190
РЕМОНТ и СЕРВИС | КОНКУРС ЗНАТОКОВДО ПОСЛЕДНЕЙ КАПЛИЗа решение задачи «Теоретическая экономика» (ЗР, 2011, № 11) Артем Максименко из Карелии получает навигатор MNS-520MPфирмы Mystery Electronics c высокопроизводительным процессором Samsung и GPS-модулем NXP компании Philips Semiconductors.Итак, к условию. Какие еще эффективные действия, кроме общеизвестных, можно предпринять,чтобы при минимуме топливав баке уехать как можно дальше?Одной из первых отозвалась дама,предложившая ездить разувшись.Совершенно справедливо: босиком ужточно лишний раз на колючие педалидавить не станешь! Многие устремилифантазию на вылавливание последних капель и даже паров бензинаиз системы питания. Ну а мечтателисоветовали просто повысить термический КПД исправного мотора. Это,конечно, самый верный путь, толькотребует многих лет на глубокие исследования и миллионных вложений.Вряд ли это достижимо на обочинедороги!Радикально настроенные готовыснять с машины всё, без чего можноехать. Даже батарею – пусть, мол, работает на генераторе! Другие, напротив,советуют избавиться от генератораи двигаться только на аккумуляторе, отключив все электроприборы.А заодно выкинуть систему выпуска,поменять фазы газораспределения,распредвалы, поршни, клапаны...Максимум внимания аэродинамике! Некоторые предлагают обтянутьмашину пленкой – и снизить Сх вдвое.Другие, наоборот, – вынуть все стекла,чтобы воздух «свободно проходил через  График «экономики» автомобиля:1 – зависимостьпотребной для движения мощностина ведущих колесахот скорости движения, 2 – зависимость расходатоплива от скоростив л/100 км;  3 – то же в л/ч.проемы». Но вот конфуз: машины Формулы-1, считай, вообще без кузова,а сопротивление у них такое, чтодля быстрой езды подавай сотни сил!Самый же философский рецепттаков: «Если машина едет легко,это и будет означать малый расходтоплива». Знать бы только, когда ейлегко... Допустим, при полном дросселена пятой передаче ВАЗ-2112 вышелна скорость 120 км/ч. Для ее сохранения газ придется прикрыть, снизивмощность примерно до 25 кВт. Машинапройдет 100 км за 0,83 часа и съест7,2 л. За час – 8,64 л. При скорости90 км/ч мощность 13 кВт – и расходыменьше: 5,5 л/100 км, или 4,95 л/ч.Но не вдвое! Значит, удельный расходстал больше. Если же ехать со скоростью 50 км/ч, мощность составит4 кВт, путевой расход 3,5 л/100 км, или1,75 л/ч. Еще медленнее? Мотор можетначать работать неустойчиво, расходстанет расти.Больше топлива экономит тот,кто хорошо знает трассу. Ведь дажеспуск с горы оплачен теми граммами,что сгорели раньше! Если перед длинным подъемом на высшей передаченужен разгон, делаем это расчетливо –не­оправданные ускорения увеличивают потери. На обычной машине,негибриде, сводим к минимуму и торможения. Кстати, опытному водителюэто позволит ехать экономичнее, чем  ПРИЗ!с включенным круиз-контролем: электроника хитрить не умеет!Экономичность машины ухудшается и на неровной дороге. Машинутрясут не колдобины, ведь они непо­движны, часть энергии мотора рассе­ивают амортизаторы, шины, сайлентблоки – неспроста же нагреваются!Затем – шаровые опоры и пальцытрапеции, ШРУСы, муфты. То естьвсё, что на плохой дороге колеблется,преодолевая трение. Это заметилинемногие. Наш призер, отметив всереальные способы экономии, написал:«А еще я вставил бы вместо амортизаторов палки, чтобы ликвидироватьход подвески». Мысль изящная, верная,но – из области чистой теории. Каки многие, вряд он стал бы это делать,добираясь на последнем литре топлива.Итак, для снижения расходатоплива нужно ехать по возможности на высшей передаче с минимальной устойчивой скоростью. Скажем,по хорошей дороге – 50 км/ч на пятойпередаче. Этот порог скорости зависитот особенностей машины: если моторначинает дергаться, расход топлива растет. На сложных участках дороги высшей может оказаться не пятая, а, например, четвертая передача или дажетретья. Тогда и скорость меньше.Всем, кто ломал голову над этойзадачей, – спасибо. ПоздравляемАртема Максименко с победой!ЗАДАЧА № 50ОЙ, МОРОЗ, МОРОЗНа моем «Форде-Транзит» зимние нешипованные шины.По ледяной трассе в мороз за тридцать при размеренномстиле езды могу, если нет бугров или колейности, увереннодержать до 100 км/ч. Конечно, резко не торможу и не давлюна газ, сцепление включаю аккуратно, баранку кручу дозированно. А ударит оттепель – на льду машина заставляетволноваться. Естественно, на сильно загруженных дорогахя не экспериментировал. Если мои наблюдения верны, какобъяснят разницу в поведении опытные водители?Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 1 марта 2012 годапо адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., 10, или по e-mail:[email protected] Укажите ваш контактный телефон или иной способбыстрой связи. Победителя представим в июньском номережурнала.190 За рулем 03/2012190_Konkyrs 02-12.indd 19003.02.2012 10:36:48