Меньше некуда: сегмент мини-каров на грани исчезновения
Маленькие автомобили в России особым спросом не пользуются. В свое время дешевая «Ока» продавалась в бόльших количествах, чем сегодня автомобили класса А, вместе взятые. К тому же сами автопроизводители не спешат предлагать россиянам такие модели, на которых много денег не заработаешь. Однако популярные в Европе субкомпактные машинки могли бы решить многие проблемы и наших мегаполисов.
Полная версия«Ока»-класс
Сегмент автомобилей А-класса сегодня является самым узким на российском авторынке: на него приходится всего 0,6% продаж. А ведь еще в 2003 году эта доля была в 10 раз больше. Тогда, по данным «Автостата», продажи мини-каров составляли 65,5 тыс. штук, что соответствовало 6% рынка новых автомобилей. Правда, львиную долю в этом количестве (более 60 тыс. машин) занимала микролитражка «Ока», которая была самым дешевым автомобилем в России – стоимостью всего 80 тыс. рублей. Однако с ужесточением экологических стандартов для новых автомобилей «Ока», получившая китайский двигатель, стала неконкурентоспособной. В 2008 году она стоила уже 150 тыс. рублей, то есть фактически догнала по цене вазовскую «классику». Впрочем, основу производства «Оки» традиционно составляли госзаказы по социальным программам для инвалидов, поэтому именно с их прекращением в 2008 году микролитражка покинула конвейер. С падением продаж «Оки» сокращался сегмент мини-каров в целом – к 2006 году его рыночная доля упала до 2,6% и держалась у этой отметки примерно до 2011 года. Между тем в 2004 году на российский рынок вышел Daewoo Matiz, который с 2006 года остается бессменным лидером А-сегмента. С момента начала продаж Matiz в России своих покупателей нашли почти 300 тыс. таких машин, а рекорд продаж этой модели пришелся на 2008 год, когда было реализовано 44,7 тыс. автомобилей. Однако с 2013 года продажи Matiz начали снижаться и по итогам первого полугодия 2015 года составили всего 2,5 тыс. штук (-58%). Впрочем, и сегодня «Матиз» занимает более 55% сегмента. Как считает директор по продажам дивизионов «Внуково» и «Химки» ГК «АвтоСпецЦентр» Дмитрий Константинов, многолетнее лидерство Daewoo Matizобъясняется отсутствием предложения и низкой конкуренцией в А-сегменте на российском рынке. В свою очередь, в пресс-службе Uz-Daewoo отмечают, что по сравнению с одноклассниками, представленными в России, цена Matiz (от 300 до 400 тыс. рублей) более чем на 40% ниже. Спрос на проверенную временем модель поддерживает также развитость дилерской сети. Ориентировочно в 2016 году Matiz получит ряд изменений, которые, в основном, коснутся интерьера и опционального наполнения. В компании рассчитывают, что это позволит Matiz укрепить свои позиции в качестве лидера продаж. Кроме того, в Uz-Daewoo обещают в ближайшие несколько лет не раз удивить своих покупателей новостями в данном классе, однако подробностей не раскрывают.В стиле «Мини»
Второе место по объему продаж среди моделей А-класса последние несколько лет удерживает Kia Picanto, доступный в России с 2011 года. Как отмечают в пресс-службе «Киа Моторс Рус», с тех пор было реализовано более 25 тыс. этих автомобилей, а рыночная доля Picanto в субкомпактном сегменте выросла более чем вдвое: с 11,2 до 25%. За первое полугодие 2015 года продажи модели составили 1,1 тыс. единиц (-51%), при этом с мая в продаже у российских дилеров появился обновленный Picanto (490–775 тыс. рублей). Несмотря на то, что модель поставляется по импорту, а сегмент субкомпактов на российском рынке сокращается, компания Kia не намерена отказываться от продаж Picanto в нашей стране. «Для многих клиентов Picanto является «входным билетом» в мир марки, для другой категории – вторым автомобилем в семье. Все это позволяет нам продолжать импорт автомобилей Picanto в Россию», – пояснили в пресс-службе компании, отметив, что доля этой модели в реализации Kia составила 1,4% по итогам первого полугодия, в то время как в среднем по рынку на сегмент субкомпактов приходится 0,5—0,6% продаж. В тройку самых продаваемых в России мини-каров вошел и обновленный Lifan Smily, доступный по цене 395–485 тыс. рублей. В январе-июне 2015 года эта модель разошлась тиражом 262 экземпляра (-67%), ненамного опередив по продажам smart fortwo (от 690 тыс. рублей), на котором остановили свой выбор 250 российских покупателей (+60%). Рост продаж немецких мини-автомобилей руководитель отдела продаж марки smart в России Александр Эльзас объясняет, в частности, тем, что за прошедший год компания «Мерседес-Бенц РУС» инвестировала в расширение дилерской сети, благодаря чему марка теперь представлена во всех российских городах-миллионниках. «Жители мегаполисов видят ухудшение транспортной ситуации – пробки и нехватка парковочных мест заставляют людей искать более компактный автомобиль. Это естественная эволюция, которая не подразумевает, что smart заменит бόльшие модели. Это вторая машина для города», – отмечает Александр Эльзас.Выбор невелик
Что касается рейтинга продаж, ни одна из остальных моделей А-класса по итогам первого полугодия не преодолела отметку в 100 реализованных машин. Всего, по данным «Автостата», за этот период было продано 4,4 тыс. субкомпактных автомобилей, а их доля сократилась до 0,6%.Экономный вариант
А вот в Европе «миники» достаточно популярны – здесь этот сегмент занимает 7,8% авторынка. Согласно данным исследовательской компании JATO Dynamics, только за первые шесть месяцев 2015 года европейцы купили 652,4 тыс. автомобилей А-класса, а самыми продаваемыми из них стали Fiat Panda, Fiat 500 и Volkswagen up!.Вместо мотоцикла
А больше всего, пожалуй, мини-кары востребованы в Индии, где доля автомобилей А-класса составляет аж 22,4% всех продаж, гласят данные JATO Dynamics. Показательно, что вот уже более 10 лет абсолютным бестселлером на индийском рынке остается субкомпактный хэтчбек Maruti Alto – только за январь-июнь 2015 года индийцы купили 138,8 тыс. таких машин. Столь высокий спрос на дешевые микролитражки объясняется, прежде всего, низким уровнем жизни местного населения. «Для клиентов в Индии автомобиль А-сегмента – это транспортное средство, значительно удобнее мотоцикла или мопеда. Уровень оснащения, безопасности, качество сборки – вторичные показатели. Главное – цена и «крыша над головой» в дороге», – говорят в пресс-службе «Киа Моторс Рус». Фото: Youtube
Российский рынок по условиям формирования больше похож на американский, нежели на европейский или индийский, добавляют в Uz-Daewoo. «У нас спрос на автомобили разного класса во многом продолжает определяться большими пространствами, дорожными условиями и плотностью населения. Несмотря на наличие автомобильных заторов в крупных городах, плотность населения, а соответственно и интенсивность движения, у нас несоизмеримо меньше, чем, например, в Индии. К тому же автомобили А-класса в Индии и России – это разные автомобили, с разными показателями вместимости, мощности и комфорта», – отмечают в пресс-службе компании.