Россию и Европу объединила «любовь по расчету»
Найти 10 отличий
«Предпочтения потребителей в каждом регионе сбыта разные. Поэтому для каждого рынка мы предлагаем именно то, что пользуется повышенным спросом у покупателей, – говорит PR-менеджер марки Volkswagen в России Андрей Гордасевич. – Мы отреагировали на интерес российского потребителя к седанам, выпустив специально для российского рынка Polo седан, который производится в России, имеет весьма привлекательную цену, предлагает клиентам больше пространства в задней части салона, багажник большего объема – и потому продается в России в количестве десятков тысяч штук в год».
«Новый Ford Fiesta укрепит позиции бренда Ford на российском рынке, став отличным дополнением модельного ряда Ford в России в новом сегменте», – отметил первый вице-президент Ford Sollers Адиль Ширинов.
Тройку лидеров в европейском хит-параде замыкает Renault Clio, а вот в России этот компактный хэтчбек не пользовался высоким спросом, из-за чего его продажи были прекращены.«В российских дорожных условиях главным для автомобиля становится его надежность и проходимость. SUV по своим характеристикам и оборудованию удобен и комфортен как в городе, так и за городом. До Duster на рынке не было автомобиля, который бы обладал всеми достоинствами SUV и даже вседорожника и при этом находился бы в доступном ценовом сегменте. Renault решила сделать внедорожник для всех, создав Duster, практически революционный автомобиль в своем сегменте», – отмечают в Renault.
Кстати, на европейском рынке Duster и новый Sandero, продающиеся под брендом Dacia, также пользуются высоким спросом, что сделало Dacia самой быстрорастущей маркой в регионе.«Corsa пользуется большим спросом уже на протяжении длительного времени – она компактна, что немаловажно для городских жителей, экономична, экологична. В ней очень важна эмоциональная составляющая, яркий дизайн, возможность индивидуализации», – отмечают дилеры Opel.
В отличие от Старого Света, на российском рынке самой продаваемой моделью Opel является Astra. По словам дилеров Opel, в России автолюбители предпочитают суперкомпактным моделям нечто «посерьезнее и повзрослее», поэтому Astra в России гораздо успешнее и популярнее. Стоит при этом отметить, что около 35% в российских продажах Astra занимает модификация «седан», которая впервые появилась в семействе Astra во многом с прицелом на быстро развивающиеся страны Восточной и Центральной Европы, такие как Турция и Россия, где наблюдается большой спрос на компактные седаны. Peugeot 208 – еще один популярный хэтчбек на европейском рынке, он занимает седьмое место в рейтинге самых продаваемых моделей. Высокий интерес к 208-й модели поддерживает, в частности, спортивная версия Peugeot 208 GTi, которая завоевала популярность у покупателей в Европе, включая Францию, Германию и Великобританию. Как отмечают в Peugeot, это подтверждает успех стратегии Peugeot по развитию премиального модельного ряда в сегменте B. А вот в нашей стране компания сделала ставку на рынок седанов C-класса, запустив в 2012 году производство и продажи седана Peugeot 408, который изначально разрабатывался для китайского рынка, но был адаптирован для России. 408-й седан является самой продаваемой моделью Peugeot на российском рынке, однако падение спроса в сегменте автомобилей С-класса сказывается на его продажах – как и в случае с Ford Focus, в этом году они упали более чем в два раза.«Octavia действительно является бессменным лидером марки в России и в мире на протяжении всего времени существования модели, – комментирует руководитель марки Skoda в России Любомир Найман. – Популярность Octavia на разных рынках объясняется, в частности, наличием нескольких модификаций. Автомобиль предлагается в кузове лифтбек, универсал, а также в полноприводной версии Scout и спортивной RS. Таким образом, Octavia может удовлетворять самым разнообразным потребностям клиентов».
В топ-10 европейских бестселлеров вошло обновленное семейство Audi A3, при этом модель демонстрирует один из лучших показателей роста. Как отмечают в Audi AG, новый A3 Sedan, продажи которого стартовали на европейском рынке в сентябре прошлого года, привлекает большое количество новых клиентов к дилерам Audi по всему миру и особенно в Европе.Страна седанов
Показательно, что на российском авторынке бестселлерами являются доступные модели иномарок. Так, высшие строчки рейтинга продаж занимают Hyundai Solaris и соплатформенный Kia Rio, порядка 80% в реализации которых приходится на популярные в России седаны.«Если не учитывать известный факт, что россияне, особенно в бюджетных сегментах, отдают предпочтение седанам, то следует обратить внимание на стоимость продукта – и тут на первое место выйдет фактор локализации. Это дает модели неоспоримое преимущество в розничной стоимости относительно импортируемых моделей, – говорит PR-менеджер «Хендэ Мотор СНГ» Юлия Тихонравова. – Также можно отметить, что Solaris значительно лучше приспособлен к российской эксплуатации: увеличенный клиренс, холодный запуск до -350C, обогрев ветрового стекла (впервые на Hyundai) и т.д. Говоря о сегменте Solaris, для российских покупателей на сегодняшний момент крайне важны привлекательная розничная стоимость, низкие эксплуатационные затраты и возможность использования низкооктанового бензина (92)».
Таким образом, предпочтения российских и европейских автомобилистов отличаются значительно. В Старом Свете самые популярные модели – это преимущественно экономичные, компактные и маневренные хэтчбеки.«В тесной Европе крайне остро стоит вопрос с парковками в городе. Маневрирование и парковка на компактном хэтче гораздо проще. Ну и, разумеется, имеет место финансовая составляющая, касающаяся не столько стоимости самого автомобиля, сколько стоимости его содержания. Топливо в Европе стоит почти в два раза дороже, чем в России. Также, помимо налога на объем мотора, европейские автовладельцы платят еще и за вредные выбросы (CO2) в атмосферу. Содержать маленькое авто с экологичным моторчиком в разы выгоднее», – рассуждает руководитель группы каталогов Autorambler.Ru и Quto.Ru Дмитрий Шамонин.
«Европейцы традиционно очень практичны: хэтчбек сочетает в себе возможность проехать по узкой улице старого города и увезти в кузове достаточно габаритный груз. Это оптимальный выбор для среднестатистического европейца. Длина базы автомобиля при этом почти не отличается от аналогичных параметров седана», – отмечает старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова.
Россия же по-прежнему остается страной седанов – автомобили с этим кузова доминируют на авторынке нашей страны еще с советских времен. Хотя их доля в продажах неуклонно снижается – с 46,7% в 2008 году до 38,3% в 2014-м (по данным «Автостата»).«В России седаны традиционно пользуются большой популярностью. В большинстве случаев они являются единственной машиной в семье, которая выполняет все возможные функции: от поездок на дачу с семьей, когда необходимы большие объем салона и багажник, до «представительских» для регулярных поездок на работу, когда важно подчеркнуть престиж своего авто. В качестве последней задачи седан подходит лучше всего – по-прежнему в России этот тип кузов считается самым престижным. Наверное, отчасти это связано с историей развития автопрома, поскольку реальные альтернативы седанам начали появляться только в новейшей истории», – говорит PR-менеджер регионального подразделения «Ниссан Восток» Роман Скольский.
Бум на кроссоверы
«В течение последних двух лет мы наблюдаем динамичный рост продаж кроссоверов и вседорожников в России. В 2014 году, несмотря на общее снижение продаж, рост доли сегментов В-SUV и С-SUV на нашем рынке продолжается – здесь сказывается и глобальный тренд, и климатические и дорожные условия России», – констатирует старший специалист по связям с общественностью Toyota Евгения Тетерина.
«В России компактные кроссоверы и полноценные вседорожники пользуются особой популярностью. Это объясняется, с одной стороны, тем, что покупатели хотят чувствовать себя как можно более уверенно и свободно, вне зависимости от погодных условий, сезона и дорожного покрытия, а с другой стороны – относительно большей безопасностью вседорожников, благодаря большей массе и более высокой посадке, в сравнении с простыми легковыми автомобилями. Можно также утверждать, что вседорожники стали в России символом некой статусности», – говорит Андрей Гордасевич.
В отличие от европейского рейтинга продаж, где представлены только легковых модели, в топ-10 самых продаваемых иномарок на российском рынке – сразу три кроссовера: Renault Duster, Chevrolet Niva и Toyota RAV4. При этом Renault Duster, практически сразу с момента выхода на рынок ставший лидером сегмента SUV, сегодня занимает третье место по объему продаж среди всех моделей иностранных марок. Между тем кроссоверы набирают популярность и в Европе, где сегмент субкомпактных SUV является сегодня самым быстрорастущим. По данным JATO Dynamics, рост продаж субкомпактных кроссоверов в Европе за первое полугодие 2014 года составил 89%.«Субкомпактные кроссоверы, такие как Opel Mokka и Nissan Juke, построены на базе моделей малого класса, имеют те же силовые агрегаты и схожие габариты, то есть по сути являются теми же самыми компактными хэтчбеками, но с увеличенным клиренсом. Поэтому даже в Европе их покупка вполне целесообразна», – считает Дмитрий Шамонин.
«Европейцы предпочитают компактные вседорожники за их управляемость, а также потому, что они модные и стильные. При этом по цене они могут не отличаться от тех же самых хэтчбеков, но кроссоверы выглядят намного лучше и престижнее», – добавляет гендиректор компании «ААА АВТО» Каролина Тополова.
По данным JATO Dynamics, лидерами сегмента субкомпактных кроссоверов в Европе являются Renault Captur, Opel Mokka, Peugeot 2008 и Nissan Juke.«Современное поколение европейцев делает выбор в пользу городского кроссовера: при оптимальном сочетании цены, исполнения и вводных характеристик автомобиль сохраняет нужную компактность и вместительность. Скорее всего, здесь работает принцип «любви по расчету», и за этими потребительскими предпочтениями автопроизводители прекрасно успевают», – отмечает Анна Бодрова.