Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Авторынку поставили нешуточный диагноз. Итоги-2016 и прогнозы

Черная полоса для российского авторитейла, похоже, подходит к концу. В ноябре продажи новых машин впервые за два года вышли в плюс, показав признаки оживления спроса. Впрочем, восстановление авторынка после кризиса обещает быть медленным и мучительным.
Полная версия

Выйти из пике

Разразившийся кризис на российском авторынке, который длится вот уже четыре года подряд, стал самым затяжным в его истории. И хотя в уходящем 2016-м падение спроса почти на 10% оказалось уже не столь сильным, как в прошлом году, когда продажи рухнули на 36%, в количественном выражении авторынок идет на новый антирекорд. Согласно прогнозу Ассоциации европейского бизнеса, по итогам года в России будет реализовано 1,44 млн легковых машин и LCV. В прошлый кризис худшим результатом стали 1 млн 465 тыс. авто, проданные в 2009-м. При этом спрос тогда обвалился почти вдвое по сравнению с предыдущим годом, а уже с 2010 года начал восстанавливаться.


 

Как отмечают в аналитическом центре международного автомобильного холдинга «Атлант-М», ситуация в 2015-2016 годах на российском авторынке кардинально отличалась от 2009-2010 гг. Провал в 2009-м был воспринят большинством автопроизводителей, импортеров и дилеров как временное явление, «головокружение от успехов» на фоне мирового финансового кризиса. В 2010 году отрасль получила значительную государственную поддержку в виде программы утилизации и льготных автокредитов, инвестиционные программы участников рынка возобновились, продолжился рост дилерской сети, и все это позволило очень быстро вернуться к бурному росту. 

Однако в 2013-2014 годах даже безотносительно к неблагоприятным внешним для российской экономики факторам стало ясно, что рост авторынка себя исчерпал. В условиях прекращения экономического развития и стагнации доходов населения рынок достиг своего потенциала спроса и «уперся» в естественные ограничения, такие как численность населения и недостаточное количество домохозяйств с располагаемым доходом, позволяющим приобретать и содержать новый автомобиль. Дилерская сеть оказалась перенасыщена из-за амбициозных планов роста и неадекватных действий некоторых импортеров. Аналогичным образом были созданы избыточные сборочные мощности в российском автопроме. Тем не менее в силу все тех же естественных факторов, таких как потребность в обновлении парка автомобилей, аналитики «Атлант-М» полагают, что российский авторынок сейчас находится ниже своего естественного уровня и в следующем году перейдет к небольшому росту на фоне низкой базы 2016 года.


По мнению партнера, руководителя отдела сопровождения сделок PwC в России Олега Малышева, «дно» уже пройдено, и при условии постепенного улучшения экономической ситуации в стране продажи новых машин в 2017 году могут достигнуть 1,49 млн единиц. При этом наибольший рост возможен в бюджетном сегменте из-за повышения покупательной способности населения, в то время как премиальный сегмент и прежде был наиболее стабильным и, скорее всего, таким же и останется. 

«Сегодняшний кризис отличается от предыдущих более затяжным характером в связи с продолжительной негативной макроэкономической динамикой и как следствие ожидается, что восстановление также займет больше времени. Большинство брендов покажут положительную динамику в 2018-2020 гг. с учетом отложенного спроса», – считает аналитик Frost & Sullivan Анна Озделен.

Кризис завел Ладу

Что касается итогов 2016 года, безусловным лидером на российском авторынке остается АВТОВАЗ. В условиях кризиса вазовские машины стали более востребованными благодаря тому, что по-прежнему являются одними из самых доступных на рынке. Как известно, российский автогигант пытается сдерживать рост цен за счет большего использования отечественных комплектующих, однако это влечет за собой риск с точки зрения качества продукции и восстановления имиджа марки Lada среди потребителей, отмечают аналитики «Атлант-М».

Топ-25 самых продаваемых моделей автомобилей в России (данные АЕБ)

# Модель Январь-Ноябрь
2016 2015 Изм.,%
1. Hyundai Solaris 82 338 106 509 -23%
2. Kia Rio 79 633 88 920 -10%
3. Lada Granta 78 953 108 653 -27%
4. Lada Vesta 48 160 1 748 -
5. Volkswagen Polo 43 390 40 747 6%
6. Renault Duster 40 105 38 625 4%
7. Toyota RAV4 28 445 23 691 20%
8. Chevrolet Niva 26 727 28 350 -6%
9. Renault Logan 26 541 37 754 -30%
10. Lada Largus 26 460 35 928 -26%
11. Toyota Camry 25 535 27 307 -6%
12. Renault Sandero 25 524 27 575 -7%
13. Lada 4x4 24 720 32 541 -24%
14. Skoda Rapid 23 458 22 268 5%
15. Skoda Octavia A7 19 719 19 914 -1%
16. Lada Kalina 19 238 34 084 -44%
17. Hyundai Creta 17 927 - -
18. Lada XRAY 17 299 - -
19. Kia Sportage 17 264 18 420 -6%
20. UAZ Patriot 17 023 17 753 -4%
21. Nissan Qashqai 16 892 9 365 80%
22. Nissan X-Trail 16 310 18 434 -12%
23. Lada Priora 16 225 25 849 -37%
24. Mazda CX-5 14 008 16 178 -13%
25. Kia cee'd 13 926 17 627 -21%

За январь-ноябрь 2016 года россияне купили 238,7 тыс. вазовских машин (-3%), при этом с июля фиксируется рост реализации автомобилей Lada, который в ноябре достиг 18% со знаком «плюс». Отчасти спрос на продукцию АВТОВАЗа подстегнули слухи о возможном завершении программ господдержки в будущем году, а они традиционно являются одним из основных драйверов продаж Лады.

Как говорит директор по маркетингу и рекламе группы «Лада-Центр» Сергей Новосельский, АВТОВАЗ и его дилеры стремятся максимально быстро распродать стоки и задействуют весь арсенал специальных предложений. Ведь если программы господдержки не будут сохранены, то это означает отмену скидок в 30-50 тысяч на большинство моделей. Кроме того, возможна индексация цен, что в совокупности приведет к значительному их росту, а это, в свою очередь, вызовет снижение продаж. Поэтому ноябрь уже стал, а декабрь вполне может оказаться для Лады наиболее успешным месяцем уходящего года.


Стоит отметить, что успехи АВТОВАЗа в 2016-м во многом связаны с обновлением модельного ряда. Так, флагманский седан Vesta обеспечивает более 20% в объеме реализации Лады, а доля высокого хэтчбека XRAY, вышедшего на рынок в феврале, на сегодня достигает почти 10%. Как отмечают в пресс-центре АВТОВАЗа, с выходом новинок Lada расширила свою аудиторию и стала более востребованной в столичном регионе, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Между тем новые модели отняли часть покупателей у Гранты, продажи которой с начала года упали на 27%. В результате бюджетник утратил лидерство в рейтинге самых продаваемых моделей в России, тогда как новые Vesta и XRAY еще не могут конкурировать с иномарками на равных.

«Факт, что данные модели пока уступают конкурентам, связан, прежде всего, с ценой: продукция АВТОВАЗа никогда не продавалась в одном сегменте с корейскими и тем более европейскими брендами. Но даже придя в данный сегмент, Lada чувствует себя очень неплохо. Во второй половине 2017 года на рынке появятся универсал Lada Vesta SW и его внедорожная модификация Vesta SW Cross. Думаю, что при увеличении числа версий у новинок Lada есть все шансы выйти на один уровень с более раскрученными иномарками», – полагает Сергей Новосельский.

Корейцы уходят в отрыв


 

На рынке иномарок между тем продолжают господствовать корейские Kia и Hyundai – благодаря своей агрессивной ценовой политике и регулярному обновлению модельного ряда они сохраняют лидерство среди иностранных брендов. По итогам 11 мес. 2016 года продажи Kia составили 136,4 тыс. автомобилей (-8%), чуть меньший результат показала Hyundai – 131,2 тыс. машин (-12%). При этом основную кассу этим маркам делают модели Rio и Solaris, развязавшие между собой борьбу за звание российского бестселлера-2016. Кроме того, новым локомотивом спроса у Hyundai стал кроссовер Creta, с первого месяца продаж захвативший пальму первенства в сегменте SUV.

Как отмечают в пресс-службе Kia, которая третий год подряд становится №1 среди иностранных брендов, основным фактором успеха марки на российском рынке является широкий модельный ряд, который компания регулярно обновляет. В следующем году Kia планирует представить в нашей стране 5 или 6 новых и обновленных моделей, а также две специальные серии. Так, в первом полугодии 2017-го стартуют продажи обновленных Mohave и Soul, включая заряженную версию Soul GT, а во второй половине будущего года на рынок выйдет новое поколение Rio. «Еще один наш “козырь” – это стратегия следования за рынком с точки зрения ценообразования. Если в среднем по рынку цены на автомобили в России за последние два года выросли на 35-37%, то цены на автомобили Kia при этом увеличились не столь значительно – на 23-25%», – рассказали в корейской компании.

Наибольший рост спроса среди массовых иномарок в январе-ноябре этого года показал Ford, чьи продажи увеличились на 13%, до 38,4 тыс. автомобилей. Локомотивами роста стали модели Transit (+42%), Kuga (+21%) и Focus (+9%). Как отмечают аналитики «Атлант-М», прирост Ford носит статистический характер, поскольку в первой половине прошлого года на рынке не было самой доступной американской модели – Fiesta, которая, впрочем, становится неконкурентоспособной по цене в своем сегменте.

Datsun не хватает третьего


Наихудшую динамику на рынке иномарок демонстрирует Mitsubishi, за этот год снизившая реализацию на 53%, до 15,5 тыс. машин. При этом почти две трети из них приходится на кроссовер Outlander калужского производства. А вот вседорожник Pajero Sport со сменой поколений в России больше не производится и теперь поставляется к нам из Таиланда. Как рассказал «За рулем.РФ» президент и главный исполнительный директор «ММС Рус» г-н Наоя Накамура, в этом году компании пришлось ограничить свои складские запасы Pajero и приостановить продажи ASX. «Причиной этому послужил высокий курс рубля по отношению к доллару, и, чтобы оставить показатели прибыльности на допустимом уровне, мы вынуждены были пойти на такие меры. Как только экономическая ситуация в России позволит рублю укрепиться, компания «ММС Рус» обязательно рассмотрит вопрос возвращения на рынок этих моделей в необходимом объеме», – заверил он. Кроме того, при положительных изменениях экономической ситуации в России Mitsubishi готова рассматривать локализацию производства новых моделей на заводе «ПСМА Рус» в Калуге. 

Большие потери в уходящем году понес и Datsun – в январе-ноябре продано 16 тыс. таких автомобилей, что на 46% меньше по сравнению с 2015 годом. При этом львиную долю в объеме реализации марки – свыше 75% – занимает седан on-DO. Кстати, в январе будущего года в продажу поступит долгожданная двухпедальная версия этой модели, которая обеспечит примерно 20% спроса на on-DO и дополнительно привлечет женскую аудиторию покупателей. Кроме того, в следующем году Datsun расширит линейку двигателей своих моделей в России, сообщил «За рулем.РФ» директор по связям с общественностью Nissan в России Роман Скольский.


«Люди в значительной степени ощутили на себе влияние кризиса и отложили дорогие для них покупки. Тем не менее мы ориентируемся на рыночную ситуацию», – говорит Роман Скольский. Говоря об отрицательной динамике продаж Datsun в уходящем году, он отметил, что целевая аудитория марки сильно отреагировала на падение уровня доходов и негативные ожидания.

По мнению аналитиков «Атлант-М», неудачи Datsun – результат неверно выбранной ценовой политики, сформировавшей неприемлемое для бюджетного сегмента соотношение цена/качество. А вот Сергей Новосельский считает, что сложности Datsun связаны с недостаточным модельным рядом, который на сегодняшний день состоит из седана on-DO и хэтчбека mi-DO. Между тем вывод на рынок третьей модели, который изначально планировался в течение трех лет с момента перезапуска марки, из-за кризиса был отложен, поскольку в сложившейся ситуации на российском авторынке компании достаточно сложно оправдать дополнительные инвестиции. Как заявил Роман Скольский, Datsun не отказывается от этого проекта, но он будет реализован, вероятно, несколько позже, когда рынок начнет восстанавливаться.

Китайцы отступают


Отдельно стоит сказать про китайский сегмент, который достаточно активно рос в первом полугодии 2016 года. Однако с завершением распродаж машин 2015-го и даже 2014 года выпуска с июля «китайцы» стали показывать стремительное падение, по итогам 11 месяцев 2016 года достигшее 18%. За этот период в нашей стране было продано 28,1 тыс. «желтых» автомобилей, что составляет всего 2,2% российского авторынка. Сильнее всего сдала позиции Geely, значительно сократившая модельный ряд еще в начале года, – ее реализация упала на 60%, до 4,2 тыс. машин. А вот лидер китайского сегмента – Lifan – стал исключением из правил: продажи марки в январе-ноябре выросли на 24%, до 15,6 тыс. автомобилей. По словам независимого эксперта по китайскому автопрому Евгения Межова, Россия является основным экспортным рынком для Lifan, поэтому компания всеми силами цепляется за него, несмотря на возможные убытки. Показательно, что в отличие от большинства китайских марок, анонсировавших свои новинки для российского рынка на Московском автосалоне — 2016, именно Lifan, который в столичном автошоу и не участвовал, выполнил свои планы по обновлению модельного ряда. В сентябре до нашей страны добрался седан Solano нового поколения, а в декабре стартовали продажи обновленного кроссовера X60.

Марка Chery, которая в январе-ноябре 2016 года снизила продажи всего на 2%, до 4,5 тыс. автомобилей, недавно вывела на российский рынок рестайлинговый кроссовер Tiggo 5, а в феврале 2017 года обещает привезти новый кроссовер Tiggo 3. При этом прекращены продажи в нашей стране Indis, Bonus, Very, M11 и Arrizo 7, и в ближайшее время за ними последует Bonus 3. Как говорит член совета директоров ГК «Долавто» Сергей Климов, дилеры очень ждут появления Tiggo 3, который придет на смену нынешнему бестселлеру — Tiggo FL. Именно выход «трешки» отчасти тормозило наличие остатков Tiggo FL, выброшенных на рынок «дочкой» Сбербанка в рамках распродажи имущества обанкротившегося ТагАЗа.

Стоит также упомянуть начало продаж обновленного кроссовера Changan CS35, чье производство налажено на заводе «Ирито» в Липецкой области. А вот выход новинок от прочих автопроизводителей из Поднебесной бесконечно откладывается из-за убыточности продаж на падающем российском рынке, а также сложностей со сертификацией. В результате дилеры остались фактически без автомобилей и ждут не дождутся новых поставок.  

Забытые амбиции

В целом же уходящий год ознаменовался для нашей страны ухудшением позиций среди европейских лидеров. Россия, которая еще в 2013 году претендовала на первенство в Европе, с тех пор опустилась на пятую строчку этого рейтинга, а в некоторые месяцы уходящего года и вовсе выпадала из топ-5, пропуская вперед Испанию. Впрочем, по итогам года российский авторынок все-таки останется пятым по величине в Европе, однако об амбициях обогнать по продажам автомобилей Германию придется забыть. 

Топ-5 автомобильных рынков Европы (данные АСЕА и агентства «Автостат»)

2012 2013 2014 2015 11 мес. 2016
Германия 3 082 504 -3% Германия 2 952 431 -4% Германия 3 036 773 3% Германия 3 206 042 6% Германия 3 095 074 5%
Россия 2 758 636 11% Россия 2 607 988 -5% Великобритания 2 476 435 9% Великобритания 2 633 503 6% Великобритания 2 514 764 3%
Великобритания 2 044 609 5% Великобритания 2 264 737 11% Россия 2 339 921 -10% Франция 1 917 226 7% Франция 1 820 814 5%
Франция 1 898 760 -14% Франция 1 790 456 -6% Франция 1 795 885 0% Италия 1 574 872 16% Италия 1 699 944 17%
Италия 1 402 089 -20% Италия 1 303 534 -7% Италия 1 359 616 4% Россия 1 493 996 -36% Россия 1 183 500 -13%

По мнению Анны Озделен, в следующие пять лет Россия останется в пятерке крупнейших авторынков Европы, однако вряд ли сможет улучшить свои позиции. В настоящий момент наблюдаетсярост продаж легковых машин в Германии, Франции и Италии. Несмотря на то что Brexit негативно скажется на производстве и продажах автомобилей, а также приведет к снижению прибылей импортеров, автомобильный рынок Великобритании также будет опережать российский в ближайшую «пятилетку».

А вот аналитики «Атлант-М» отмечают, что ведущие страны Европы – это принципиально другие рынки. Сильно отличается численность населения, уровень доходов, уровень цен, принципы законодательного регулирования, наконец, модельный ряд. Суперпопулярные на европейском рынке модели, такие как Volkswagen Golf и Ford Fiesta, в нашей стране мало востребованы, и наоборот. На европейские рынки сейчас сильнее влияют тектонические сдвиги отрасли, которые пока мало заметны в России (электромобили, планируемые ограничения на машины с ДВС, совместное использование автомобилей, отказ от личного транспорта и др.). Общее состояние дел в экономике Еврозоны также не обещает долгосрочного роста авторынка. Тем не менее в ближайшие несколько лет на лидирующие позиции в Европе российский рынок претендовать не сможет, резюмируют эксперты.

Фото: Геннадий Хамельянин и Раиса Ибрагимова/ТАСС, компании-производители

Подпишитесь на «За рулем» в

Чупров Александр
15.12.2016
Поделиться: