Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

На чем ездили советские генсеки: от Ильича до Сергеича

История первого социалистического государства, просуществовавшего без малого три четверти века, — это и история автомобилей, на которых ездили главы Советской России, а затем СССР. В нашей фотоподборке вспоминаем наиболее знаковые из них.
Полная версия

Руководителей нового пролетарского государства первое время возили на богатом наследстве, оставшемся от старого режима. В основном на  автомобилях из Императорского гаража или реквизированных у промышленников, купцов и интеллигенции. Председатель Совнаркома В. И. Ленин, Н. К. Крупская и сестра вождя М. И. Ульянова в Renault 40 CV c огромным 6-цилиндровым 7,5-литровым двигателем, 1918 г.


В 1921 г. для лидеров социалистического государства закупили первые несколько новеньких британских «Серебряных духов» с полным именем — Rolls-Royce 40/50 НР Silver Ghost. Один из автомобилей переделали по схеме, разработанной еще руководителем царского гаража французом Адольфом Кегрессом, уехавшим из России после революции. На полугусеничном 75-сильном Rolls-Royce зимой из Горок возили Ленина в последние годы его жизни.


Новый генсек И. В. Сталин, М. И. Калинин и Л. М. Каганович во время XVI cъезда ВКП (б) летом 1930 г. Rolls-Royce в те годы по-прежнему одна из главных государственных марок.


Огромный бронированный американский Packard Twelve. На автомобилях этой марки с 12-цилиндровым 7,7-литровым мотором мощностью 180 л.с. возили генсека Сталина с середины 1930-х до конца 1940-х.


Первый отечественный автомобиль, удостоенный внимания генсека, – ЗИС-115, при проектировании – «Изделие 100». Лимузин массой около 4 тонн оснастили 162-сильным форсированным мотором.


Несколько из примерно сорока изготовленных в 1948-1949 гг. бронированных ЗИСов сохранились до наших дней. Но в каком из них возили Сталина, достоверно не может сказать никто.


Толщина стекол бронированного ЗИС-115 – около 75 мм. Для их подъема и опускания в двери лимузина вмонтировали гидродомкраты.


Продолжение на следующей странице

Признаки оттепели – новый генсек Н. С. Хрущев в открытом ЗИС-110Б. Совсем недавно увидеть главу партии в кабриолете было немыслимо. Рядный восьмицилиндровый мотор ЗИС объемом 6 л развивал 140 л.с.


В последние годы правления Н. С. Хрущева его возили на ЗИЛ-111Г. В 1962-1967 гг. сделали 38 таких лимузинов с 6-литровым двигателем V8 мощностью 200 л.с и двухскоростной автоматической коробкой передач. Кстати, именно Хрущев отменил бронированные автомобилей для руководителей страны. Следующий «броневик» для генсека сделают только в 1985 г.


Кабриолетов ЗИЛ-111Д в 1964-1967 гг. изготовили всего чуть больше десятка. Их долго использовали и после завершения производства в эпоху Л. И. Брежнева для торжественных встреч наиболее почетных гостей СССР.


В 1960-х, когда производство лимузинов ЗИЛ было особенно скромным, даже членов Политбюро, включая генсека, возили иногда на куда более массовых Чайках ГАЗ-13 со 195-сильным двигателем. Причем лимузинов с перегородкой между передним сиденьем и задней частью салона среди этих машин было совсем немного.


ЗИЛ-114 – символ долгой эпохи правления Л. И. Брежнева. Автомобили, прозванные в народе «подводной лодкой» — за дизайн и «членовозами» — за назначение, сделали с 1967 по 1977 год 113 экземпляров. Двигатель объемом 7 л развивал 300 л.с. По паспорту лимузин мог развить 190 км/ч.


Зная любовь «дорогого Леонида Ильича» к автомобилям, лидеры многих государств дарили ему дорогие машины. В 1973-м президент Никсон презентовал генсеку Lincoln Continental Mark IV. Американская «восьмерка» этого автомобиля объемом 7,5 л по американскому стандарту SAE развивала 212 л.с.


Брежнев был единственным генсеком, который ездил за рулем сам и очень любил это занятие. Rolls-Royce Silver Wraith, на котором Брежнев лично в 1979-м попал в аварию на Кутузовском проспекте, сохранился нереставрированным в музее в Риге.


Еще один подарок Леониду Ильичу – японский Nissan President, собранный специально для генсека — с левым рулем и приемником с диапазоном УКВ. Мотор V8 объемом 4 л развивал 195 л.с.


Последний генсек КПСС – М.С. Горбачев и последний ЗИЛ – модели 41047. На автомобиле стоял карбюраторный двигатель мощностью 315 л.с.


Приметы переходного периода от СССР к новой России – ЗИЛ-41047 в компании Мерседесов. Скоро отечественные автомобили окончательно исчезнут из правительственных кортежей российских лидеров…


Фото: из архива редакции

Подпишитесь на «За рулем» в

Канунников Сергей
08.01.2020
Поделиться: