Родстер на базе Калины: Крым? Наш!

Знакомимся на автодроме с центральномоторным родстером «Крым», разработанным и собранным выпускниками МГТУ им. Баумана из команды Bauman Racing Team, узнаём историю проекта в лабораториях Бауманки и следим за путешествием Крыма в Крым.

Стильный приземистый силуэт, пространственная рама, прикрытая навесными панелями, складнáя крыша. А за сиденьями – 106‑сильный вазовский мотор, приводящий в движение задние колеса. Это родстер Крым. Наш Крым! Потому что разработан выпускниками МГТУ им. Баумана и собран в стенах этого знаменитого университета.

История родстера столь же необычна, как он сам. В 2013 году команда Bauman Racing Team приняла участие в международном конкурсе Formula Student, где ребята выступают на формульных болидах собственной разработки. Участники самого первого коллектива учились на старших курсах, а правила Формулы-Студент запрещают принимать участие в этих соревнованиях после защиты диплома. Не желая расставаться с молодыми талантливыми инженерами, руководитель BRT Дмитрий Онищенко предложил им заняться новым проектом – малобюджетным молодежным родстером.

– Умелые руки и острый ум всегда в цене, и ребятам поступали интересные предложения. Но деньги не всегда играют решающую роль. А я, не желая терять слаженный коллектив, смог предложить идею, которая воодушевила парней. Сам я оканчивал Бауманку в 1999 году; для нашего образования это были «голодные годы», и свои усилия я прикладывал к собственным машинам. То были старые Opel Calibra и Alfa Romeo 155. Сейчас возможностей у студентов и аспирантов куда больше: мы постоянно расширяем техническую базу, покупаем производственное оборудование, студенты технологического факультета пишут для станков программы. К примеру, недавно у нас появился пятикоординатный станок, который позволяет работать не только с пластиком, но и с высокопрочными чугунами и высоколегированными сталями. Так что у нынешнего поколения есть все возможности, чтобы реализовать самые смелые идеи.

Вам не кажется, что этот тот случай, когда родители навязывают свои несбывшиеся мечты детям против их воли? Если кажется, перекреститесь: Дмитрий Онищенко реализовал себя как ученый, педагог и руководитель, а его бывшие и нынешние студенты увлечены работой не меньше его. Создать свой собственный автомобиль – мечта любого инженера-конструктора. Не гоночную формулу, хотя именно она воплощает передовые технические решения, но и не утилитарную машину, а что-то необычное – при этом с перспективой мелкосерийного производства. Как родстер Крым.

Конструктив

В качестве несущей системы выбрали пространственную раму из труб, второй прототип будет иметь коробчатую конструкцию из листового металла, усиленную дополнительными ребрами жесткости в наиболее нагруженных местах. Роль дуг безопасности за сиденьями играют круглые трубы диаметром 50 мм.

Для соединения элементов рамы использованы сварка в инертной среде, склеивание и склёпка. С помощью системы автоматизированного проектирования конструкцию оптимизировали, сохранив минимальную массу и обеспечив необходимую прочность. Расчетная жесткость на кручение – 18 000 Н·м/град, как у седана Лада Веста!

Даже с вазовскими интерьерными элементами салон Крыма выглядит ярко. Базовая эргономика хороша, недочеты конструкторы готовы устранить.

Рама прикрыта композитными панелями из стекловолокна и углеволокна с применением полиэфирной и эпоксидной смол. Для получения матриц использовался полноразмерный макет автомобиля, выполняющий роль мастер-модели. Спроектирован механизм открывания заднего капота, имеющий две оси – благодаря этому капот откидывается в обход задней кромки бампера. Оба капота и первую секцию механизма крыши поддерживают газовые упоры. На первом прототипе двери имеют стальной каркас, на следующем используют сэндвич-панели.

Ветровое и боковые стекла – собственной разработки. Стеклоподъемники, основанные на элементах от Калины 2, адаптированы к родстеру. Механизм крыши, в том числе его кинематику, бауманцы разработали самостоятельно. Верх состоит из трех жестких частей, соединенных между собой силовыми элементами и тягами для ее складывания. Сверху крыша обшита кабриолетной тканью (одним общим полотном) для герметизации. Форму держат композитные панели, которые закреплены на силовых элементах. Механизм запирания позаимствован у Audi TT.

Оптика – собственной разработки: корпуса изготовлены вручную, стекла фар – оригинального дизайна. В передних и задних блоках используются светодиоды, за ближний и дальний свет отвечает линза с биксеноновым модулем. Длина родстера – 3848 мм, ширина – 1679 мм, база – 2470 мм. А высота – всего 1195 мм!

Подвески McPherson позаимствовали у Калины. Характеристики пружин и амортизаторов подбирали под меньшую массу, а геометрию изменили из компоновочных соображений.

Подвеска – полностью собственной разработки, с использованием некоторых комплектующих от Калины 2 (поворотный кулак, ступица, нижний рычаг). Геометрия и кинематика полностью переработаны: Крым отличается от Калины продольными и поперечными углами наклона оси поворота колеса, плечом обкатки, углом наклона нижнего рычага для антиклевкового эффекта. Для нижней шаровой опоры разработан переходной кронштейн.

Параметры стабилизатора, упруго-демпфирующих параметров подвески рассчитаны заново. Амортизаторные стойки изготовлены на производственных мощностях самарского НПО «Система технологий», известного по бренду SS20. У кронштейна крепления амортизаторной стойки к поворотному кулаку изменены геометрия и высота его расположения на корпусе амортизатора. Иначе относительно подвески расположены рулевая сошка и механизм, позаимствованный у серийной Калины, изменены рулевые тяги и геометрия рулевой трапеции.

Сзади – передняя подвеска от Калины 2 с измененной геометрией (похожее решение использовали на полноприводниках Лада Тарзан лет пятнадцать назад). У амортизаторов и пружин – оригинальные характеристики, подобранные с учетом параметров родстера, иные, нежели у Калины, кастер, угол наклона нижнего рычага и положение реактивных тяг на раме автомобиля.

Страницы

Подпишитесь на «За рулем» в

Отзывы о LADA Kalina (8)

— Средний автомобиль, подумайте перед покупкой.
LADA Kalina  2011
/ срок владения: более 5 лет

Достоинства:

Большой дорожный просвет, всеядная подвеска. Откатала со мной 128ткм, за 10 лет)))

Недостатки:

Не могу сказать, что очень ломучая, но новые запчасти не выдерживают и 1/3 того ресурса, который выдержали заводские элементы.

Комментарий:

Машина была в моих руках с января 2011г по май 2021г, за это время проехала 128 ткм. Было заменено или отремонтировано не по регламенту (т.е. сломалось неожиданно) - Родное литье очень мягкое и гнется варили один диск; - РХХ (регулятор холостого хода) не смогу посчитать сколько я их поменял после родного который отслужил почти 6 лет, новых мне хватало от недели до 1,5 лет (всегда с собой был новый про запас); - ДПДЗ (датчик положения дроссельной заслонки) тут чуть лучше за 10 лет поменял штуки три, опять же родная деталь отходила около 6 лет. - Катушки зажигания индивидуальные (родные производства г. Новосибирск) во 2 и 4 цилиндрах остались родные, а в 1 и 3 были замены, в общем около 8 шт. нарывался на откровенную подделку БОШа. Чтобы избежать проблем с катушками зажигания нужно следить за зазором свечей зажигания, я для себя установил регламент замены свечей с заменой масла раз в 8-10 ткм; - термостат, замена 1 раз, но поломка была очень внезапная зима -28гр., а я греюсь до 100 гр. пришлось глушить а/м; - задние ступичные подшипники загудели в 16 ткм, запчасти после самостоятельной замены доездили до 128 ткм; - первые 4 года проблем не было, а за оставшиеся 6 лет, так и не смог победить завоздушивание системы охлаждения (из дефлекторов воздух холодный на хх, или еле теплый при оборотах от 2000 и выше, пока машина не прогреется 95-100 гр. и воздух не выскочит по большому кругу в р.бачек, но зимой этого можно и не дождаться) замена пробок р.бачка не помогала; - Самый большой секс состоялся на пробеге примерно108ткм при самостоятельной замене радиатора отопителя салона, до этого катался года два с легким запахом антифриза (при замене я проклял тех людей которые это придумали); - Генератор делал мне мозг последние года 1,5 (в родном были заменены щеточный узел на пробегах 65ткм, а 118ткм дополнительно и контактные кольца - результат "0" напряжение 13,7 В на горячую и под нагрузкой 12,9 В), заменил новым на 125ткм, результат "0", видимо где-то в другом месте проблема; - Родного АКБ хватило на 3,5 года; - Развалился обводной ролик привода ГРМ два раза, первый при пробеге 92 ткм (причем в 75ткм была регламентная замена комплекта ГРМ Gates с помпой ТЗА заказана с завода), второй при 126 ткм (тут я не готов сказать производителя, что там они поставили при ремонте не знаю, помпу тоже приговорили); - на 92 ткм. были заменены поршня на "безвтык", клапана и колпачки. - с пробега в 95 заметил жор масла, начал иногда постукивать один гидрик, когда уровень масла уходил к отметке min. (я думаю это сказался ремонт) - главное фиаско это кузов. После 7 лет обычной эксплуатации, полезли жуки сначала чуть-чуть, потом больше и больше, короче после зимы 2021г пришлось продавать ласточку https://photos.app.goo.gl/ohqPj58K8iLTPjPA6; P.S. Как видите проблем было достаточно, что-то мог забыть))) Но в целом в морозы заводилась, в дороге далеко от дома не ломалась.

+1