Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Очень подробный тест летних шин для кроссоверов: 10 вариантов

Эксперты «За рулем» взяли на испытания как дорогие, так и дешевые «кроссовки»: немецкие, японские, наши и пять китайских. «Полувнедорожный» Centara Adventure A/T шел вне зачета.
Полная версия

На шинах размерностью 235/60 R18 с конвейеров скатываются и относительно «народные» Hyundai Santa Fe или Kia Sorento, и дорогущие Porsche Macan или Mercedes-Benz GLC. Но кто не хочет сэкономить, когда приходит время менять шины?

Участники

Самые дорогие покрышки в нашем тесте – немецкие Continental PremiumContact 6 и Goodyear Eagle F1 Asymmetric 3 SUV – примерно по 11 тысяч рублей за штуку. На 20% дешевле Nokian Hakka Black 2 SUV питерского производства и Toyo Proxes Sport SUV из Японии – ­ обе около 9 тысяч рублей.

Недорогая отечественная альтернатива – новые шины Viatti Bosco H/T за 5 тысяч рублей. За эти же деньги можно взять китайские покрышки Zeetex SU1000 vfm, Triangle AdvanteX SUV TR259, Rapid Ecosaver и Landsail LS588 SUV.

А еще есть шины Centara Adventure A/T – но при цене более 6 тысяч рублей они «полувнедорожные»: рассчитанные на эксплуатацию как на асфальте, так и на бездорожье. Берем их вне зачета, из любопытства.


Где и как тестировали

Для испытаний мы использовали полноприводный Mercedes-Benz GLC и высокоточный измерительный комплекс Vbox Racelogic, работающий со спутниками GPS и ГЛОНАСС.

За исключением покрышек Centara Adventure A/T, все испытуемые не имеют внедорожных амбиций и рассчитаны на использование на асфальте – поэтому все тесты мы ­проводили именно на дорогах с твердым покрытием.

Памятуя о разнообразии климатических зон России-матушки, тестовых сессий ­провели две. Первую – в условиях «обычного» лета, при температурах от 17 до 23˚ С – на высококлассном, одном из самых больших полигонов мира, немецком ATP. 

А осенью повторили самые важные замеры тормозных свойств в прохладной Финляндии, на испытательной площадке фирмы Nokian Tyres. Там было всего 8–10 градусов тепла – не опасно ли ездить на летних шинах в межсезонье или холодными ночами? Хотя «холодные» результаты пошли в зачет с менышей значимостью, чем «теплые», поскольку такая погода случается нечасто.


«Холодные» тесты

Как мы уже отмечали в тесте «народных» 15‑дюймовых шин, при похолодании эффективность торможения обычно растет. Если испытания показывают обратный тренд – дело, скорее всего, в наличии в резиновой смеси хитрых присадок, улучшающих зацеп только при определенной температуре.

Когда холодает, сильнее всего ухудшаются тормозные свойства шин Toyo, перемещающихся с первого места в «теплых» замерах на сухом асфальте аж на шестое. Если дорога мокрая, низкие температуры заметно ухудшают зацеп трех участников – Toyo (падение с лидирующей позиции на четвертую), Goodyear (с четвертой на седьмую) и Triangle (с восьмой на последнюю). На них прохладными ночами, а особенно осенью, рекомендуем ездить осторожнее.

Но вот китайский Landsail при «похолодании» буквально прыгнул с пятого летнего места на второе (на мокром – с седьмого на третье), а Triangle – с восьмого до пятого места сухого рейтинга. Скорее всего, ненамеренно: просто их шинные смеси не имеют присадок, которые улучшают «держак» в жару, как у продукции более именитых компаний.

Взять, к примеру, шины Continental PremiumContact 6 – это образец стабильно высокой эффективности торможения. При похолодании вырывается в лидеры и на сухой, и на мокрой дороге. А ведь всего три года назад та же шина в размере 225/45 R17 в нашем тесте демонстрировала ухудшение тормозных свойств при похолодании. А теперь все проблемы исправлены – наглядный пример того, как производитель отреагировал на результаты наших испытаний и доработал шины.

Проверка на комфорт

Покупая дорогой автомобиль, человек рассчитывает на то, что он будет комфортным. Меньше всего дорожного шума просачивается в салон Мерседеса, когда он катится на шинах Continental, Goodyear или Toyo. Логично, что больше всех давят на уши универсальные покрышки Centara – гудят разреженным протектором и повизгивают в поворотах. Но столь же громкого аккомпанемента от асфальтовых шин Viatti мы не ожидали – особенно сочно они озвучивают любые дорожные неровности.

И трясут Viatti сильнее всех! Даже «полувнедорожная» Centara A/T заслужила на полбалла более высокую экспертную оценку.

Хорошую плавность хода показали шесть участников: к именитым шинам Continental, Goodyear, Nokian и Toyo присоседились китайские Landsail и Triangle. Все они вполне близки к представлениям о мерседесовском комфорте.

Продолжение — на следующей странице.

А что с безопасностью?

 Самое важное – эффективность экстренного торможения. Мы измеряем тормозной путь с 80 до 5 км/ч на мокром асфальте и со 100 до 5 км/ч – на сухом. Обратите внимание – не до полной остановки, чтобы на результаты замера не повлияла частичная блокировка колес, которую даже современная АБС допускает на малых скоростях.

На теплом сухом асфальте Мерседес лучше тормозит на Toyo. Самая низкая эффективность торможения – на покрышках Rapid: разница с лидером составляет почти 15%. Rapid обставляет даже полувездеходная Centara.

Холодная дорога приносит убедительную победу Conti. Хуже всех тормозят… опять Rapid и Centara A/T – у них одинаковый результат с отставанием около 10%.

На летнем мокром асфальте Toyo вновь тормозит увереннее всех. Последнее место среди шоссейных шин занимает всё тот же Rapid, уступая лидеру почти 30%. Это пропасть! Формально аутсайдером является и Centara A/T – но для универсальной шины ее результат неплох.

На осенней влажной дороге, как и посуху, эффективнее других тормозит Conti. Сильнее всех не любит холод и влагу Triangle – его результат на 13,5% хуже. Зато Centara A/T снова не сдается – хоть и на предпоследнем месте, но она обыгрывает Triangle на 4%.


А как в дождь?

Если воды на дороге много, появляется опасность аквапланирования. Какие шины всплывают раньше? Оценить это позволяют специальные ванны с тарированным слоем воды. Раньше всех (на скорости 82 км/ч) машину в залитом водой вираже начинает стаскивать на шинах Landsail. Дольше всех сопротивляется Nokian – вплоть до 93 км/ч. Разница – более 10 км/ч! Для реальных условий ­эксплуатации это много.

ПОПЕРЕЧНОЕ АКВАПЛАНИРОВАНИЕ

Самый простой, но точный метод измерения скорости начала аквапланирования – разгоняться колесами одной стороны автомобиля по водяной ванне, и заметить момент начала определенной пробуксовки ведущего колеса.

С полноприводным Мерседесом такое не выйдет. Поэтому в этот раз мы оценивали скорость начала поперечного, а не продольного аквапланирования. Для этого автомобиль движется по окружности диаметром двести метров – и прямо так, с повернутыми и зафиксированными колесами, влетает в лужу. Да не простую, а тарированную – глубиной строго 6 мм, причем по всей ванне, поскольку даже небольшая рябь на воде, возникшая от ветра, исказит результаты. Датчик, установленный в салоне, мониторит боковое ускорение. С каждым кругом водитель увеличивает скорость на 5 км/ч, начав с 60 км/ч.

В какой-то момент протектор шин уже не успевает отводить воду из пятна контакта. Машина начинает всплывать, распрямляя траекторию, что приводит к снижению величины бокового ускорения. По графику зависимости бокового ускорения от скорости находим ее критическое значение, при котором величина ускорения падает до 0,2 g (где g – ускорение свободного падения). В этот момент автомобиль еще держится за дорогу и слушается руля, но уже на пределе.

Дорожные манеры

На автобанных скоростях «за сотню» лучше всех держат прямую покрышки Continental. А вот шины Toyo наделяют Mercedes-Benz GLC пустоватой баранкой с нечетким «нолем» и рысканьем из стороны в сторону. Корректировку осложняют задержки в реакциях. Даже «атэшная» Centara получила меньше замечаний.

На извилистой трассе наиболее примерное поведение GLC продемонстрировал на шинах Continental, Goodyear и Nokian. На «полувездеходных» покрышках он неохотно входит в быстрые виражи, соскальзывая передком наружу, а углы поворота руля и задержки в реакциях значительно увеличились. Не понравились и шины Zeetex, лишающие GLC точности управления и информативности.

На мокром автодроме расклад изменился. Здесь самое четкое и прогнозируемое поведение Мерседесу обеспечивают шины Toyo. А вот напрягают и даже вызывают раздражение… нет, не универсальные шины Centara, а шоссейные покрышки Zeetex. На них Mercedes-Benz ведет себя буквально как корова на льду. На входе в поворот может неожиданно сорваться в снос передком наружу, или уже на дуге резко взбрыкнуть в сторону кормой. Во всех случаях скольжения оказываются долгими, будто на катке. Centara тоже грешит сносом и поздней стабилизацией, но не в таких масштабах.


Проверка на расход

Оценивая экономичность, с особым пристрастием смотрим на универсальные покрышки Centara Adventure A/T. Много ли топлива «подъедает» разреженный рисунок протектора? Вы удивитесь: китайские шины A/T в городских условиях показывают такое же сопротивление качению, как чисто асфальтовые Toyo. А на шоссе Мерседес потребляет лишь на 0,1 л/100 км больше – в абсолютных величинах 5,5 и 7,7 л/100 км соответственно.

Влияние на расход топлива мы оцениваем по выбегу (свободному качению) автомобиля в диапазонах скоростей 100–80 и 70–50 км/ч. В лидерах по сбережению денег на топливо, и это сюрприз, – китайский Landsail: Мерседес расходует 7,3 литра на сотню при приведенной скорости 90 км/ч и 5,2 литра – при 60 км/ч.

Итоги испытаний — на следующей странице.

ИТОГИ

Внезачетные шины Centara Adventure A/T, казалось бы, провалились. Сцепные свойства на асфальте – наравне с «бледным» Рапидом, хотя сопротивление аквапланированию благодаря широким канавкам протектора приличное. Управляемость, экономичность и уровень шума – обычные «болевые точки» универсальных шин, но всё же итоговые 809 баллов для полувездеходной шины – не самый плохой результат. Особенно если учесть, что на грунтовке такие покрышки отыгрывают своё. Но об этом как-нибудь поговорим отдельно, сравнив ее с себе подобными.

Rapid Ecosaver лишь девятый. Немногочисленные достоинства – поведение на сухой дороге, средний комфорт и относительная экономичность на скорости 60 км/ч. В пассиве – самые слабые сцепные свойства и проблемная управляемость на мокром покрытии. И – на 33% дороже справедливой цены!

 

Вне зачeта

9 место

Марка, модель

Cумма баллов, набранных в тесте

809

821

Средняя цена в интернет-магазинах
на момент подготовки материала, руб.

6180

5450

Экономия (+)* / переплата  (-)*

вне зачета

33 %  (-)

Страна изготовления

Китай

Китай

Индекс нагрузки и скорости

107H

103H

Индекс износостойкости (Treadwear)

500

440

Глубина рисунка по ширине, мм

9,1

8,0

Твердость резины по Шору

68

65

Масса шины, кг

15,4

14,2

Плюсы

Уверенное сопротивление аквапланированию, удовлетворительный комфорт

Приличная курсовая устойчивость, среднее противостояние аквапланированию, довольно тихие

Минусы

Скромная эффективность торможения, проблемная управляемость, повышенный расход топлива

Слабая эффективность торможения, проблемная управляемость на мокром покрытии, повышенный расход топлива на шоссе

* Здесь и далее. Разность «Справедливой цены» и «Средней цены», выраженная в процентах относительно первой.

Седьмое и восьмое место делят Triangle AdvanteX SUV TR259 и Zeetex SU1000 vfm. Это шины из категории «посредственных» (от 800 до 849 баллов). По комфорту и экономичности почти не различимы, но Triangle отличает сочетание приличного поведения и слабых сцепных свойств. У Zeetex наоборот – уровень зацепа средний, а противостояние аквапланированию отличное. Но вот управляется Zeetex хуже и опаснее всех.

 

7-8 место

7-8 место

Марка, модель

Cумма баллов, набранных в тесте

837

837

Средняя цена в интернет-магазинах
на момент подготовки материала, руб.

4520

5440

Экономия (+)* / переплата  (-)*

11 %  (+)

7 %  (-)

Страна изготовления

Китай

Китай

Индекс нагрузки и скорости

107W

107W

Индекс износостойкости (Treadwear)

360

320

Глубина рисунка по ширине, мм

7,6

7,9

Твердость резины по Шору

66

66

Масса шины, кг

13,5

13,7

Плюсы

Хорошее сопротивление аквапланированию, средняя эффективность торможения

Хорошая курсовая устойчивость, неплохой уровень комфорта, экономичны при скорости 60 км/ч

Минусы

Ужасная управляемость на мокром асфальте, проблемная на сухом, слабоваты тормоза на сухом летом

Слабое торможение на мокром покрытии в прохладу, ниже среднего на сухом летом, раннее аквапланирование

Шестое место – Landsail LS588 SUV. Это единственный из пяти китайских комплектов шин, вошедший в категорию «хороших». Лидирует в экономичности, уверенно цепляется за холодный асфальт и вполне комфортен. Но осложняет курсовую устойчивость и управляемость на сухом покрытии. И больше других боится луж в повороте.

Пятое место – Viatti Bosco H/T. Для отечественного бренда пятое место – это успех. Эти шины недолюбливают лужи и не сильны в комфорте, зато недороги: экономия более 25% относительно справедливой цены.

 

6 место

5 место

Марка, модель

Cумма баллов, набранных в тесте

857

858

Средняя цена в интернет-магазинах
на момент подготовки материала, руб.

5550

4710

Экономия (+)* / переплата  (-)*

12 %  (+)

26 %  (+)

Страна изготовления

Китай

Россия

Индекс нагрузки и скорости

107V

103V

Индекс износостойкости (Treadwear)

н/д

н/д

Глубина рисунка по ширине, мм

7,5

7,7

Твердость резины по Шору

60

72

Масса шины, кг

13,6

14,3

Плюсы

Лучшие по экономичности, приличные по управляемости на мокром покрытии и уровню комфорта

Хорошие управляемость и устойчивость, средние тормозные свойства на мокром в холод и на сухом покрытии

Минусы

Самое слабое сопротивление аквапланированию, сложные курсовая устойчивость и управляемость на сухом асфальте

Худший уровень комфорта, слабое сопротивление аквапланированию, торможение на мокром теплом асфальте

Четвертое место занимает Goodyear Eagle F1 Asymmetric 3 SUV, едва втиснувшись в группу «отличных» шин (у нас она начинаются с 900 баллов). Баланс характеристик ровен. В плюсах – комфорт на уровне Conti и Toyo. В минусах – снижение эффективности торможения на мокром покрытии при похолодании. Переплата относительно справедливой цены составляет более 20%. Дорого!

На третью ступеньку подиума взбирается Toyo Proxes Sport SUV. Это лидер по «зацепу» в теплых условиях, по комфорту и управляемости на мокром асфальте. Есть и слабости – сложности с курсовой устойчивостью и управляемостью на сухой дороге, а также нескромный аппетит. Вряд ли это удачный выбор для дальних поездок. Плохо то, что шины Toyo ослабляют хватку с понижением температуры.

 

4 место

3 место

Марка, модель

Cумма баллов, набранных в тесте

900

910

Средняя цена в интернет-магазинах
на момент подготовки материала, руб.

10810

8950

Экономия (+)* / переплата  (-)*

21 %  (-)

6 %  (+)

Страна изготовления

Германия

Япония

Индекс нагрузки и скорости

103W

107W

Индекс износостойкости (Treadwear)

300

н/д

Глубина рисунка по ширине, мм

8,0

7,1

Твердость резины по Шору

74

70

Масса шины, кг

12,0

14,4

Плюсы

Уверенно сопротивляются аквапланированию, понятно управляются, катятся плавно и тихо

Эффективность торможения в тепле, лучшая управляемость на мокром покрытии, высокий комфорт

Минусы

Эффективность торможения на холоде ниже средней, завышенная цена

Средне тормозят на холоде, не экономят топливо, неуверенно держат курс и управляются посуху

Чуда не произошло: по сумме баллов ­вперед вырвались именитые бренды.

Второе место – Nokian Hakka Black 2 SUV. Эти шины лидируют в противостоянии аквапланированию и в остальном сюрпризов не преподносят. Хакка особенно понравится тем, кто проживает в дождливых регионах. Ценник адекватен – налицо экономия в 8% относительно справедливой цены.

Впереди – Continental PremiumContact 6. Хорошо сбалансированные шины. Continental лидирует в большинстве дисциплин, и только аквапланированию в поворотах сопротивляется чуть ниже среднего. А цена хоть и велика, но переплата сверх справедливой цены, определенной по нашей собственной методике, – всего 6%.

 

2 место

1 место

Марка, модель

Cумма баллов, набранных в тесте

916

925

Средняя цена в интернет-магазинах
на момент подготовки материала, руб.

9060

11070

Экономия (+)* / переплата  (-)*

8 %  (+)

6 %  (-)

Страна изготовления

Россия

Германия

Индекс нагрузки и скорости

107W

103V

Индекс износостойкости (Treadwear)

н/д

280

Глубина рисунка по ширине, мм

7,3

6,9

Твердость резины по Шору

70

70

Масса шины, кг

14,0

12,3

Плюсы

Наивысшая стойкость к аквапланированию, высокие тормозные свойства, надежная управляемость

Превосходная эффективность торможения, отменная управляемость, наивысший комфорт

Минусы

Незначительные замечания по курсовой устойчивости

Сопротивление аквапланированию чуть ниже среднего

  • Итоговую таблицу с результатами испытаний можно скачать по этой ссылке.


ПРО КИТАЙ

Не мытьем, так катанием: китайские покрышки все-таки пробиваются на российский рынок, хотя в наших тестах редко добираются до категории «посредственных». Несколько лет назад они даже проникли на конвейер АВТО­ВАЗа – Гранту недолгое время обували в шины LingLong. Прежде всего – благодаря низким ценам.

На вторичном рынке пока господствует вполне обоснованное недоверие. Но сегодня, глядя на наш рейтинг, самое время вспомнить китайскую поговорку: «Не бойся идти медленно, бойся стоять на месте». Все шины из Китая преодолели рубеж 800 баллов. А наибольший интерес у меня вызвал Landsail LS588 SUV. Эти покрышки показали вполне адекватный «зацеп» в летних условиях и даже вошли в лидирующую тройку в осенних. Чуть подтянуть «поведение», и они смогут конкурировать как минимум с «вторыми линиями» авторитетных шинников. Особенно если сохранят адекватные цены.


  • Высокое сцепление с дорожным покрытием, низкий уровень шума, топливная экономичность — все это важно при выборе шин, как летних, так и зимних. Согласно тестам журнала, покрышки с замысловатым рисунком протектора занимают, как правило, призовые места.
  • Чтобы автомобиль служил дольше, своевременно проходите ТО и планируйте приобретение необходимых запчастей.

Подпишитесь на «За рулем» в

Дмитрий Тестов
Мишин Сергей
08.04.2021
Фото: «За рулем»
Поделиться: