196
197
198
ЭКОНОМИКАСТАТИСТИКАСкоростной спускНеоднозначные итоги продаж новых легковых автомобилей в 2008 году подвел Игорь Моржаретто.196 За рулем 03/2009 Сильнее всего сократился рынок США  – на  18% по  сравнению с  2007-м. Продажи в  Италии упали на 13%, а  в  Великобритании  – на  11%. Меньше всего кризис сбыта затронул Германию: здесь спрос на машины снизился лишь на 2%. В России ситуация по итогам года оказалась формально гораздо оптимистичнее: по  сравнению с  2007  годом 2008-й показал прирост на  15,3%. Правда, только за счет успехов первого полугодия.ПРОДАЖИ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ В 2008 ГОДУ (шт.) Дина2008 год 2007 год мика, % «Лада» 622 000 663 500 –6 «Шевроле» 235 466 190 553 24 «Хёндай» 192 719 147 843 30 «Тойота» 189 966 145 478 31 «Форд» 186 828 175 793 6 «Ниссан» 146 547 116 498 26 «Мицубиси» 111 567 100 609 11 «Рено» 108 070 101 166 7 «Опель» 98 800 66 329 49 «Дэу» 95 510 91 302 5 «Хонда» 89 152 38 631 131 КИА 88 152 78 616 12 «Мазда» 73 271 50 592 45 «Шкода» 50 733 27 535 84 «Фольксваген» 50 523 31 991 58 «Пежо» 48 085 24 951 93 «Сузуки» 38 314 28 597 34 ФИАТ 33 329 15 310 118 УАЗ 28 570 32 684 –13 «Волга» 21 936 39 003 –44 «Субару» 21 780 15 553 40 «Вольво» 21 041 21 077 0 «Ленд-Ровер» 20 433 12 606 62 БМВ 18 383 14 008 31 «Саньён» 17 837 11 277 58 «Ауди» 17 076 15 313 12 «Мерседес16 764 15 330 9 Бенц» «Чери» 15 728 37 120 –58 «Лексус» 14 796 13 148 13 «Ситроен» 12 245 11 206 9 «Грейт Уолл» 8324 6238 33 «Инфинити» 7793 5540 41 BYD 5341 2566 108 «Лифан» 4755 – – «Додж» 4473 2581 73 «Джили» 3780 – – «Джип» 2901 1890 53 СЕАТ 2182 248 780 «Иран-Ходро» 2007 4771 –58 «Порше» 1940 2249 –14 «Ягуар» 1689 1135 49 «Кадиллак» 1596  1485 7 «Крайслер» 1425 1165 22 СААБ 1269 757 68 «Ока» 1144 5098 –78 МИНИ 853 678 26 «Хаммер» 679 772 –12 «Бриллианс» 530 – – «Хафей» (продажи 512 2246 – остановлены) «Альфа-Ромео» 321 808 –60 «Исудзу» 126 – – ВСЕГО 2 739 261 2 373 848 15,3 По данным Комитета автопроизводителей АЕБ и АСМ-холдинга. МаркиНАШИ: ЧЕРНЫЙ ДЕКАБРЬ Увы, заслуги традиционных российских предприятий в  положительном (по  итогам года) балансе нет. Четыре автозавода (АВТОВАЗ, ГАЗ, СеаЗ и  УАЗ) в  сумме сократили продажи почти на 10%. И это удивительно! Ведь, казалось  бы, в  нестабильных экономических условиях граждане должны переориентироваться на  покупку бюджетных автомобилей, к  числу которых относятся все российские. Но  соотечественники упорно продолжали вкладывать честно заработанные рубли в иномарки! Еще в  октябре-ноябре руководители наших заводов выражали сдержанный оптимизм. Например, президент АВТОВАЗа Борис Алешин заявлял, что концерн в 2008 году готов продать больше, чем в 2007-м. Тогда для таких прогнозов были основания: в октябре марка «Лада» показала результат 56,7  тыс. машин  – куда больше среднемесячного уровня прошлого года (около 53  тыс. штук). Но  в  ноябре продажи упали, а в декабре и вовсе случился провал: было продано лишь 37 тыс. машин. Это на 40% меньше результата декабря 2007-го! В  итоге за  2008  год реализовано чуть более 622  тыс. тольяттинских автомобилей, что на  6% ниже показателя предыдущего года. А  ведь первоначально планировалось продать за  год 786  тыс. машин! Слабым утешением служит тот факт, что автомобилей более современного семейства «Калина» продано свыше 94  тыс. (рост  19%), а семейства «Приора» – свыше 128 тыс. (на 70 тыс. больше, чем в 2007-м). Схожие результаты и  у  других заводов: всех подкосил декабрь. Так, ГАЗ за  последний месяц прошлого года продал всего... 310  легковых машин  – на  85% меньше, чем в  декабре 2007  года; УАЗ реализовал вполовину меньше автомобилей, а  СеАЗ и  вовсе прекратил производство и продажу микролитражек «Ока».ИНОМАРКИ: ПО ГАМБУРГСКОМУ СЧЕТУ Зато для  иностранных производителей на  российском рынке прошлый год, несмотря на  финансовый кризис, закончился удачно. Рост по  итогам 2008  года составил 26% (для  сравнения: в  2007  году прирост рынка составил  61%). Объем продаж иномарок вырос по  сравнению с  прошлым годом до  2  млн. 65  тыс. штук (в  прошлом году было реализовано 1  млн. 634  тыс.). Из  числа проданных в  России иномарок 600  тыс. штук собрано в России. Лидеры рейтинга вот уже который год практически не  меняются. Впереди  – американская марка «Шевроле», далее следуют корейская «Хёндай», японская «Тойота», американский «Форд» и опять же японский «Ниссан». Причем у  четырех марок («Шевроле», «Хёндай», «Тойота» и  «Форд») в  России уже работают сборочные предприятия; у  «Ниссана» в  ближайшее время должен открыться завод в  СанктПетербурге. С очень хорошими показателями завершили год «Хонда» (+131%), ФИАТ (+118%), «Шкода» (+84%). Но есть и первые пострадавшие от  кризиса. Это самые дешевые и  самые дорогие марки. Например, «Иран-Ходро» (–58%), практически все китайские автопроизводители: «Чери» (–58%), «Хафей» (продажи остановлены)... Совершенно непонятная ситуация с  марками «Бриллианс», «Лифан», «Джили», дистрибьюторы которых почему-то решили не  предоставлять данные об  итогах года. В  дорогом сегменте кризис поубавил покупателей у  марок «Альфа-Ромео» (–60%), «Порше» (–14%) и «Хаммер» (–12%). Пятерка наиболее популярных среди россиян моделей за  последние месяцы тоже не  менялась. Самой востребованной иномаркой в  стране в  очередной раз оказался всеволожский «Форд-Фокус». На  второй строчке  – «Шевроле-Лацетти» калининградской сборки. За год эта модель оттеснила на  третье место «Рено-Логан», выпускаемый в  Москве. А  корейскоростовский «Хёндай-Акцент», как и  год назад, в  рейтинге самых покупаемых иномарок занял четвертое место. «Тойота-Королла» в  этом списке пятая – и первая среди машин иностранной сборки. Производитель увеличил квоту для российских дилеров, в  результате за  год модель поднялась сразу на  пять позиций. Такой  же резкий скачок сделал еще один японский автоЗа рулем 03/2009 197 ЭКОНОМИКА | СТАТИСТИКАСАМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ МОДЕЛИ ИНОМАРОК В РОССИИ В 2008 ГОДУмобиль: «Мицубиси-Лансер» поднялся с 12-й строчки на шестую. Положительную динамику продаж всем производителям тоже здорово подпортили два последних месяца года: в  ноябре продажи упали на  15%, в декабре – на 10%. К примеру, в декабре объемы сбыта «Шевроле» сократились на  6%, «Форда»  – на  15%, а  «Хёндай»  – и вовсе на 45%.ДЕНЬГИ И ПЛАНЫ В начале этого года агентство «АВТОСТАТ» подсчитало затраты россиян 198 За рулем 03/2009на  покупку автомобилей. Емкость рынка (с  учетом ввоза подержанных иномарок) в 2008 году составила 70,4 млрд. долларов. За год рынок в денежном выражении вырос на 28,5%, а средняя цена машины подскочила с 19,3 до 22 тыс. долларов. Предсказать масштаб изменений на  нашем рынке в  2009 году очень сложно. Понятно, что неизбежен спад, но как долго он продлится, насколько глубоким окажется? Прогнозы самые разные – от  19–20%, по  мнению специалистов Ассоциации европейского бизнеса в Российской Федерации (AEB), до  45%, как счи-тает аналитик Стенли Рут. Все автомобили станут дороже (за январь цены на иномарки уже выросли в  среднем на  7,2%), а  население  – беднее. Пошлины с  января повысили, поэтому ценовое преимущество получат модели, сборка которых налажена на  территории России. А  денег на приобретение машин потребители станут тратить меньше: средняя цена покупки снизится до 18–20 тыс. долларов. Но все равно россияне будут покупать новые автомобили! А  главное достоинство любого кризиса – это то, что рано или поздно он кончается.