Как модернизируют Chevrolet Niva
Познакомившись с Winter Edition – новой модификацией вседорожника Chevrolet Niva, Вадим Крючков решил разузнать, как инженеры СП GM-АВТОВАЗ улучшают старую добрую «шниву». Заодно вспомнил историю модели. Итог его изысканий – топ-25 обновлений и 10 интересных фактов о Шевроле Ниве.
Полная версияЭволюция
Привет, добрая знакомая! Сколько же мы не виделись? Вроде бы совсем недавно учился величать тебя не «новой Нивой» и не ВАЗ‑2123, а Chevrolet Niva, а с момента пуска конвейера совместного предприятия GM-АВТОВАЗ прошло уже больше тринадцати лет! Казалось, еще вчера любовался рестайлингом от итальянского ателье Bertone – и вот семь лет позади. С тех пор «шнива» внешне не менялась. А внутри? Шоссе с поземкой, потом заснеженный проселок – мы снова вместе в зимнем Поволжье. Как всё привычно и узнаваемо, когда я за рулем Нивы: удивительное сочетание легковых повадок на асфальте с завидной проходимостью на грунте! Но техническая составляющая не законсервирована – автомобиль развивается. Это не ностальгия и не идеализация. Знаете, по какому алгоритму улучшают «шниву»? Инженеры устраняют топ‑10 часто встречающихся проблем. Потом берутся за вторую десятку – и так далее. Обязательная часть программы – соответствие требованиям свежих правил сертификации и технических регламентов. Так, за последние два года набралось 25 изменений, причем часть из них внедрили уже после ухода марки Opel и народных Chevrolet с российского рынка. Руководство GM сразу заверило, что Chevrolet Niva бури обойдут стороной, и пока держит слово.Главное новшество в салоне – передние сиденья с усиленным каркасом, доработанными сепаратором салазок и механизмом регулировки наклона спинки. Изменены подголовник, облицовки, крой, набивка, стала выразительнее боковая поддержка. Сидеть удобнее, чем раньше! Заднее сиденье прежнее, но с кармашками для замков ремней безопасности.
Отныне Нива вписывается в эконормы Евро‑5. В конце 2015 года внедрены электронная педаль газа, дроссельная заслонка без механического привода и контроллер управления Bosch последнего поколения (кстати, его настройкой занимались немцы). Требования к октановому числу не стали жестче: завод рекомендует АИ‑95, но допускает использование и бензина АИ‑92. При том что нормам токсичности двигатель соответствует, его разгонно-мощностные характеристики не пострадали, хотя расход топлива уменьшился на 200–400 г/100 км. А главное – благодаря новой дроссельной заслонке снижена «пульсация» трансмиссии. Нива теперь лучше управляется, повысилась курсовая устойчивость. Подвеска стала плотнее, но вместе с тем комфортнее – во многом благодаря газонаполненным амортизаторам СААЗ с полусинтетической жидкостью, импортными сальниками штоков, модернизированными нижними шарнирами. Такие амортизаторы надежнее прежних, меньше дубеют на морозе, у них выше ресурс и нет характерного сипения при работе.
И в целом «шнива» стала заметно тише – нет больше надоедливых «сверчков». Спасибо пакету «Антишум»: оплетки жгутов электропроводки задних дверей и центрального плафона освещения заменены мягкими, установлены дополнительные буферы между обивкой потолка и крышей, при сборке кожуха рулевой колонки и панели приборов используется противоскрипная лента, усилена полка багажника. А с внедрением пакета «Антипыль» изменена схема герметизации кузова. Удивительно, но даже тормоза работают тише! В передние тормозные колодки «вкололи» антискрипный фрикционный состав. Бензонасос и тот с пониженным уровнем шума. В ближайшей перспективе – модернизация гидропривода сцепления и самогó сцепления, замена защитных кожухов задних амортизаторов.
Мне всегда нравился облик этой машины – спокойный и выверенный, такие долго не выходят из моды. Путь постепенных изменений, замены узлов, кропотливых доводочных работ словно для нее и создан. В данном случае развитие за счет повышения качества и расширения вариантов комплектаций лучше, чем очередной рестайлинг, неизбежно сопровождаемый скачком цены. Леди Винтер
Выстрелить ограниченным тиражом нестандартную комплектацию – беспроигрышный способ привлечь внимание покупателя. Так называемые специальные серии уже стали традицией. А наиболее востребованные опции иногда переселяются и на стандартные модификации машины. В конце минувшего года в продажу поступили Нивы серии Winter Edition. Всего выпущено 600 таких машин исключительно белого цвета. Даже его название по-зимнему холодное – «айсберг». Бамперы и пластик ниже поясной линии сделаны из практичной, окрашенной в массе черной пластмассы. Неизбежные притиры о сугробы и снежный наст им не страшны. Стандартный аккумулятор 6СT‑55 уступил место батарее повышенной емкости 6СТ‑64. Щетки стеклоочистителя – бескаркасные зимние. Еще одна нестандартная опция – задние сиденья с электрообогревом. Передние кресла – обогреваемые, с новой обивкой, вышитым логотипом и регулируемым поясничным упором. Лобовое стекло тоже с электрообогревом. Впервые на машины этой модели уже на заводе ставят аудиосистему: ресивер и акустика не абы какие, а фирмы Alpine – звучит не только гордо, но и сочно. На крыше смонтированы багажные релинги. Легкосплавные черные колеса обуты во вседорожные шины Continental ContiCrossContact AT размерности 215/65 R16. Chevrolet Niva Winter Edition продается за 617 000 рублей. А обычная, в среднем исполнении LC, оценивается в 572 000 рублей. * * * Chevrolet Niva, когда мы познакомились, ты мне сразу приглянулась. Смущало лишь полученное волею судьбы имя, которое ко многому обязывало. Боялся, что ты не станешь таким же автомобилем-вехой, какой была оригинальная Нива. Как оказалось, зря сомневался. Ты всё хорошеешь и по-прежнему пользуешься спросом. Надеюсь, прощаемся ненадолго: жду повода для новой встречи!ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
• ВАЗ‑2123, который позже превратился в Chevrolet Niva, создавали не как вседорожник, а как автомобиль для активного отдыха (SUV, Sport Utility Vehicle). Модное нынче слово «кроссовер» в начале 2000‑х еще не вошло в обиход. • За тринадцать лет совместным предприятием выпущено более 600 тысяч машин, что соответствует лишь трети жизненного цикла оборудования для производства кузовов. • В 2015 году Chevrolet Niva вошла в десятку самых продаваемых в России автомобилей, а в сегменте SUV заняла третью строчку, пропустив вперед Renault Duster и Ладу 4×4. • Степень локализации производства составляет 95% (такой же показатель у Лады 4×4). В номинации «Максимальное количество комплектующих отечественного производства» эта пара – чемпионы среди выпускаемых в Тольятти автомобилей. • Раздаточные коробки для вседорожников Chevrolet Niva и Лада 4×4 собирают на одном участке АВТОВАЗа. Различаются они механизмами включения передач и блокировки дифференциала. В Ладе 4×4 вой шестерен раздатки отчетливо слышен, а в «шниве» тихо. Почему? Дело не столько в раздаточных коробках, сколько в конструкции и количестве опор их крепления, кузовах, шумоизоляции, трансмиссии в целом. • ВАЗ‑2123 проектировали с жесткими ограничениями по наружным габаритам – чтобы кузов проходил изгибы конвейера в цехе окраски АВТОВАЗА. После передачи машины совместному предприятию это требование отпало само собой, но менять ее габариты не стали. • Во все узлы трансмиссии и двигатели автомобилей Chevrolet Niva и Лада 4×4 с 2013 года устанавливают сальники Freudenberg, что уменьшило течи. • Для сборки Chevrolet Niva на предприятии GM-АВТОВАЗ Волжский автозавод изготавливает: кузов, двигатель, коробку передач, раздаточную коробку, редуктор переднего моста и приводы колес, задний мост, переднюю подвеску, ступицы, тормозные механизмы, элементы рулевого управления и многое другое. Говорят, что стоимость такого автокомплекта и в настоящее время не превышает 150 тысяч рублей. • Кого считать создателем автомобиля Chevrolet Niva? Автомобиль проектировал коллектив инженерных служб АВТОВАЗа. Совместное предприятие в 2001 году получило от Волжского автозавода практически готовый вседорожник, который потом лишь усовершенствовали. С 1994 года и до момента передачи главным конструктором новой Нивы ВАЗ‑2123 был Валерий Доманский (на фото 1995 года он слева, рядом с автором). Он же один из создателей и ведущий конструктор уникальной плавающей Нивы ВАЗ‑2122.