Гран-при
Гран-при
ГрузовикиФургоныСпецтехникаСедельные тягачиСамосвалыАвтобусыГрузоперевозки

Самосвал JAC N350: подробный разбор

Компания JAC Motors RUS возобновила поставки в Россию тяжелых трехосных грузовиков. Первыми на рынок вывели самосвалы JAC N350 6х4 с технически допустимой полной массой 35 тонн.
Полная версия

В конце 2003 года начался выпуск тяжелых грузовиков JAC Heavy truck, которые получили название Gallop. Тем самым компанией была сформирована полная линейка коммерческих автомобилей: тяжелые, средние и легкие грузовики. Обозначения у тяжелых грузовиков JAC более чем мудреные, запомнить их невозможно: HFC4252P13K8E33S8Q, HFC4252P1K7E33, HFC4252P13K8E33S8QV и тому подобное… Чтобы добиться взаимопонимания с потенциальными российскими покупателями, для нас применяют упрощенные обозначения моделей: JAC N56, JAC N80, JAC N120, JAC N25/ N35, JAC N350. Число обозначает полную массу, но надо его умножить на 100. То есть JAC N350 – это тяжелый грузовик полной массой 35 000 кг, а JAC N35 – LCV, типа нашей ГАЗели под полную массу 3,5 тонны. Об этой и другой грузовой технике, к слову, более подробно можно прочитать на сайте журнала «Рейс».

Нельзя сказать, что самосвал JAC N350 6х4 является абсолютной новинкой на российском рынке. Летом 2012 года JAC Motors RUS уже организовывала продажи трехосного самосвала полной массой 33 тонны — JAC HFC3252KR1 6х4. Та машина была схожей конструкции, но в худшей комплектации. Однако не только комплектация была причиной не очень хороших продаж самосвалов JAC – в 2014 году в России разразился финансовый кризис.


Производство в Казахстане и России

Сейчас ситуация тоже непростая, но есть один положительный момент – поставляемые в Россию самосвалы не китайской сборки, а из Казахстана, и следовательно, из единого экономического пространства. Сборка налажена в Костанае на заводе «СарыаркаАвтоПром», в корпусах бывшего Кустанайского моторного завода, который строили при СССР в расчете на выпуск дизелей V8 воздушного охлаждения Deutz F8L413. Важный момент, также сказывающийся на цене JAC N350 6х4 в России: эти грузовики поставляют к нам в виде шасси, без надстроек. В дальнейшем все надстройки будут только отечественными. Сейчас сертифицированы самосвалы JAC N350 6х4 с кузовом объемом 20 м3, производства ООО «Автомастер» из Набережный Челнов. В 2021 году начнутся поставки шасси под монтаж автобетоносмесителей, также в этом году планируется сертифицировать шасси JAC 8х4. Седельный тягач на шасси JAC N350 6х4 появится в следующем году.


Цена

JAC N350 6х4 — самый недорогой трехосный самосвал из тяжелых китайских грузовиков других марок в России. Первоначально ценник начинался от 4,9 млн рублей, позже цена немного увеличилась. Нынешнюю стоимость самосвалов надо уточнять у дилеров. Лизинговых схем пока нет, но есть банки, предоставляющие кредит для покупки JAC N350 6х4 на индивидуальных условиях. Из явных плюсов JAC N350 6х4 - неплохая гарантия. На 12 или на 24 месяца при ограничении пробега в 200 тыс. км, в то время как у других марок есть ограничения на гарантийный пробег от 65 до 180 тысяч км.

Двигатель

На самосвалы JAC N350, поставляемые в Россию, устанавливают дизельные двигатели Weichai WP10.350E53, объемом 9,7 литра, с не самой мощной настройкой в 350 л. с. при 1900 об/мин и с моментом в 1600 Н.м при 1200-1600 об/мин. и ограничением максимальной скорости в 80 км/ч. У многих конкурентов мощность больше, однако в какой-то степени для самосвала этого достаточно. Кроме того, напомним, что на скоростях свыше 70 км в час растет сопротивление воздуха, резко увеличивается расход топлива. А какая может быть аэродинамика у квадратного кузова с козырьком и ребрами-усилителями на бортах?

Дизель Weichai WP10 - продукт эволюции лицензионного австрийского двигателя Steyr WD615, разработанного аж в конце 70-х годов прошлого века. В Китае эти двигатели начали изготавливать в 1984 году. Тогда это были дизели уровня Евро-0 или Евро-1, сейчас моторы соответствуют классу Евро-5. Один из плюсов этого двигателя — его масляный щуп доступен при поднятой фальшрадиаторной облицовке. Доступ удобнее, чем при расположении щупа за кабиной. Воздушный фильтр выполнен двухступенчатым. Из других особенностей конструкции – поликлиновой ремень привода вентилятора с автоматической регулировкой натяжения, электромагнитная муфта вентилятора. Несколько изменена система смазки: раньше на WP10 Евро-2 и Евро-3 стояло два полнопоточных масляных фильтра, они были расположены горизонтально. В системе смазки есть водомасляный теплообменник. Кстати, топливный фильтр грубой очистки здесь с электрообогревом и взаимозаменяем с фильтрами MAN. 


На некоторых китайских самосвалах с двигателями WP10, начиная с Евро-3, есть электрообогрев топливозаборника в баке, который не дает капроновой сетке забиваться парафином в морозы. Для уверенного зимнего запуска китайцы установили спираль подогрева воздуха во впускном трубопроводе. Кроме того, помочь запустить двигатель в мороз и сохранить его ресурс должен жидкостный предпусковой подогреватель мощностью 20 кВт. Он тоже китайского производства, модели YJP-Q20, защищен металлическим ящиком, который исключает возможность попадания дорожной грязи.

Летом (или всесезонно) в средней полосе рекомендуют применять масло вязкостью 10W40, соответствующее классу не ниже CI-4 по классификации API. Периодичность замены моторного масла на самосвале составляет от 10 до 20 тысяч километров, в зависимости от условий эксплуатации и производителя масла. На магистральном грузовике масло может ходить и 30 тыс. км.

Еще больше технических подробностей о тяжелых грузовиках JAC N350 — на следующей странице

Трансмиссия

Коробку Fast Gear 12JSD180T выпускает Shaanxi Fast Auto Drive Group, которая входит в состав Weichai Holding Group. Shaanxi Fast Gear — главный производитель КП для тяжелых грузовиков в КНР. Эти коробки – лицензионные американские Eaton Fuller. Сотрудничество с американцами началось в 1984 году. Коробки Fast Gear ставят на грузовики Shaanxi/Shacman, Beifang Benchi, CAMC и Dongfeng. А это значит, что ежегодно выпускается более полумиллиона коробок Fast Gear различных моделей! Добавьте сюда еще один не маленький автозавод FAW, который делает схожие лицензионные коробки Eaton Fuller. С 2006 года КП Fast Gear устанавливают на грузовики Минского автозавода, они успешно применялись и на грузовиках КАМАЗ-РИАТ, а Теперь их стал использовать АЗ «Урал"»


Самые распространенные коробки передач Fast Gear 9- и 12-ступенчатые. Они выполнены по схожей схеме: основная коробка 5-ступенчатая у девятки или 6-ступенчатая у 12-ступенчатой коробки, а далее количество передач увеличивает в два раза понижающий редуктор-демультипликатор. Причем демультипликатор не планетарный, а с обычной парой шестерен. То есть конструкция Eaton Fuller в корне отличается от 12-ступенчатых коробок Scania и Volvo, где есть повышающий редуктор с двумя рядами, трехступенчатая основная коробка, и за ней планетарный демультипликатор. Интересная особенность конструкции КП Eaton Fuller и, соответственно, китайских коробок – два горизонтальных промежуточных вала. Поток мощности с первичного вала раздваивается на эти промежуточные валы и соединяется на вторичном, а дальше передается на демультипликатор. Благодаря двум промвалам, меньше нагружены подшипники и зубчатое зацепление шестерен, и есть возможность сделать коробку несколько короче. Шестерни прямозубые, а значит, нет осевой составляющей нагружающей подшипники. Подшипники валов преимущественно роликовые, более надежные и долговечные, чем шариковые. 

Еще одна особенность – в коробке нет подшипников качения между шестернями этих пяти или шести передач и вторичным валом, то есть каких-то иголок или роликов. Причем у шестерен нет и привычных бронзовых втулок. Получается, что сталь шестерен работает по закаленной поверхности стального вторичного вала. Нет даже игольчатого подшипника между первичным и вторичным валом – там стоит металлокерамическая втулка. При этом в коробке применяют качественную «трансмиссионку» GL5, ориентированную на гипоидные главные передачи с большим удельным давлением в пятне контакта зубчатого зацепления. У немецких и шведских коробок год от года совершенствуют систему смазки с обязательным применением масляных насосов и даже фильтров. А в американской Eaton Fuller обходятся вообще без масляного насоса! Коробке достаточно смазки разбрызгиванием – она не боится масляного голодания. Коробка собрана в едином литом чугунном корпусе. 

Судя по отзывам перевозчиков, КП Fast Gear – один из самых беспроблемных агрегатов на «китайцах». А кроме надежной конструкции у нее есть еще одно важное достоинство – демократичная цена.

По передаваемому крутящему моменту коробка Fast Gear 12JSD180T рассчитана на 1800 Н.м, то есть для мотора Weichai WP10.350E53 с его 1600 Н.м есть хороший запас. Передаточные числа: от 15.53, на первой передаче до 1,0 на высшей. 

Передаточные числа ведущих мостов могут быть в двух вариантах: 4,2 и 4,76, их пишут краской на картере главной передачи. Но на поставляемых ранее, в 2012 году, самосвалах JAC HFC3252KR1 6х4 числа были больше — 5,73 и 6,72. На Beifang-Benchi 8х4 с двигателем WP12 на 380 сил передаточные числа были другими: 5,26 и 5,92. Видимо, все эти варианты редукторов возможны и для современного шасси JAC N350 6х4. Мост с меньшим передаточным числом нужен самосвалу, который будет больше работать на трассе, чем ползать по карьеру на плече в один километр или таскать прицеп.

Несмотря на собственное производство ведущих мостов, искать в России самосвалы-вездеходы JAC N350 6х6 будет бесполезно. И в этом JAC Motors проигрывает таким конкурентам, как Dongfeng или Beifang-Benchi.

Ходовая часть

Практически все производители тяжелых грузовиков в КНР используют двухслойные во всю длину рамы, по схеме лонжерон в лонжероне. Если на седельных тягачах 4х2 применяют однослойные лонжероны с высотой профиля 280 мм и толщиной 8-10 мм плюс локальные усилители, то на самосвалах и строительных шасси используют двойную раму высотой 300 или 320 мм, толщиной 8+6 мм или 8+8 мм. По такой схеме строят наиболее нагруженные «лестницы» большинство европейских производителей строительных и многоцелевых (армейских) грузовиков. У JAC N350 6х4 лонжероны чуть выше и чуть толще, чем у земляков-конкурентов: 322 мм высота и 10+8 мм – толщина, размер полок — 80 мм. Рама собрана на болтах, но китайцы особо выделяют в ней тот положительный момент, что на многих важнейших элементах рамы сохранены заклепочные соединения.

Технически допустимая максимальная масса JAC N350 6х4 составляет 35 000 кг. У ведущих мостов Benz Technology мощные стальные литые балки. Не мудрено, что допустимая нагрузка на ось составляет 16 тонн, но в характеристике обозначена более скромная нагрузка – по 13 810 кг. Несущая способность передней оси — 7380 кг.


В конструкции ходовой тяжелых самосвалов JAC есть решение, ранее не встречавшееся на европейских грузовиках, но все чаще попадающееся на «китайцах». Это крепление каждой рессоры на задней балансирной подвеске не двумя, как обычно, а четырьмя стремянками! Есть чему удивляться… Благодаря меньшему диаметру стержня стремянки, узел получается компактным, а соединение более прочным. Продублировав таким образом крепление задних рессор, китайцы практически убрали из списка возможных поломок этот узел. Как и на всех китайских грузовиках, причем вне зависимости от грузоподъемности, на JAC N350 передние рессоры соединены с кронштейнами через пальцы и серьги, требующие своей порции смазки каждые 4-5 тысяч километров, а то и чаще. В штангах задней балансирной подвески все шарниры выполнены на сайлентблоках, поэтому обслуживать их не надо. 


Кабина

На тяжелые грузовики JAC первоначально ставили кабину, разработанную в сотрудничестве с Hyundai, но с 2005 года используют кабину собственной разработки, которую спроектировали в итальянском НТЦ JAC-Italy Design Center в Турине. У этой серии кабин есть свой номер — N944. Видимо, именно итальянцы придали фасаду JAC очертания, весьма схожие со Scania 4-й серии, ведь для шведов кабину разрабатывало кузовное ателье Bertone. 

На JAC N350 6х4 нет «умного» мультируля, видимо потому, что нет дисплея. Комбинация приборов — традиционный набор «кругляшей», но закрытый общим стеклом. Спидометр очень оптимистично размечен до 160 км/ч, то есть предельные для самосвала JAC N350 6х4 80 км/ч будут ровно в середине циферблата.

Кабина еще и довольно длинная, со спальным местом, со средней высотой крыши, то есть максимально просторная для грузовика строительного назначения. Внутренняя ширина от центра стекла одной двери до другой — 236 см, от лобового стекла до задней стенки — 192 см, высота от пола до потолка над креслом водителя — 165 сантиметров. Горб тоннеля у JAC выступает больше, чем на среднестатистические для подобного грузовика 35-40 сантиметров. Высота шахты двигателя вполне удобна, если реже залезать на «спальник». Под него, кстати, отвели вполне достаточно пространства: длина 215 см плюс карманы в обивке боков, но матрац странной ширины — 64 см по краям и 60 см в середине. 


Сегодня заводы JAC являются современными высокотехнологичными предприятиями, входящими в пятерку крупнейших китайских автопроизводителей. В частности, кабины сваривают роботы, окраска тоже полностью автоматизирована, есть катафорезное грунтование с полным погружением в череду ванн. Катафорез и электроосаждение грунта существенно повышают коррозионную стойкость. 

Номинант Гран-при «За рулем»

JAC N350 — номинант Гран-при «За рулем» — Коммерческие автомобили 2021. К участию в конкурсе допускаются только новые модели, которые вышли на российский рынок с 1 июля предыдущего года по 30 июня 2021-го. 

Выбирать лучшую технику будут профессионалы – те, кто их продает, обслуживает и эксплуатирует. Церемонию награждения победителей мы проведем в сентябре, на выставке COMTRANS-2021. Регистрация на выставку платная, но с промокодом от «За рулем» CT210025 вы получаете электронный билет бесплатно.

Список номинантов Гран-при «За рулем» Коммерческие автомобили 2021 — по этой ссылке.

Фото: Андрея Сиренко, компании-производителя и из архива редакции журнала «Рейс»

Подпишитесь на «За рулем» в

Мордовцев Николай
21.07.2021
Фото: «За рулем»
Поделиться: