Экология
ЭлектромобилиБиотопливоУтилизацияЭкология

Дорого, хлопотно, но надо: кто и почему покупает электромобили в Северной Европе

Норвегия, Дания, Швеция и Финляндия лидируют по внедрению электрических автомобилей – несмотря на суровый климат, похожий на российский.
Полная версия
Я живу в Финляндии и своими глазами вижу, чем народ подталкивают к покупке электромобилей. Рассказываю.

Мороз не страшен?

Как ни парадоксально, страны севера Европы занимают четыре первые позиции среди европейских лидеров по регистрации новых электромобилей. В прошлом году в Норвегии на них пришлось почти 56% всех продаж. Скромнее, но все равно внушительны успехи Исландии, где каждый четвертый новый автомобиль – электрический. В Швеции в 2019 году подобной продвинутостью и экологичностью мог похвастать каждый девятый покупатель. Даже в Финляндии с ее старым автопарком в 2020 году каждый четырнадцатый проданный автомобиль требует розетку, а не бензоколонку. Казалось бы, счастье близко. Но так ли это?

Есть такое понятие – Европа двух скоростей. Как и многие идеи на континенте, она пришла из Германии. Вкратце смысл в том, что формально Европа в будущем останется единой, но развиваться одни страны будут быстро, а другие – не очень, чтобы не загнать себя и вообще дойти до финиша. Похоже, в вопросе «зеленой революции» на дорогах эта концепция тоже работает: к светлому будущему богатые Норвегия и Швеция несутся галопом, пока Финляндия и Дания готовы максимум на рысь.



Норвегия

Бесспорный мировой лидер в части электрификации – Норвегия, где еще 20 лет назад были созданы самые выгодные условия. «Электрики» освобождены от налога на импорт, налога на продажи (экономия минимум 25%), регистрационного и ежегодного дорожного сборов. Они естественным путем не платят заложенные в стоимость топлива косвенные начисления. Дополнительные локальные бонусы – парковка бесплатно, 50‑процентные скидки на паромах (только для машины, пассажиры платят), бесплатный проезд по платным дорогам и безнаказанный – по полосам общественного транспорта. По проведенным несколько лет назад подсчетам владелец «электрики» может сэкономить в год от 8000 долларов.

В итоге в топ‑10 самых продаваемых машин в Норвегии вошли Tesla Model 3, Volkswagen E‑Golf, Nissan Leaf, Audi e‑tron, BMW i3, Jaguar I‑Pace и модели Hyundai.

Зарядок тоже хватает. Только общественных – почти 14 тысяч, из них около четырех тысяч – «быстрые». Правительства сменяются, но общий тренд на «озеленение» автопарка поддерживают. Почему же не купить, к примеру, электрический Golf, если после вычетов он дороже бензинового всего на 11 500 крон (около 1200 долларов)? А если добавить 70 тысяч крон, можно приобрести седан Tesla Model 3 в минимальной комплектации.



Цели у Норвегии амбициозные – 100% продаж электромобилей в 2025 году. Но рост электрического парка привел к тому, что пионеры электродвижения толпятся у заправок или стоят в пробках, как все – только на автобусных полосах. Бесплатные парковки остались лишь в столице и паре-тройке средних городов – остальные вернули плату за стоянку в полном объеме или паркуют за полцены. Зимой с учетом холодов и нечищеных дорог на одном заряде далеко не уедешь, что нервирует. Именно поэтому машину на электротяге, как правило, покупают второй или третьей в семье.

В гараже рядом с Теслой или кроссовером Audi e‑tron нередко стоит 4‑литровый Land Cruiser, дизельный Wrangler или Tahoe с бензиновым мотором V8. Да, при самых высоких в Европе ценах на бензин это неразумно. Зато можно проехать даже в горах, и быстро заправиться не проблема.


Электромобиль стал в Норвегии слишком явным символом имущественного расслоения, что для национального менталитета нетипично и болезненно. Пока модная Tesla с «электрической» серией номеров (их уже четыре – EL, EK, EV и новая EB) бесплатно рассекает по платной дороге или паркуется в центре, многие на «устаревших» моделях с ДВС платят и за себя, и за того богатого парня. Помните про годовую экономию в 8000 долларов? Этот праздник экоактивизма – за счет остальных автомобилистов.

К слову, доля машин на бензине и солярке в 2019 году в национальном автопарке составляла 37% и 46% соответственно. Так что водители электромобилей (их лишь 13%) прекрасно понимают: пока они не станут большинством, будут испытывать на себе классовую ненависть и зависть.

БОГАТЫЕ ТОЖЕ ПЛАЧУТ

История с моими европейскими друзьями, купившими дизельный plug-in гибрид Mercedes C300de, прекрасно иллюстрирует обратную сторону экологической медали. Им пришлось расстаться со свежим бензиновым BMW – глава семьи руководит представительством крупной международной компании, а у нее «зеленая миссия» и все такое.

В результате потратились не только на покупку Мерседеса, уплату всех налогов и пошлин, но и за свой счет переделали энергосистему дома, чтобы она безопасно «тянула» ночную зарядку. Влетело все в копеечку, точнее в несколько тысяч евро. А дальше сплошь разочарования: зимой батареи не хватает, чтобы привезти детей из школы, расположенной в 15 км. На обратном пути приходится жечь солярку. Однако ничего не поделаешь – экологический политес приходится соблюдать!

Дания

Из приятных аспектов владения электромобилем в Дании – минимальный ежегодный транспортный налог и дотация в 5000 крон (670 евро) на парковку в год. В стране, где между городами нет расстояния более 250 км, число зарядных станций превышает 3000, из них в Копенгагене больше 600.

Еще недавно датчане боролись с норвежцами за лидерство, но государственные льготы урезали в 2016 году, и продажи рухнули с 4000 «электричек» до 1500 в год. Это капля в море на фоне 2,6 млн зарегистрированных автомобилей. Датское государство оказалось не в состоянии спонсировать «зеленую революцию» на дорогах в том же объеме и обижено на норвежцев: мол, те купаются в нефтяных деньгах и оплачивают электрорай за счет экспорта углеводородов. Обида на соседей порой выражается даже на министерском уровне! Хотя и норвежцы, и датчане качают нефть из одного Северного моря.

В 2020 году регистрационные налоги на электро- и обычные автомобили должны были сравняться. Но в 2019‑м продажи электромобилей пошли вверх – в качестве уступки «зеленым» для моделей дешевле 400 тысяч крон предоставили 20‑процен­тную скидку. Правда, в эту ценовую категорию попадают только самые недорогие машины, и до прежних темпов продаж еще очень далеко – куплено менее 2000 штук.


Продолжение — на следующей странице

Швеция

Шведы тоже участвует в гонке. «Нейтралы» во внешней политике хотят к 2045 году стать такими же в сфере углеводородных выбросов. Для этого надо нынешние 70 тысяч электромобилей превратить в 2,5 млн к концу следующего десятилетия. Поспешать лучше медленно: с введением льгот в начале прошлого года продажи авто с нулевым выхлопом за пять месяцев подскочили на 253%, что сразу ощутили электрические сети Стокгольма и крупнейших городов.

Власти предоставляют субсидию в размере до 60 тысяч крон (6000 евро) на покупку нового транспортного средства на электрическом ходу и льготное налогообложение по системе «бонус-малус», где «нечистые» на ДВС платят за «чистых». Из локальных льгот – местами бесплатная парковка и бесплатный доступ на полосы для общественного транспорта или выделенные линии для машин с нескольким пассажирами. В стране на конец прошлого года было 5518 зарядок. Это втрое меньше, чем у норвежцев.


Финляндия

Средний возраст финского автомобиля – почти 12 лет. Новые машины тут покупают нечасто и только под заказ, ждать иногда приходится по полгода. Подавляющее большинство финнов ездит на «старушках» и вполне счастливы. Если автомобиль качественно обслужен, то проблем с выхлопом нет. В Хельсинки большее загрязнение воздуха дают пыль от гранитной крошки, которой зимой посыпают тротуары, и весенняя пыльца, чем автотранспорт.

У северного российского соседа будущее электромобилей пока не представляется светлым. Да, есть небольшая субсидия в 2000 евро для машин ценой до 50 тысяч евро («голая» Tesla 3 стоит от 49 тысяч евро), в удачный год можно получить от государства еще столько же за утилизацию старой машины (если расстаетесь совсем уж с рухлядью, которую не продать).


Владелец будет платить экологический налог по минимальному тарифу (5%). На этом все: ни бесплатной парковки, ни халявы на паромах. Втопить на все деньги на финских дорогах негде и дорого. Остается только ловить взгляды пешеходов, когда почти бесшумно катишься на максимально разрешенной скорости 30 км/ч в центре Хельсинки.


«Электрички» мелькают на дорогах, но в дорогих районах. Настоящее скопление можно встретить у офисов технологических компаний. В начале 2020 года всего по Финляндии раскатывало 29 365 электрических и гибридных автомобилей – это чуть больше одного процента от всего пассажирского автопарка страны.

В пятерку самых популярных входят Toyota Yaris Hybrid (1390 регистраций на начало 2020 года), Tesla Model 3 (697), Hyundai Ioniq (485), Nissan Leaf (245) и Audi e‑tron (159). Девяносто процентов парка обитает в столичном регионе, здесь же сосредоточено большинство из тысячи общественных зарядных станций.

ЧТО В РОССИИ?

В нашей стране «электрички» тоже растут. По итогам 2020 года – почти на 75%. Но по абсолютным показателям 687 электромобилей – капля в море. И большинство из них – праворульные бэушки из Японии, тот же Nissan Leaf.

Прошлым летом электромобили вошли в госпрограмму льготного автокредитования, в соответствии с которой предоставляется скидка в 25% на покупку экологически чистой машины в любом регионе России. Сарказм в том, что программа актуальна для машин российского производства, а таких пока нет. На нулевом транспортном налоге, бесплатной парковке в мегаполисах и 400 зарядных станциях далеко не уедешь.

Что дальше?

Очевидно, Европа не откажется от плана тотальной электрификации, тем более для прорыва есть все основания. По прогнозу исследовательской компании Bloomberg NEF, к 2023 году цены на тяговые аккумуляторы снизятся до 101 доллара за кВт·ч. В 2010 году батареи обходились в 1100 долларов за кВт·ч, в 2013‑м – 668, в 2016‑м – 295, а в 2020‑м – в 137 долларов. Это значит, что совсем скоро электромобили сравняются по цене с машинами на привычном топливе, а производители смогут получать прибыль без государственных субсидий и дотаций.

Другой вопрос – дефицит зарядок. И неизвестно, смогут ли электросети отреагировать на повышение запрашиваемой мощности. А с холодными зимами и заложенной законами физики замедлением химических реакций в батареях на морозе вообще ничего не поделать. Поэтому беспроблемным внедрение электромобилей в потребительское сознание не будет.


Фото: Depositphotos и из архива автора

Подпишитесь на «За рулем» в

«За рулем»
08.03.2021
Поделиться: