Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Машина для всей семьи: выбираем хорошую и недорогую

Этим критериям отвечают... микроавтобусы! Вы их не рассматривали? Напрасно!
Полная версия

Большие минивэны – их еще называют максивэнами, а прежде величали микроавтобусами – пользуются ограниченным, но устойчивым спросом. В этом они родственны универсалам: многие их хотят, но не всем они по карману. Самые «бюджетные» из новых сегодня предлагают за 2,7 млн рублей. Недешевы они и в подержанном виде, но ряд преимуществ оставляет их востребованными и желанными. Те, кто не готов к таким серьезным вложениям, могут арендовать минивэн без водителя на необходимые даты поездки.

Достоинств — много

Огромный салон, комфорт, экономичные двигатели и плотная подвеска (сзади иногда – зависимая), у некоторых моделей — еще и клиренс 180–200 мм. Такая машина для длительных путешествий всей семьей с собакой – то, что надо. А для дачи? Прелесть!

К тому же микроавтобусы можно смело отнести к числу наиболее живучих транспортных средств. Для машин старых поколений (до 2015 года) полмиллиона километров – не последний рубеж. На вторичке есть экземпляры с заявленным пробегом свыше 700 тысяч км. И некоторые всё еще в приемлемом состоянии! 

Подобные достижения немыслимы для большинства современных массовых седанов и кроссоверов. Но микроавтобусы – коммерческая техника, и производители прекрасно осведомлены, что ресурс главных агрегатов в 200–250 тысяч км перевозчиков вряд ли устроит. Volkswagen и на коммерческие модели дает двухлетнюю гарантию без ограничения пробега, зная, что в перевозках годовой пробег достигает 100–120 тысяч км. Выходит, уверен, что 200 тысяч машина выдержит без серьезных поломок. И предлагает дополнительно два года постгарантийной поддержки.


Какая нужна категория в водительских правах?

У многих микроавтобусов есть модификации «макси» – например, популярный Ford Transit у нас продавался, в основном, с числом мест от 11 до 18.


Водительские права «легковой» категории В годны только для машин массой до 3500 кг, имеющих до восьми пассажирских мест, плюс ­—водитель.


Для микроавтобусов вместимостью свыше восьми пассажиров в правах необходимо открывать «автобусную» категорию D – и проходить техосмотр дважды в год. Просто демонтировать «лишние» сиденья недостаточно – ГИБДД ориентируется на данные техпаспорта. Переоборудование автобуса из 13‑местного в 8‑местный или наоборот требует технической экспертизы и внесения ­изменений в ПТС и СТС.


А какие недостатки?

В городе такой большой автомобиль не идеален. Ему недостает маневренности, неизбежны сложности при парковке, в пробках выйдет большой расход топлива.


Подробно про пробег

Большинство максивэнов на вторичный рынок попадает как раз после службы в корпоративных парках. Машины с небольшим пробегом встречаются редко. Чем выше показания одометра, тем сильнее соблазн их скрутить.


Самый очевидный способ выявить «скрутку» – сравнение года выпуска и пробега. Годовой пробег подобных машин где-то посередине между частными легковушками и такси – 30–50 тысяч км. И если для пятилетней машины заявлено всего тысяч сто – следует уточнить, почему так мало. Определенные подсказки дают степень потертости дворниками ветрового стекла, состояние сиденья водителя и руля.


Точечная ржавчина на кузове – предмет торга, но не показатель пробега. А вот развитые очаги коррозии в районе порогов и колесных арок – да. Хорошие хозяева умеют поддерживать кузов в практически идеальном состоянии до 10–12 лет. Поэтому не повредит оценить состояние ходовой части: скрипы, постукивания, реакции при проезде неровностей помогут оценить износ. Проверка толщиномером лакокрасочного покрытия также желательна. Для возрастных машин рекомендуем диагностику двигателя – особенно если он с наддувом. У такого больше вероятность скрытых повреждений из-за перегревов и засорения масляных трактов.


Ищите техпаспорт с минимумом владельцев, и лучше, чтобы машина была продана новой уже в нашей стране – так есть шанс отследить ее историю.


Наилучшим выбором будет микроавтобус не старше 12 лет, с пробегом не выше 200 тысяч км и из числа наиболее массовых – их проще обслуживать и перепродать через какое-то время. Несколько таких моделей представляем подробнее — листайте.


Продолжение – на следующей странице.


ГАЗ Соболь / Баргузин


  • Длина 4810 мм
  • Масса 2370–2800 кг
  • Цены: 0,4–1,0 млн за машины 2014–2017 годов с пробегом 30–100 тысяч км


Выпускался с 1998 года во множестве вариаций. Число посадочных мест от 6 до 11, привод задний или полный. Многократно модернизировался, примерил с десяток различных моторов. По комфорту уступает всем иномаркам.


С 2011 года популярен китайский турбодизель Cummins ISF 2.8 (128 л.с.), хотя при ресурсе в 500 тысяч км хандрит регулярно и разнообразно. Задиры, проворачивание вкладышей, различные неприятности с турбиной возможны на малых пробегах. Форсунки – ­расходник.


С 2014 года основной бензиновый мотор – УМЗ-А274 Evotech 2.7 (107 л.с.). Он не особенно надежен и часто ломается по мелочам. Вообще постоянные поломки в разных областях – свойство Соболя, дико мешающее именно в дальних путешествиях всей семьей. Быстрый износ механической коробки (автомата нет) и механизмов полноприводной трансмиссии тоже не радует. Однако версия 4×4 ценима любителями бездорожья.


Вердикт. Дешевле не найти, но УАЗ Патриот едва ли не лучше

Продолжение – на следующей странице.

Hyundai H-1 / Grand Starex


  • Длина 5150 мм 
  • Масса 2250 кг
  • Цены: 0,9–1,5 млн рублей за машины 2011–2015 годов с пробегом 100–180 тысяч км


Попадал к нам как под европейским названием H‑1, так и под корейским Grand Starex. Корейские версии зачастую богаче оснащены, но по общей инженерии отличий минимум. Сравнить модели Н1 и Старекс можно, взяв в аренду без водителя для личной поездки.


Бензиновый атмосферник 2.4 (174 л.с.) способен на 400 тысяч км. На ранних моторах отмечали ускоренный износ коленчатого вала, поршневых колец и подшипников, возникавший от локальных перегревов.


Более распространен турбодизель 2.5 в различных версиях от 116 до 174 л.с. Слабые места: не очень стойкий турбокомпрессор, требующие постоянного контроля медные кольца форсунок и нежный привод ГРМ из трех цепей. Мотор считают надежным, однако ресурс в 250–300 тысяч км не особо впечатляет.


Все коробки передач выносливые, особенно хвалят пятиступенчатый автомат Jatco. Механика у нас редкий гость, как и полноприводные версии. На заднем приводе зимой грустно.


Вердикт. Машину справедливо считают одной из лучших по соотношению цена/качество

Продолжение – на следующей странице.

Mercedes-Benz Viano


  • Длина 4763–5238 мм
  • Масса 2025–2205 кг
  • Цены: 1,8–3,5 млн за машины 2011–2015 годов с пробегом 70–200 тысяч км


Создан на заднеприводной платформе фургона Vito, имеет удлиненные вариации Long и Extra Long, 5 или 8 пассажирских мест.


Бензиновый атмосферник V6 3.5 (258 л.с.) относительно надежен, живет свыше 300 тысяч км, но славится течами масла и быстрым износом звездочек балансирного вала. Самый массовый мотор – турбодизель 2.1 (163 л.с.). Недостатки типовые дизельные, ресурс до 500 тысяч км. Хорошая репутация и у дизеля 3.0 (224 л.с.), хотя его предел – около 300 тысяч км.


Автоматическая коробка исключительно надежна, у механики слабое место – кулиса, ее тросы и механизм включения передач.


Подвеска очень стойкая, если не считать версии с пневмоподушками. Есть нарекания к ресурсу стартера, генератора, компрессора и вентилятора радиатора кондиционера.


Вердикт. Непревзойденный комфорт и отличная управляемость сочетаются с недоработками в различных областях – при очень высоких ценах

Продолжение – на следующей странице.

Toyota Alphard II


  • Длина 4875 мм 
  • Масса 2105 кг
  • Цены: 1,7–3,2 млн за машины 2012–2014 года с пробегом 90–150 тысяч км


Официально проданные Альфарды оснащены мотором 3.5 и автоматом – переднеприводные. Основные мотивы в отзывах владельцев: роскошный салон, комфортная езда, отличная обзорность. Небольшой клиренс (168 мм) и мягкая подвеска делают Alphard заложником асфальта.


Атмосферник V6 3.5 (275 л.с.) может досаждать мелкими проблемами – течи и разрывы масляных шлангов, неисправности водяной помпы и катушки зажигания. Неважно переносит морозы. Ресурс – свыше 300 тысяч км. Автомат Aisin U760E не любит резких ускорений без прогрева, но может прожить свыше 200 тысяч км до капремонта.


Треть машин на вторичке – гибриды с правым рулем, мотором 2.4, вариатором и полным приводом.


Вердикт. Малопригоден для сельских дорог, идеален для дальних поездок

Продолжение – на следующей странице.

Volkswagen Transporter T5


  • Длина 4892 мм 
  • Масса 1976 кг
  • Цены: 1,1–1,5 млн за машины 2011–2015 года с пробегом 150–200 тысяч км


Самый простой и недорогой «бас» в своем собственном семействе, куда входят также Multivan и Caravelle – у них общая платформа.


Главный недостаток – после рестайлинга 2009 года нет классического автомата. Его сменил робот DSG7 с мокрыми сцеплениями. К 120–150 тысячам пробега он уже не в лучших кондициях и потребует глубокой ревизии.


Моторы – двухлитровые бензиновый атмосферник (115 л.с.) и дизельный (84, 102, 140 л.с.). Бензиновый надежен и служит до 400 тысяч км, но крайне редко встречается. Маломощные дизели дарят черепашью динамику, так что лучший выбор – 140‑сильный. Двигатель капризен, требует хорошего ухода и не выносит плохого топлива. Но серьезные проблемы начинаются после 250 тысяч км, а способен он на полмиллиона.


По ходовой части вопросов немного – плановая переборка обычно требуется к 150 тысячам. Есть нарекания к электрике – отказывают стеклоподъемники, центральный замок, задняя печка.


Вердикт. Хорошая машина, но трудно найти Transporter с пробегом менее 150 тысяч км

Продолжение – на следующей странице.

Volkswagen Caravelle T5


  • Длина 5292 мм 
  • Масса 1982 кг
  • Цены: 1,2–2,0 млн за машины 2011–2015 года с пробегом 120–200 тысяч км


Каравеллу можно считать премиальной версией Транспортера – она комфортнее и богаче оснащена.


Бензиновый мотор 2.0 TSI с наддувом выдает 204 л.с., страдает быстрым накоплением нагара, масложором и нестабильными оборотами, слаба цепь ГРМ. Дизель представлен в четырех версиях – добавлена Bi-Turbo 180 л.с. У неё к 100 тысячам км нарастают проблемы с модулем наддува, сажевым фильтром, клапаном EGR, пьезофорсунками.


По счастью, подавляющее большинство машин на вторичке – не с роботизированной коробкой, а с обычной механической. Часть Каравелл – с полным приводом. Надежная муфта Haldex подключает заднюю ось при пробуксовке передней. Принудительной блокировки нет.


Вердикт. Версий с дизелем-битурбо и роботом лучше избегать

ВНЕ ЗАЧЕТА: ПРАВЫЙ РУЛЬ

На вторичке полно микроавтобусов, доступных только с правым рулем, – пришельцев с японского рынка. Многие с небольшими пробегами в 60–80 тысяч и в хорошем состоянии. Например, Nissan Elgrand, Honda StepWGN, Toyota Esquire. К удобствам и комфорту вопросов нет, японские двигатели в числе лучших, цены вполне разумные.

Камень преткновения при выборе машин с японского рынка – трансмиссия. Механику не сыщешь вообще, а с 2010 года почти все компании увлеклись вариаторами, оставляя гидроавтоматы только крупным кроссоверам. Самые стойкие вариаторы теоретически способны на 200–250 тысяч км пробега. Но чаще износ сказывается при 100–150 тысячах, а ремонт вариатора может встать в четверть стоимости всей машины.

  • Как выбирать машину на вторичке, узнайте тут.
  • «За рулем» теперь можно читать в Телеграм.



Фото: фирмы-производители

Подпишитесь на «За рулем» в

Зиновьев Сергей
20.08.2021
Поделиться: