268
269
270
271
273
КЛАССИКИSTEYR 220БЕЗ ГРАНИЦ | ЖИВЫЕ268 За рулем 03/2012268-271.273_Steyr220.indd 26803.02.2012 13:02:58 ПРОЩАЙ, ОРУЖИЕ!Это имя знают многие технари, а вот пообщаться с живыми автомобилями довелось далеко не каждому.Удача улыбнулась Сергею Канунникову. Фото Георгия Садкова.Яркое солнце, роскошныеклумбы, нарядные ампирныефасады – все это как нельзялучше гармонирует с моимкабриолетом. В таких цветах он особенно привлекательный и доброжелательный, анфас – еще и немногоудивленный. Этот «Штайр-220» никакне ассоциируется с местом и временемрождения. Ведь на свет он появилсяв 1939-м, в Австрии, уже ставшейчастью Третьего рейха…Это государство для большинстваиз нас – тихая, чистая, зеленая странас живописными лужайками и старательно охраняемой архитектурой. Еслинабрать в поисковике прилагательное«венский», в первую очередь получите«вальс» и «бал». Кто-то еще вспомнитшницель, ну а некоторые – оперу. Лишьу немногих Австрия ассоциируетсяс автомобилестроением. А ведь междудвумя мировыми войнами там строилиавтомобили самых разных классов.В том числе «штайры».Оружие в Штайре, городке при слиянии одноименной реки и Энса (примерно в 160 км от Вены), делали ещес XIX столетия. А после Первой мировой, с падением спроса, решили занятьсяавтомобилями. У истоков стоял не ктонибудь, а один из самых знаменитыхконструкторов Европы – Ганс Ледвинка.К середине 1930-х сильнейшиеавстрийские автопроизводителислились в мощный концерн «ШтайрДаймлер-Пух». Завод в Штайре выпус­кал к тому времени гамму вполнепередовых машин, среди которыхбыла средняя по размерам и ценемодель 220, дебютировавшая в 1937-мна дорогах еще независимой Австрии.За рулем 03/2012 269268-271.273_Steyr220.indd 26903.02.2012 13:03:25 КЛАССИКИ| ЖИВЫЕSTEYR 220  Эмблема с луком и стрелой – символоружейной истории компании.  Стеклоочистителями командует электромотор, закрепленный прямо на стекле.ДАВАЙ ДРУЖИТЬ!Характер кабриолета вполне соответствует внешности – удобный и покладистый в управлении. Как и у всехевропейских машин того времени,в ширину салон не велик, но за рулемсидеть удобно. Да и сзади жить можно.Но в пижонском кабриолете основныеместа все же передние.Руль у «Штайра» неожиданно легкий (конечно, с поправкой на нормытого времени). Тормоза – гидравлические, но по нынешним меркам слабенькие. Верхнеклапанный двигатель,электрический стеклоочиститель,12-вольтовое электрооборудование –вполне современный на момент производства автомобиль. Стоил такойУРОЖЕНЕЦ ВЕРХНЕЙ АВСТРИИ«Штайр-220» в 1937 году сменил в производственной программе модель 120.Мощность мотора объемом 2,3 л увеличили на 5 сил – до 55 л.с. Коробка –четырехскоростная, с синхронизаторамина высших передачах. Модель выпускалис кузовами четырехдверный седан, двухили четырехместный кабриолет. Заказныекабриолеты строило также дрезденскоеателье «Глезер». Производство прекратилив 1941-м. Всего собрали 5900 «штайров-220», больше всего в 1939-м –1822 экземпляра.  Даже начертание названия в те годывыбирали с душой.кабриолет удивительно недорого:в Германии – 6900 рейхсмарок. Близкийпо характеристикам (2,3 л, 55 л.с.) и размерам «Мерседес-Бенц 230» обходилсяв 7500 марок.Плавность хода у «Штайра»отменная. По шоссе на скорости80 км/ч машина на независимых подвесках (сзади популярные у немецкихи австрийских инженеров качающиесяполуоси и пружины) плывет, как яхтапо спокойному морю. Это качествои сегодня, а уж в 30-х и подавно, большинству владельцев важнее резкихреакций на руление. «Штайр» все времякажется каким-то особенно послушными дружелюбным. Ему бы родиться в другое время... Или хотя бы в другом месте.270 За рулем 03/2012268-271.273_Steyr220.indd 27003.02.2012 13:04:03 СТРЕЛА И КРЕСТГород Штайр, помимо оружия, автомобилей и моторов, известен тем, чтов нем некогда жили композиторы ФранцШуберт и Антон Брукнер, а такжекакое-то время учился Адольф Гитлер.Именно здесь произошли столкновениясоциал-демократов и христианскихсоциалистов, в немалой степени приведшие к аншлюсу Австрии в 1938 году.А в год рождения этого кабриолета,в 1939-м, советская и немецкая империиуже заключили договор о дружбе. СССРввел войска в Польшу, дабы «восстановить... порядок и спокойствие, нарушенные распадом польского государства».Будто оно само распалось, а не исчезлопод натиском танков с крестами, пересекшими его западную границу.Австрия уже тоже жила по другимзаконам. Евреи, уплатив нацистамоткупные, бежали из страны музыки,венских сладостей и классных автомобилей. Оставшихся ждали концлагеря…Но завод в Штайре пока еще делаллегковые машины с элегантной эмблемой, напоминавшей об оружейномпроисхождении фирмы. Во второйполовине 1930-х спрос в Европе на этупродукцию вновь стал расти. Последние 750 машин модели 220 изготовилиуже в 1941-м. Остальные легковые«штайры» к тому времени с производства уже сняли, да и прочие автозаводырейха перестали выпускать гражданские машины, сконцентрировавшисьна военной продукции.В мае 1945 года в Штайре встретились советские и американскиечасти. До этого город сильно бомбили,ведь он был одним из промышленных центров рейха. Потом у заводаначалась новая история. Он делалавтомобили по лицензии «Фиата»,армейские машины, а позднее (и по сейдень) знаменитые «гелендевагены».Нам же австрийское имя знакомо  Приборы не только светлые,но и оригинального дизайна.  Запирающаяся рулевая колонка –норма для многих австрийскихи немецких машин того времени.Пуск мотора – кнопкой.  Сиденья в машине неродные,поскольку в ней нередко возят молодоженов. Оригинальные владелецхранит в гараже. А вот удивительнокрасивый руль – аутентичный.За рулем 03/2012 271268-271.273_Steyr220.indd 27103.02.2012 13:04:10 КЛАССИКИ| ЖИВЫЕSTEYR 220еще и по оригинальным дизельныммоторам, не прижившимся на моделяхГАЗа.Многие довоенные «штайры»вместе с десятками тысяч иныхавтомобилей трофеями поехалив СССР. В некогда популярномсериале «Вариант «Омега», действиекоторого происходило в Таллине,снимали два похожих кабриолета,на них ездили «офицеры абвера».Но до наших дней «штайров» дошлосовсем немного.Автомобили, как и люди, вызывают при близком знакомстве разныечувства. Скажем, огромные предвоенные лимузины – почтение и даже трепет. Словно перед тобой пусть и отставной, но диктатор. Интересно общатьсяс «молодыми повесами» – элегантными, эпатажными кабриолетамии родстерами. Компактные народныемашины напоминают немного замученного, но не теряющего оптимизма отцасемейства. А этот кабриолет почему-тосразу показался другом – улыбчивым,но не навязчивым, сохраняющим чувство такта и достоинство.Хорошо, что этот «Штайр» пощадили катаклизмы ХХ столетия, что онпопал в умелые руки того, кто знаеттолк в подобных вещах. И то, что мнеудалось с ним познакомиться, тожездорово. Я очень доволен, да и он вродене в обиде.Редакция благодарит Эдгара Гасунсаза предоставленный автомобильи помощь в организации съемки.  Для двухдверного автомобиляпространства сзади не так уж и мало.За рулем 03/2012 273268-271.273_Steyr220.indd 27303.02.2012 13:04:17