Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Родстер на базе Калины: Крым? Наш!

Знакомимся на автодроме с центральномоторным родстером «Крым», разработанным и собранным выпускниками МГТУ им. Баумана из команды Bauman Racing Team, узнаём историю проекта в лабораториях Бауманки и следим за путешествием Крыма в Крым.
Полная версия

 

Стильный приземистый силуэт, пространственная рама, прикрытая навесными панелями, складнáя крыша. А за сиденьями – 106‑сильный вазовский мотор, приводящий в движение задние колеса. Это родстер Крым. Наш Крым! Потому что разработан выпускниками МГТУ им. Баумана и собран в стенах этого знаменитого университета. 

История родстера столь же необычна, как он сам. В 2013 году команда Bauman Racing Team приняла участие в международном конкурсе Formula Student, где ребята выступают на формульных болидах собственной разработки. Участники самого первого коллектива учились на старших курсах, а правила Формулы-Студент запрещают принимать участие в этих соревнованиях после защиты диплома. Не желая расставаться с молодыми талантливыми инженерами, руководитель BRT Дмитрий Онищенко предложил им заняться новым проектом – малобюджетным молодежным родстером. 

– Умелые руки и острый ум всегда в цене, и ребятам поступали интересные предложения. Но деньги не всегда играют решающую роль. А я, не желая терять слаженный коллектив, смог предложить идею, которая воодушевила парней. Сам я оканчивал Бауманку в 1999 году; для нашего образования это были «голодные годы», и свои усилия я прикладывал к собственным машинам. То были старые Opel Calibra и Alfa Romeo 155. Сейчас возможностей у студентов и аспирантов куда больше: мы постоянно расширяем техническую базу, покупаем производственное оборудование, студенты технологического факультета пишут для станков программы. К примеру, недавно у нас появился пятикоординатный станок, который позволяет работать не только с пластиком, но и с высокопрочными чугунами и высоколегированными сталями. Так что у нынешнего поколения есть все возможности, чтобы реализовать самые смелые идеи.


Вам не кажется, что этот тот случай, когда родители навязывают свои несбывшиеся мечты детям против их воли? Если кажется, перекреститесь: Дмитрий Онищенко реализовал себя как ученый, педагог и руководитель, а его бывшие и нынешние студенты увлечены работой не меньше его. Создать свой собственный автомобиль – мечта любого инженера-конструктора. Не гоночную формулу, хотя именно она воплощает передовые технические решения, но и не утилитарную машину, а что-то необычное – при этом с перспективой мелкосерийного производства. Как родстер Крым. 

Конструктив 

В качестве несущей системы выбрали пространственную раму из труб, второй прототип будет иметь коробчатую конструкцию из листового металла, усиленную дополнительными ребрами жесткости в наиболее нагруженных местах. Роль дуг безопасности за сиденьями играют круглые трубы диаметром 50 мм. 

Для соединения элементов рамы использованы сварка в инертной среде, склеивание и склёпка. С помощью системы автоматизированного проектирования конструкцию оптимизировали, сохранив минимальную массу и обеспечив необходимую прочность. Расчетная жесткость на кручение – 18 000 Н·м/град, как у седана Лада Веста

 

Рама прикрыта композитными панелями из стекловолокна и углеволокна с применением полиэфирной и эпоксидной смол. Для получения матриц использовался полноразмерный макет автомобиля, выполняющий роль мастер-модели. Спроектирован механизм открывания заднего капота, имеющий две оси – благодаря этому капот откидывается в обход задней кромки бампера. Оба капота и первую секцию механизма крыши поддерживают газовые упоры. На первом прототипе двери имеют стальной каркас, на следующем используют сэндвич-панели. 

Ветровое и боковые стекла – собственной разработки. Стеклоподъемники, основанные на элементах от Калины 2, адаптированы к родстеру. Механизм крыши, в том числе его кинематику, бауманцы разработали самостоятельно. Верх состоит из трех жестких частей, соединенных между собой силовыми элементами и тягами для ее складывания. Сверху крыша обшита кабриолетной тканью (одним общим полотном) для герметизации. Форму держат композитные панели, которые закреплены на силовых элементах. Механизм запирания позаимствован у Audi TT. 

Оптика – собственной разработки: корпуса изготовлены вручную, стекла фар – оригинального дизайна. В передних и задних блоках используются светодиоды, за ближний и дальний свет отвечает линза с биксеноновым модулем. Длина родстера – 3848 мм, ширина – 1679 мм, база – 2470 мм. А высота – всего 1195 мм!  


Подвеска – полностью собственной разработки, с использованием некоторых комплектующих от Калины 2 (поворотный кулак, ступица, нижний рычаг). Геометрия и кинематика полностью переработаны: Крым отличается от Калины продольными и поперечными углами наклона оси поворота колеса, плечом обкатки, углом наклона нижнего рычага для антиклевкового эффекта. Для нижней шаровой опоры разработан переходной кронштейн. 

Параметры стабилизатора, упруго-демпфирующих параметров подвески рассчитаны заново. Амортизаторные стойки изготовлены на производственных мощностях самарского НПО «Система технологий», известного по бренду SS20. У кронштейна крепления амортизаторной стойки к поворотному кулаку изменены геометрия и высота его расположения на корпусе амортизатора. Иначе относительно подвески расположены рулевая сошка и механизм, позаимствованный у серийной Калины, изменены рулевые тяги и геометрия рулевой трапеции. 

Сзади – передняя подвеска от Калины 2 с измененной геометрией (похожее решение использовали на полноприводниках Лада Тарзан лет пятнадцать назад). У амортизаторов и пружин – оригинальные характеристики, подобранные с учетом параметров родстера, иные, нежели у Калины, кастер, угол наклона нижнего рычага и положение реактивных тяг на раме автомобиля. 



 

Двигатель ВАЗ‑21127, развивающий 106 л.с. и 148 Н·м, – пока серийный, равно как и коробка передач ВАЗ‑2181. Поскольку силовой агрегат размещен сзади, тросовый механизм переключения пришлось доработать. В перспективе планируется оснастить мотор турбонагнетателем и предложить клиентам разные варианты мощности, вплоть до 200 л.с. 

Передние тормоза стандартные. Задние, которым помимо прочего необходимо выполнять задачи стояночного тормоза, временно позаимствовали у китайского автопроизводителя. Но подобные есть у заряженных Калин и Грант производства компании «Лада Спорт» – и им на родстере самое место. 

– Мы сознательно по максимуму использовали отечественную агрегатную базу, – объясняет Дмитрий Онищенко. – Когда автомобиль пойдет в производство, у его владельца должна быть возможность купить запчасти в любом магазине, торгующем вазовскими компонентами.  


Заимствования видны и в интерьере: блок системы вентиляции, панель аудиосистемы, приборы – как на нашей редакционной Калине. Но панель обшита алькантарой, а вместо штатных сидений – анатомические «ковши» на композитной основе. 

Позитив 

Даже с опущенной крышей, когда не надо отвешивать поклоны низкому проему, посадка в родстер Крым требует некоторой сноровки. В объятия сиденья приходится падать – а затем перекидывать ноги через высокий порог. 

Девушкам в мини-юбках придется несладко. С другой стороны, садятся же они как-то в «крылатый» Mercedes-Benz SLS AMG с такими же бортами! Да и есть в этом своя прелесть – так ведь? 

Рабочее место водителя теснее, чем в Калине, – хотя ширина у родстера всего на 20 мм меньше. Чтобы захлопнуть дверь, приходится отодвигаться к центру салона, а взявшись за руль, замечаешь, что относительно его оси кресло смещено влево. 

 

Педальный узел тесноват, площадка для отдыха левой ноги расположена слишком близко к водителю. Но даже при этих недочетах (разработчики обещают их исправить) посадка как минимум не хуже, чем в Калине: органы управления под рукой, обод руля не перекрывает приборы и не приходится крутить головой, чтобы оценить в наружных зеркалах обстановку за кормой. 

Кнопкой на центральном туннеле завожу двигатель. Выжимаю каменную педаль сцепления (привод обещают доработать), включаю первую передачу – избирательность механизма достойная. Плавно трогаюсь с места и выкатываюсь на асфальт автодрома в подмосковном Мячкове. 

Разгон не будоражит кровь. Бауманцы признают, что первый прототип оказался тяжелее расчетного значения – и потому динамика на уровне обычной Калины. Стандартный ряд коробки передач и главная пара с отношением 3,7 позволили дойти до четвертой ступени лишь единожды – рабочими на «затычном» кольце оказались вторая и третья передачи.

Но эмоций – предостаточно! За спиной пышет жаром 106‑сильная «четверка»: изоляция моторного отсека пока условная. Зато аэродинамика хороша: на скорости чуть выше сотни в салоне роскошного кабриолета Jaguar F‑Type возмущения воздуха ощущаются сильнее! 


Усилие на руле ниже, чем у Калины, и на разгоне нет паразитных подруливаний, типичных для вазовских переднеприводников. Но точность управления неидеальная: жесткость пружин и амортизаторов подбирали под меньшую массу, а увеличенный клиренс повысил центр тяжести и внес неоднозначность в реакции. Поворот растягивается на две фазы: сначала Крым на цепких шинах ContiSportContact 5P размерностью 225/35 R18 кренится, выбирая ход подвески и податливость соединений, а затем встает на дугу. 

Но даже несмотря на такую раздвоенность, баланс шасси найден правильно! Родстер не пытается провезти переднюю ось мимо поворота, но и не срывается в резкое скольжение задней. В быстрых дугах спровоцировать занос можно сбросом газа, в медленных шпильках – его резким открытием. Чуть больше собранности, однозначности реакций и обратной связи – и Крым превратится в настоящий driver’s car! 


Таким его, собственно, и задумывали. Требовать большего от первого прототипа не стоит: впереди кропотливый процесс доводки. Но базовые настройки, которые определяют характер автомобиля, оказались верными – и мы желаем команде Bauman Racing Team поскорее наладить его производство. Причем в планах создателей есть и продажа кит-комплектов, из которых родстер можно собрать в своем гараже. С учетом запланированной цены около 700 тысяч рублей наш Крым может привлечь немало поклонников активного отдыха и быстрой езды.

ПОКОРЕНИЕ КРЫМА 

 

Сразу после нашего знакомства в Мячкове команда разработчиков отправилась на своем родстере в Крым, чтобы проверить надежность автомобиля и выявить его недостатки. За время двухнедельного путешествия ни одной серьезной неисправности! Вот дневник автопробега. 

День первый 

12:00 – старт от МГТУ им. Н. Э. Баумана. Первую остановку совершили в Венёвском районе Тульской области, вторую – под Воронежем. Заправившись после 728 километров, добрались до Каменска-Шахтинского на следующие сутки, в 2:40. Путь длиной 930 км пройден со средней скоростью 64 км/ч. 

День второй 

 

Дорога до парома – через Ростов‑на-Дону, Тимашевск, Славянск-на-Кубани, Темрюк – заняла чуть больше девяти часов. В 19:00 путешественники прибыли в порт, в 22:30 оказались на крымской земле. Заночевали в 1:00 в поселке Щебетовка, проехав за день 700 км со средней скоростью 46 км/ч (с учетом паромной переправы).

День третий 

 

Стартовав в 6:00, через четыре часа участники пробега прибыли в Симферополь, где встретились с представителем правительства Республики Крым. Родстер, выставленный на центральной площади города, вызвал большой интерес у жителей. В 13:30 выехали в Севастополь. 

День четвертый 

 

В 11:00 состоялась встреча с губернатором Севастополя Сергеем Меняйло, который сел за руль родстера, дал высокую оценку его ходовым качествам и пообещал поддержку в организации мелкосерийного производства. На встрече со студентами и преподавателями СевГУ бауманцы рассказали о деятельности, которую ведет их научно-образовательный центр. В 21:00 путешественники выехали в сторону Евпатории и ровно в полночь прибыли в пункт назначения. 

День пятый 

 

Для участников пробега день стал выходным.

День шестой 

 

Возвращение из Евпатории в Севастополь. Новые интервью, фотографии и пожелания удачи разработчикам. 

День седьмой 

 

Посещение Севастопольского филиала МГУ и встреча с представителями стартап-центра Фрегат. Далее по южному берегу Крыма через Ялту, Алушту, Малореченское, Рыбачье, Морское, Веселое и Судак добрались до Коктебеля. 

День восьмой 

 

По приглашению главы местного муниципалитета участники пробега приехали на фестиваль «Восходящий поток». Демонстрация родстера непосредственно перед сценой вызвала настоящий ажиотаж. 

День девятый 

Вечером состоялась встреча с группой «Земляне», выступавшей на фестивале «Восходящий поток». Легенды советского рока высоко оценили родстер Крым.



День десятый 

После официальных мероприятий начались жесткие тесты. С утра проверили подвеску и отправились в Новый Свет. Трижды проехав по коварной дороге в обе стороны, инженеры наметили направления дальнейшей доводки. 

День одиннадцатый

Отдых. 

День двенадцатый 

 

Тесты на дороге Коктебель – Новый Свет в дождевых условиях. 

День тринадцатый 

Завершение путешествия по курортному полуострову. Выезд из отеля в 7:00, заправка в 9:45, покупка билетов на паром в 12:00. В 14:30 родстер Крым вернулся на Большую землю.

МНЕНИЕ ПИЛОТА 

– Сиденье мне понравилось. Взаимное расположение органов управления тоже не вызвало нареканий – думаю, здесь будет удобно людям любой комплекции. Неудачно размещены клавиши стеклоподъемников: блок находится слишком близко к водителю, дотянуться до него проще правой рукой, что неправильно. Надо либо выдвинуть его вперед, под левую кисть, либо перенести на центральную консоль. Чтобы затянуть ручник, тоже приходится изгибать руку… 

Но, повторю, базовая эргономика хороша. Рычаг коробки передач расположен оптимально: чтобы переключиться, достаточно снять руку с руля – и она сразу ложится на рычаг. Избирательность механизма хорошая. Усилие на педали сцепления велико, но я обратил на это внимание только при выезде с пит-лейна, а не на трассе. Баланс шасси мне понравился. Недостает лишь боковой жесткости. Надо ставить более жесткие соединения в подвеску – пропиленовые втулки или даже сферические шарниры. Поскольку машину перед дальним пробегом приподняли, чувствуется избыточная мягкость в поворотах, высокий центр тяжести и чрезмерные для спорткара крены. Информативность рулевого управления достойная, но хотелось бы, чтобы автомобиль точнее следовал моим командам. Думаю, если вернуть расчетный клиренс, проблема уйдет. 


Баланс управляемости близок к нейтральному; газом можно спровоцировать скольжение задней оси, которое легко контролируется рулем. Если добавить мотору еще сотню «лошадок», получится отличный автомобиль для дорог общего пользования и для трека. 

Если тормозить только на прямой, то при отпускании педали тормоза и довороте руля Крым охотно вписывается в поворот. Очень хорошо, что нет сноса. Но если «занести» торможение в поворот, то разгруженная задняя ось уже норовит уйти в занос. Для трека – оптимальный вариант, а вот на дорогах общего пользования помощь ESP будет нелишней. 

Тормозная система при такой разгонной динамике справляется с задачей даже на треке, но если форсировать мотор, то, конечно, придется ставить более эффективные механизмы. Педаль тормоза в первой части хода кажется мягковатой, хотя для гражданской машины, тем более прототипа, это нормально. 

Когда автомобиль доведут, на нем нужно выступить в гоночной серии – хотя бы любительской, где можно сравнить его с конкурентами. В первую очередь – с родстером Mazda MX‑5. Ведь только в соревнованиях становится понятным, на что способен автомобиль, – и у Крыма есть все шансы себя проявить.

BAUMAN RACING TEAM 

 

Команда основана в 2012 году и объединяет студентов разных факультетов и курсов. Главной задачей было и остается участие в проекте Formula Student. Год назад команда выиграла российский этап на машине BRT‑3 (600‑кубовый мотор Yamaha, оснащенный приводным нагнетателем Roots, разгоняет 244‑килограммовый болид до сотни за 3,8 секунды) и готовит к следующему сезону новую формулу – более легкую, с одноцилиндровым турбомотором. 

Второе направление – участие в классе «Национальный» СМП РСКГ, где студенты учатся пилотировать, настраивать и обслуживать гоночную Калину. 

Научно-образовательный центр принимает активное участие в создании единой модульной платформы, которую разрабатывают в НАМИ для проекта Кортеж. Наконец, родстер Крым может стать первой мелкосерийной моделью, которая появится на свет благодаря усилиям студентов, аспирантов и преподавателей МГТУ им. Баумана.

ОТКРЫТЫЕ ЛАДЫ 

 

В истории АВТОВАЗа есть немало открытых моделей – увы, серийной не стала ни одна. Первыми прототипами с мягким складным верхом были два «мула» 1972 года, на которых обкатывали решения, воплотившиеся затем в Ниве. С 1976 по 1987 год построили два десятка амфибий ВАЗ‑2122 Река. Открытые версии серийного ВАЗ‑2121 по собственной инициативе выпускали и продавали дилеры во Франции, Германии, Бенилюксе, Великобритании и Канаде. 

Предпринимались попытки создать кабриолет и на базе ВАЗ‑2108. В 1988 году в центре стиля АВТОВАЗа построили единственный образец с кузовом тарга, семь лет спустя компания ЛЛД-авто разработала кабриолет Амадеo. И снова дальше всех продвинулись европейцы: открытые версии «восьмерок» производили фирмы-импортеры – Scaldia Volga, Konela и Deutsche Lada. 

В 2000 году на Московском международном автошоу АВТОВАЗ показал концепт-кар Лада Родстер (Lada Roadster), в основу которого легла платформа Калины. Проект отличался оригинальным складным верхом: жесткая крыша попросту опускалась на крышку багажника. 

 

В 2003‑м тольяттинская компания ТоргМаш разработала спортпрототип Лада Революция (Lada Revolution). Из всех вазовских кабриолетов именно эта Лада по концепции ближе всего к родстеру Крым: двухместная открытая машина с доработанными узлами и агрегатами имела в основе пространственную раму, на которую крепились стеклопластиковые наружные панели. На этих 200‑сильных машинах в течение четырех сезонов проводили гоночный Монокубок; готовили дорожную версию – но она так и осталась мечтой.



Подпишитесь на «За рулем» в

Никишев Вадим
12.08.2016
Поделиться: