Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

«Открывая Россию»: на Discovery Sport по Уралу

Те, кто считает, что Ленд Роверы надо покупать парами (один катаешь, второй чинишь), могут сразу закрывать эту страницу. У меня для вас разочаровывающая новость: у каждого экипажа в экспедиции была лишь одна машина, то есть подмена не была предусмотрена. И все самостоятельно доехали до финишной точки, стартовав в Екатеринбурге и добравшись до Перми. А ехать довелось не только по дорогам общего пользования, но и по направлениям, их заменявшим...
Полная версия

Идея экспедиций Land Rover «Открывая Россию» заключается в том, чтобы убить двух зайцев сразу. С одной стороны, ее участники познают все богатство культурного и прочего наследия страны. С другой — через путешествие открывают для себя возможности вседорожных автомобилей британской марки.


Спортивный Диско, напомним, заменил собой в модельной гамме «британцев» Freelander, который разошелся ранее по всему миру тиражом более 400 тыс. экземпляров. Замена вышла не совсем равноценной, ведь на старте в конце 2014 года у нас за новичка просили от 1 950 000 руб., что даже тогда казалось недешево на фоне базового прайса на уходящую модель. Ну а последовавшая валютная лихорадка внесла коррективы и в эти цифры. Как итог, самый доступный Discovery Sport теперь дешевле чем за 2 585 000 руб. не сыскать. И это серьезная нервотрепка для британских маркетологов.

Ровно такую же мы задали нашим подопечным, в роли которых выступали гражданские Discovery Sport, в попытке добраться на них до некоторых достопримечательностей по предложенному маршруту. Подготовка машин к экстремальной езде заключалась лишь в усиленной защите узлов и агрегатов снизу, а также зубастых покрышках GoodYear Wrangler AT/SA размерностью 235/65 R17. На этом все. Или почти все, если не забыть про богатый арсенал систем помощи водителю на бездорожье, главной из которых является фирменная Terrain Response, оптимизирующая работу двигателя, трансмиссии, дифференциалов и шасси. И, разумеется, нас сопровождали две технички — старшие Диско с лебедками. Что ж, поехали!

Берёзовский — золотая столица Урала


В столицу Урала, город Екатеринбург, откуда должна была стартовать наша программа, мы прибыли самолетом из Москвы. Мне доводилось бывать в этих краях десять лет назад, когда Mercedes-Benz проводил свой эпический пробег на дизельных седанах Е-класса из Парижа в Пекин. Но из той поездки, кроме проносящихся мимо пейзажей, в голове ничего не осело. Шутка ли — за три дня отмотать две тысячи километров (всего за 26 дней машины должны были пройти 13,6 тыс. км). Нет уж, в таком темпе ни о каких познаниях речи быть не может.

Другое дело, когда у тебя четыре полных дня на 360-километровый бросок (расстояние между Екатеринбургом и Пермью). Тут уж можно выстроить целую экскурсионную программу, благо, сидя за рулем, ты сам себе хозяин. Поэтому первым делом направляемся из аэропорта прямиком в Берёзовский — золотую столицу Урала. Этот 50-тысячник, расположенный в 12 км от Екатеринбурга, получил статус города в 1938 году, однако основан был, как считается, двумя столетиями ранее. В 1745 году местный раскольник Ерофей Марков обратился к своему начальству с находкой, как ему показалось, крупинок золота во время поисков горного хрусталя. Позже предположение Маркова подтвердилось — и понеслось!

Примечательно, что Марков открыл существование в местных краях коренного (рудного) золота, и лишь спустя 70 лет Лев Брусницын нашел золото рассыпное. C 1745 по 1922 год на Урале было добыто в общей сложности более 700 тонн этого драгметалла! Добыто, надо сказать, в муках: с 1820 по 1860 год в этих краях официально была каторга, куда ссылали на работы в шахтах. В этом можно убедиться, посетив Музей золота в Берёзовском. Шахт в округе так много, что и по сей день в том же Екатеринбурге частенько случаются провалы грунта, да и высотных построек тут практически не встретишь.

Сегодня в окрестностях Берёзовского добывается около 400-500 кг золота в год. Чтобы посмотреть процесс добычи, мы отправились на местные прииски, где нечто, напоминающее пришельца из фантастических фильмов, еще с 1932 года неустанно роется в болотах. Это драга — плавсредство с горнообогатительным оборудованием на борту и водоизмещением 1700 т. Его черпаки по 250 л каждый, соединенные по элеваторному принципу, выгребают грязь на борт судна, отмывают и просеивают. Грохот стоит неимоверный! Драга способна перерабатывать 300 кубометров породы в час, за год — 1-1,7 млн кубометров (в зависимости от сезона). 


Покидать место добычи решено было полями. По размытой после осадков грунтовке пошли вереницей мимо вставших на прикол тут и там машин рыбаков. Если в сухую погоду даже заднеприводные Жигули способны здесь передвигаться, минуя колеи, то по раскисшей глине нужна техника посерьезней. Вот «буханка» скачет по ухабам навстречу — дело другое. У нашего брата Discovery Sport тут же проявляется первая особенность — длинная колесная база и малый угол рампы. Глазами сканировать местность приходится активнее — как бы где брюхом не сесть. Ведь, в отличие от старшенького Диско, клиренс тут неизменяемый, да и свесы не более чем у соплатформенного Эвока. Проходим спецучасток с достоинством, правда, обивая пороги (им и глушителю достается больше других). Едешь вот так вот, слушая все эти «хрясть» и «бум», и сердце кровью обливается. Автомобиль за три миллиона рублей, что забыл ты в местах, которые покинула даже сотовая связь? Хорошо хоть почва мягкая, много вреда не нанесет…

Невьянск — вотчина Демидовых

Неужели я до сих пор не упомянул о роде Демидовых — богатейших российских предпринимателей времен царствования Петра I, основавших множество уральских городов? Главным образом, речь идет о двух братьях — Акинфии и Никите, обладавших большими познаниями в горнозаводском деле и вхожих в царские палаты. В Свердловской области и Пермском крае сложно найти хоть что-то, к чему бы в свое время не прикоснулась их рука: от промышленных предприятий до культурных центров.


Одной из таких достопримечательностей является уникальная Невьянская башня. Никто специально в годы строительства (1722-1732) ее не наклонял. Все куда прозаичней: ее повело из-за слабого грунта и грунтовых вод. Верхние ярусы достраивали уже после усадки, под углом для стабилизации. Любопытная деталь: часы на башне, до сих пор отбивающие каждые 15 минут, были куплены Акимфием Демидовым в Британии за 5 тысяч фунтов, причем обошлись они дороже, чем сама башня. Внутри одного из ярусов интересная особенность: если два человека встанут в разные углы (расстояние между ними около семи метров) спиной друг к другу и начнут шептаться, то слышимость благодаря сводам будет такой, словно они находятся на расстоянии вытянутой руки.

Семь братьев и одна сестра

Вообще, автопутешествовать по России нынче — это не только выгодно, но и красиво. От вида необыкновенного скального массива «Семь братьев» по дороге из Невьянска в Нижний Тагил просто захватывает дух. Особенно когда наслушаешься рассказов гида, вскарабкивавшегося с нами на машинах в горы. Взбираться пришлось всего-то на 500 м, но по такому дикому подъезду, что казалось, тут-то «британцы» и дрогнут. А они и дрожали, обивая все те же пороги теперь уже о каменистую породу. Зверье местное мы в тот день знатно распугали. Кое-где пришлось воспользоваться тросом.


 

Эта часть перегона была самой трудоемкой для спортивных Диско. После долгих мытарств стало очевидно: на скорости серьезные ухабы на нем проходить нежелательно — в лучшем случае останешься без переднего бампера. Почти идеальная история — это включить режим «Грязь» или «Песок» и предоставить электронике сделать все за тебя, помогая ей рулежкой. В том числе на спусках, где можно не пользоваться тормозами благодаря специальному ассистенту.

«Семь братьев» — мекка для начинающих альпинистов из-за своей необычной слоеной структуры. И уж совсем неудивительно, что гряда эта стала объектом множества легенд. По одной из них, перед нами не что иное, как дети жестокого управляющего, спасавшиеся от расправы и застывшие на горе. Возвышений у этого массива больше семи (или меньше — смотря как считать), но сама цифра многое значит в местных поверьях. Так и прижилось название — «Семь братьев». Еще один «брат» находится тут же поодаль, иногда его называют «сестрой». Но это уже совсем другая история…

Завод, которого нет…


Помолчав у подножия местных скал и загадав желания, отправляемся дальше. В Нижнем Тагиле нас ждет завод, которого нет. Речь о первом в России Заводе-музее горнозаводской техники — когда-то крупнейшем сталелитейном предприятии региона, окончательно закрытом два года назад. Угадайте, под чьим предводительством он строился в 1725 году? Правильно, все тех же Демидовых. Вообще, свою деятельность он завершил в середине 1980-х. С тех пор все поржавело и пришло в негодность (почему-то вспомнились чернобыльские хроники), но по сохранившимся останкам цехов и по ряду элементов (в частности, внушительных размеров мартеновской печи и водяной турбине) можно восстановить картину основных циклов выплавки металла. Нынешняя дирекция не теряет бодрости духа и хочет сделать на его базе картинную галерею, концертный зал и даже ночной клуб. Какие-то помещения уже начали восстанавливать.


…и который все еще здравствует

Впрочем, не все так запущено в крае. Знакомьтесь — местная гордость (да что там — гордость национального масштаба!), Уральский вагоностроительный завод, который мы тоже посетили, причем въехав на его территорию всей колонной, чем наделали немало шуму и неразберихи среди чоповцев. УВЗ способен ежесуточно выпускать 70 вагонов (реально выпускается 40-45), срок эксплуатации которых более 30 лет. Впрочем, несмотря на название, вагоны — не единственный профиль предприятия. В 1941 году оно приступило к выпуску танков (в войну каждые 30 минут с местных конвейеров сходило по бронемашине, а всего за военные годы здесь было выпущено 25 тыс. Т-34), бронекорпусов для Ил-2 и даже снарядов (например, для «Катюш»). Танки продолжили производить и после Великой Отечественной. С 1946 года и по наши дни их на Уралвагонзаводе было выпущено более ста тысяч.


По соображениям безопасности на производство военной техники мы не попали, зато посетили сборку вагонов. Зеваете? Напрасно, потому что действо весьма захватывающее. Представьте себе цех, в котором, в отличие от автопредприятий, роботов практически нет. Допуски по сборке вагонов, объясняют местные, не позволяют использовать точные приборы. Вагоны производятся под самые разные цели — от зерновозов до цистерн и лесовозов. Особая гордость заводчан — радиально-ковочная машина фирмы GFM. Поступающую на предприятие формованную сталь, разогретую предварительно до 1180 градусов, она за три минуты превращает в стержень будущей оси. С усилием в 700 т на каждом из четырех молотов и тактом 300 ударов в минуту ковочная машина исполняет заданные оператором манипуляции. При мощности 200 тыс. осей в год УВЗ выпускает сегодня 120 тысяч, в том числе на экспорт. 


На сборку танков мы не попали, зато посетили нижнетагильский Музей бронетехники. Здесь стоит один из нескольких сохранившихся и отреставрированных силами УВЗ легендарных танков Т-34. Этот конкретный экземпляр был утоплен в конце 1942-го в подмосковном озере во время учебного марша. Спустя годы и тщетные попытки вытащить его из образовавшихся болот лишь в 1999 году он был поднят, после чего полностью разобран и собран заново с новым двигателем и трансмиссией. Танк этот сегодня на ходу и принимает участие в Днях Победы и различных выставках. К слову, в музее можно ознакомиться с первыми рабочими чертежами общих видов танков А-34 (он же — Т-34). А соседствуют с легендой Великой Отечественной все последующие модификации и поколения российских танков — Т-34-85, Т-54, Т-55, Т-62, Т-72, Т-72А, Т-72Б и последний Т-90С с башней из катаной брони и турбодизелем мощностью 1000 л.с.


Но, конечно, страна наша куда больше, чем предприятия и постройки. Это еще и потрясающие пейзажи, коих не встретишь ни в каких Альпах. Например, русло реки Чусовая, на которую мы отправились, чтобы сплавиться на надувных плотах, оставив инструкторов школы Land Rover Experience перегонять наши машины в условленное место. Где-то на подъездах тестируем фирменную систему отслеживания глубины водного препятствия Wade Sensing наших Discovery Sport. Штука не только красивая (на центральном дисплее схематично показано, как высоко в данный момент забралась вода за бортом), но и полезная — мы же не хотим, чтобы через воздухозаборник вода попала в двигатель (глубина брода у вседорожника — 600 мм).


***

Четыре дня странствий позади, а эмоций на неделю уж точно! Все-таки наша страна — это нечто! Сидя за клавиатурой в теплом московском офисе, этого не понять, нужно погрузиться в нее с головой. И даже несмотря на некоторое количество алкоголя после поездок, такие путешествия действуют отрезвляюще. Проблемы, если они и были, предстают уже совсем в ином свете, кажутся не столь существенными, что ли. Изучая быт и традиции населения на местах, ко многим вещам начинаешь относиться по-философски. В том числе к автомобилю и езде на нем. Такие мысли во мне в сухом остатке, после того как я «открыл Россию».

Фото: Land Rover


Подпишитесь на «За рулем» в

Саруханов Артур
23.10.2016
Поделиться: