. км приемлемо лишь в Китае с его дешеЗа рулем 02/2008 149 ГРУЗОВИКИКОМПАНИЯ HIGER«Хайгер-KLQ 6720 BL» – один из городских полунизкопольных автобусов для Казани: 33 места (88 всего), размеры 11 460х2480х2900 мм, масса снаряженная/полная 9900/16 500 кг, двигатель «Камминс», 8,9 л/ 280 л.с. Цена 2,4 млн. руб.На внутренний рынок малые автобусы идут с одной дверью, этот двухдверный 24-местный «Хайгер-KLQ 6720 BL» – для России: размеры 7480х2370х3020 мм, масса снаряженная/полная 6100/8365 кг, двигатель «Камминс» 3,9 л/140 л.с., цена 1,2 млн. руб.вой рабочей силой, но в стране, где нормочас работы механика стоит полсотни долларов или евро, а не юаней, это просто разорительно. Возможно, именно поэтому в марте 2007 года был подписан договор со «Сканией» о сборке сотни автобусов с китайским кузовом, шведским шасси и вполне европейским интервалом обслуживания – 60 тыс. км. Так что прицел на Старый Свет вполне очевиден. Китайцы интенсивно рвутся на внешние рынки, понимая, что это дает не только твердую валюту, но и передовые технологии, высокое качество товара, соответствие мировымнормам. Например, «Хайгер» впервые в Китае провел испытания на опрокидывание по Правилам № 66.00 ЕЭК ООН – деформации кузова туристического лайнера KLQ 6129 оказались минимальными. В планах компании довести к 2011 году долю экспорта до 50% – значительная его часть придется на Россию. Кстати, «Хайгер» на китайском означает «хороший товар». Насколько он хорош, узнаем уже скоро.ТРЕТЬ ЭКСПОРТА – В РОССИЮВ 2007 году в Россию отправлено 1200 автобусов «Хайгер» се-ми различных моделей, что составило треть экспортной программы компании. Понятно, что наш рынок рассматривается в числе приоритетных и адаптации машин уделяют серьезное внимание. Список изменений (64 позиции) касается, в основном, подготовки к эксплуатации в условиях низких температур: применены более морозостойкие резина и пластик, установлены электроподогрев двигателя, автономный отопитель (на заказ), улучшена теплоизоляция кузова, увеличена мощность и количество «печек». Кроме того, с учетом противогололед-ной обработки зимних дорог многие узлы и элементы, в том числе электрооборудования, смонтированы повыше, а шасси дополнительно защищено парафиновым антикором. Базовая гарантия – два года или 50 тыс. км; возможна ее коррекция в зависимости от условий эксплуатации и периодичности обслуживания – предусмотрены варианты периодичности ТО от 8 до 15 тыс. км. Как и другая крупная автотехника, из Китая в Россию «хайгеры» идут своим ходом 9–10 тыс. км, а первое после обкатки обслуживание проходят в Челябинске или Новосибирске.Испытания на опрокидывание флагманский «Хайгер-KLQ 6129» прошел успешно, деформация кузова минимальна. Эту модель продают в России: 47 мест, размеры 12 000х2500х3700 мм, масса снаряженная/полная 13 400/18 000 кг, двигатель «Камминс» 8,3 л/300 л.с., цена 4,0 млн. руб.150 За рулем 02/2008