Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Новые самосвалы КАМАЗ: въезжаем в эру восьмидесятых

В Набережных Челнах презентовали новые самосвалы семейства КАМАЗ-6580. С «восьмидесятыми» познакомился Николай Мордовцев.
Полная версия

КамАЗ-6580 6×4

  • Длина×ширина×высота 8040×2500×3560 мм
  • Снаряженная/полная масса 14 800/33 000 (до 44 000) кг
  • Объем кузова 20 м³
  • Нагрузка на оси: переднюю/заднюю 9/16 + 16 т
  • Максимальная скорость (с ограничителем) 90 км/ч
  • Топливо/объем бака ДТ/350 л
  • Двигатель турбодизель Cummins ISG12, Р6, 24 клапана, 11,8 л; 305 кВт/410 л.с. при 1900 об/мин; 2100 Н·м при 1100–1400 об/мин
  • Трансмиссия 6×4; М16
  • Ходовая часть: подвеска – зависимая, рессорная; рулевое управление – винт-шариковая гайка, с гидроусилителем; тормоза – пневматические, барабанные, с АБС; шины – 315/80 R22,5 или 12,00 R24
Камские грузовики строительного назначения – лидеры продаж в своем сегменте. И было понятно, что после запуска в производство седельных тягачей нового поколения КАМАЗ-5490 4х2 вслед за ними наладят и выпуск самосвалов.

Шасси «восьмидесятой» серии – КАМАЗ-6580 6х4, КАМАЗ-65801 8х4 и КАМАЗ-65802 6х6 – универсальны. На них будут монтировать контейнеровозы, крановые и бетоносмесительные установки. Появятся и надстройки нового поколения, будут созданы балластные и седельные тягачи.

Всему голова

Впервые в кабине отечественного самосвала так же комфортно и тихо, как в кабине добротного европейского грузовика. Работы дизеля практически не ощущаешь – ни по шуму, ни по вибрациям. В этом смысле новый камский самосвал можно сравнить с дизельной Газелью – но мотор-то у КАМАЗа в четыре раза больше!

Интерьер кабины собран из импортных комплектующих и по тщательности отделки вполне может конкурировать с таковыми на чистопородных грузовиках Mercedes-Benz Axor. Есть возможность установить кондиционер, автономку, электростеклоподъемники. Кабину (фактически это кабина модели Axor) делают в Челнах: сваривают из импортируемых отштампованных панелей и окрашивают.

В перспективе на КамАЗе наладят производство кабины модели Actros четвертого поколения.

Возможность выбора

Впервые для камского самосвала предлагают моторы уровня Евро-5 разных ценовых сегментов. Раньше КАМАЗ-6520 оснащался только двигателем КАМАЗ-740.50-360 (360 л.с., 1470 Н·м). На этом же шасси челнинская компания РИАТ создавала тяжелые самосвалы с дизелем Cummins ISL (8,9 л, 340 или 375 л.с.). А для 15-тонного КАМАЗа-65115 в лучшем случае использовали рядную «шестерку» (Cummins 6ISBe, 6,7 л, 285 или 300 л.с.) производства СП «Камминз-Кама».

А теперь самосвалы КАМАЗ-6580 и тягач 5490 будут оснащаться хорошо известным дизелем Mercedes-Benz ОМ457 (11,94 л, 428 л.с., 2100 Н·м).

Второй кандидат на постоянную прописку под аксоркамазовской кабиной – новый дизель Cummins ISG12 (11,8 л, 350–500 л.с., до 2300 Н·м), который производят на заводе Foton в Пекине (там же делают газелевские моторы Cummins ISF 2.8 и ISF 3). Двигатель легкий (860 кг) и компактный. У него удобные в ремонте мокрые гильзы, топливная аппаратура common rail, а класс токсичности – от Евро-4 до Евро-6 (с SCR). Есть встроенный компрессионный моторный тормоз.

Именно дизели Cummins ISG12 стояли на всех трех представленных в Набережных Челнах самосвалах. Для трехосных машин инженеры считают достаточной мощность 410 л.с. при 1900 об/мин и момент 2100 Н·м при 1100 об/мин, а четырехоснику «подпрягли» 440 л.с. и 2200 Н·м.

Впервые заявлено о применении на самосвалах семейства 6580 новых дизелей КАМАЗ=750.10. Это глубоко модернизированный длинноходный мотор семейств КАМАЗ-740 50/60/70, который теперь отвечает нормам Евро-4 и Евро-5 (common rail, SCR с AdBlue, позже появится сажевый фильтр). У мотора единые на каждый ряд головки блоков (четыре клапана на цилиндр). Планируется несколько настроек мощности: 360 и 400 л.с., а позже – 440 и недосягаемые прежде 500 л.с. с предельным крутящим моментом до 2400 Н·м.

Еще один дизель создается в сотрудничестве со швейцарской компанией Liebherr-International AG (ЗР, 2015, № 8). Это перспективная рядная «шестерка» КАМАЗ-910.10 (11,95 л, 130-150 мм, от 380 до 550 л.с., до 2540 Н·м).

.

Полна коробочка

На все машины установлены рассчитанные на высокий крутящий момент коробки передач ZF 16S2220 и ZF 16S2225 европейской сборки (на СП «ЦФ-КАМА» собирают коробки ZF 16S151 и ZF 16S1820, переваривающие до 1800 Н·м). На вездеходе 6х6 будут устанавливать новую двухступенчатую раздатку КАМАЗ-6522 или ее аналог фирмы Steyr.

В тяжелом весе

Новые машины имеют и «европейские» индексы – по аналогии с грузовиками MAN и Mercedes-Benz. Первые две цифры означают полную массу в тоннах, а вторая пара – мощность двигателя с отброшенным нулем. Так, КАМАЗ-6580 6х4 имеет второй индекс К4141D, КАМАЗ-65802 6х6 – тоже К4141D, а КАМАЗ-65801 8х4 – К5044D. Сразу видно, что все самосвалы рассчитаны на бoльшую полную массу, чем обычно: 41 тонна для трехосников (а не 33 тонны) и 50 тонн для четырехосников (а не 41 тонна). Самосвал 8х4 при снаряженной массе 17 тонн способен везти 33 тонны груза. Поэтому впервые применены новые, более прочные чусовские рессоры. Передние – малолистовые, но с серьгами, улучшающими управляемость. Задняя балансирная подвеска собрана на полуэллиптических рессорах (по 16 тонн на ось).


Впервые ступицы балансира вращаются относительно оси не на бронзовых втулках, как обычно на КАМАЗах, а на огромных сайлент-блоках – аналогичные шарниры применяют MAN, Mercedes-Benz, Volvo и Renault. Ось балансира разработана челнинской компанией Ростар. Однако у КАМАЗа нет своих 16-тонных задних осей, поэтому их пришлось закупать в Китае. Говорят, это временное решение. На заводе идет подготовка к запуску в производство новых мостов с планетарными редукторами для семейства КАМАЗ-6520, а фактически – и для 6580.

Еще одно новшество – шины размерностью 12,00 R24, которые выдерживают высокие нагрузки и на 50 мм увеличивают клиренс, что важно для работы в тяжелых условиях. Само собой, у машин есть блокировки межосевого и межколесных дифференциалов.

Когда?

КАМАЗ-6580 обещают вот-вот поставить на конвейер. Тягачей семейства 5490 за полтора года выпустили около 1300 штук, план на 2016 год – 3000 автомобилей. Это примерно 10% общего годового объема выпуска КАМАЗа. Можно ожидать такие же темпы производства и для машин семейства 6580.


Но если у седельных тягачей 5490 конкуренты – только иномарки, то с самосвалами дело сложнее. На предыдущее, но модернизированное семейство КАМАЗ-6520 есть устойчивый спрос, поэтому их будут делать еще три-четыре года. Конкурент? Отчасти. Ведь цены на КамАЗ-6580 будут иметь сильный разбег в зависимости от двигателя, колесной формулы, производителя самосвальной надстройки. Значит, он будет почти на миллион рублей дороже, чем аналогичный КамАЗ-6520. И покупатели будут сами решать, за что именно переплачивать – только за кабину или еще и за 16-тонные мосты. А может быть, за импортный мотор? На КАМАЗе считают, что такой гибкий подход принесет успех.

Фото: Николай Мордовцев, Виталий Зудин

Подпишитесь на «За рулем» в

Мордовцев Николай
12.02.2016
Поделиться: