Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Уйдет ли Skoda из России?

После дизельного скандала, шлейф которого тянется до сих пор, глава марки Skoda Бернхард Майер предложил десятилетний план развития «Стратегия 2025», который не обходит стороной и Россию. До сих пор Бернхард Майер не давал интервью российским журналистам, но главному редактору журнала «За рулем» Максиму Кадакову удалось встретиться с ним и задать несколько важных вопросов, которые волнуют не только владельцев автомобилей Skoda.
Полная версия


- Какова стратегия марки Skoda на ближайшую перспективу?

— Если совсем коротко, то наша «Стратегия 2025» основывается на двух принципиальных направлениях. Во-первых, мы хотим обосноваться на новых растущих рынках, на которых мы пока не представлены – но будем при этом активно развивать бизнес в тех странах, где мы уже работаем. Во-вторых, мы планируем войти в новые сегменты, к числу которых, безусловно, относится сегмент SUV – я подразумеваю не только кроссовер Kodiaq, но и другие модели, о которых пока еще рано говорить.

Что касается собственно разработки и производства автомобилей, то мы идем по пути электрификации всей модельной линейки и «дигитализации», оцифровывании не только наших продуктов, но и всех процессов внутри компании. Если угодно, это наш внутренний боевой клич – удвоить бизнес по этим двум направлениям.

 

- Что такое дигитализация?

— Это не есть что-то сверхъестественное. С тех пор как мы начали пользоваться мобильными телефонами, мы постепенно «оцифровываемся». Каких-то десять лет назад никто и не предполагал, насколько глубоко «цифра» войдет в нашу жизнь! Десять лет назад не было даже такого понятия, как приложения (программы) к смартфонам или телефонам – например, навигационные. Но в ближайшие годы этот процесс будет развиваться такими темпами, которые еще совсем недавно невозможно было даже представить, и охватит все сферы и все компании.

Сейчас мы идем к тому, чтобы все наши новые машины были интегрированы в мировую интернет-сеть, и Kodiaq – первенец на этом пути. Мы развиваем все технологии, включая автономное управление, и планируем внедрять их на наших новых моделях.

И это касается не только собственно автомобилей, но и производства. Еще недавно мы модернизировали наши сборочные мощности, если можно так выразиться, точечным способом – и совершенно очевидно, что этот подход устарел. Теперь все будет оцифровываться. И мы сможем вычислять и вылавливать возможные ошибки и просчеты на самой ранней стадии — еще до их возникновения. Это мы называем производственной схемой Skoda 4.0. Индекс 4.0 – это синоним перевода в цифру всех процессов: конструирования, производства, продажи и обслуживания, то есть всего жизненного цикла автомобиля. И скорость этого процесса гораздо выше, чем несколько лет назад. Это касается и эксплуатации автомобилей: дистанционно анализируя состояние машины, мы сможем предупредить возможные неисправности.

- Означает ли это, что в ближайшем будущем каждый автомобилист установит на свой смартфон специальное приложение, которое позволит полностью контролировать машину?

— Безусловно. Покупатель постоянно будет связан со своей машиной и сможет контролировать ее состояние – пробег, температуру в салоне, дистанционное открывание дверей и так далее.

- У вас уже есть подразделение, которое всерьез занимается этими вопросами?

— Да, у нас есть штат, мы сотрудничаем с профильными компаниями и имеем свою лабораторию в Праге — она разрабатывает новые системы, которые выйдут в свет, как только рынок будет к этому готов.

- В портфеле Шкоды велика доля дизельных машин. Не отбил ли дизельгейт охоту к разработке новых дизельных моторов?

— Электрификация модельного ряда займет очень много времени. Речь не о годах, а, скорее, о десятилетиях. Поэтому мы не делаем выбор в пользу чего-то одного, а развиваем все направления. Например, мы разрабатываем автомобили на электротяге, которые выйдут на рынок довольно скоро: наш первый подзаряжаемый гибрид пойдет в продажу в 2019 году, а вскоре после этого увидит свет наша первая машина на чистой электротяге. (За основу для разработки электромобилей взята всефольксвагеновская платформа MEB, Modular Electric Toolkit. – М.К.)

  

В то же время мы проектируем новые двигатели – бензиновые и дизельные, поскольку они по-прежнему будут иметь устойчивый спрос. Если эксперты не ошибаются в оценках, то к 2025 году электрифицированные автомобили (включая гибриды) будут занимать в мировом масштабе около 25% рынка. И, соответственно, эта доля в 25% станет целью и для Шкоды. Но ведь это означает, что 75% автомобилей все еще будут оснащены двигателями внутреннего сгорания!

На мой взгляд, дизели будут играть важную роль. Многие наши покупатели предпочитают именно дизель. Сейчас доля дизельных машин в общем объеме продаж Шкоды составляет 46% и остается стабильной в последние несколько месяцев. Очевидно, что дизели будут становиться дороже – по мере ужесточения норм токсичности.

Особенно это касается маленьких автомобилей, поскольку небольшой дизель оказывается таким же дорогим, как и среднеразмерный. Я предполагаю, что лет через пять дизели станут еще на 1500-2000 евро дороже. Для небольшого бюджетного автомобиля это огромная прибавка в цене. Конечно, экологические требования в некоторых странах гораздо мягче (например, в России), но в обозримом будущем эконормы начнут унифицироваться.

- Сколько денег вы дополнительно тратите на то, чтобы моторы соответствовали действующим и перспективным экологическим нормам?

— Мы не говорим о конкретных расходах, но поверьте, мы вкладываем огромные средства, чтобы вписаться в экологические требования на разных рынках.

- Россия принципиально отличается от европейского или американского рынков. Что вы предложите россиянам? Нам нужны машины с экономичными, надежными и не слишком дорогими моторами…

— В нынешних экономических и технологических реалиях очень сложно разрабатывать двигатель специально для какого-то рынка, если он не является объемообразующим. Мы пытаемся подобрать наилучшее решение для каждого рынка на основе той линейки силовых агрегатов, которая у нас уже есть. Это в полной мере касается и России. К слову, наши результаты в России в 2016 году оказались весьма позитивными. В то время как весь российский рынок упал на 15%, продажи автомобилей Skoda остались примерно на уровне 2015 года. Мы не просели!

- И это при том, что Россия – страна кроссоверов, а в портфеле Шкоды лишь старенький Yeti

— Наша новая ударная сила – это Kodiaq, продажи которого начнутся в России. Недавно я побывал на заводе в Калуге, мы сравнивали Kodiaq с конкурентами, приглашали для оценки машины потенциальных клиентов – и отзывы были самыми положительными.

Поскольку принято международное решение об ограничении добычи нефти и цена барреля уже поползла вверх, это, на мой взгляд, позитивный сигнал для России, ведь курс рубля и рынок в целом крайне чувствительны к цене черного золота.

В любом случае Россия – очень интересный рынок, и у нас даже мысли нет уходить с него. Более того, мы всерьез просчитываем возможность производить на нашей площадке в Нижнем Новгороде автомобили не только для российского рынка, но и для экспорта в страны Европы. Это смелая идея не только для марки Skoda, но и для всей группы Volkswagen. Речь об одной из наших текущих моделей, но это все, что я могу сказать на данный момент.

- По какому принципу вы будете вести бизнес в России в ближайшие годы? По-прежнему вкладываться в нашу страну в расчете на отдачу в будущем или предпочтете предельно прагматичную безубыточную работу «здесь и сейчас»?

— Я посещаю Россию примерно два раз в год и прекрасно представляю, как велика ваша страна. Конечно, главные центры сбыта – это Москва и Петербург. Но очевидно, что постепенно спрос будет расти и в регионах – это хорошо понимаешь, когда путешествуешь из одного крупного города в другой. Не забывайте, что Россия – все еще развивающийся рынок.

Так вот. Если бы мы не верили в Россию, мы не стали бы выводить на рынок Kodiaq. Мы хотим производить его в Нижнем Новгороде, и он выйдет на российский рынок в мае. И это не единственная важная новость. Мы серьезно доработали Октавию, которая пользуется у россиян устойчивым спросом, а еще представим обновленный Rapid. Очевидно, что все инвестиции мы делаем в расчете на отдачу в будущем. Такой подход не лишен рисков, однако таковы сегодня правила игры. Но еще раз: если бы мы не верили в Россию, мы бы не инвестировали в нее.

Фото: Skoda

Подпишитесь на «За рулем» в

Кадаков Максим
20.12.2016
Поделиться: