Машина для всей семьи: выбираем хорошую и недорогую
Большие минивэны – их еще называют максивэнами, а прежде величали микроавтобусами – пользуются ограниченным, но устойчивым спросом. В этом они родственны универсалам: многие их хотят, но не всем они по карману. Самые «бюджетные» из новых сегодня предлагают за 2,7 млн рублей. Недешевы они и в подержанном виде, но ряд преимуществ оставляет их востребованными и желанными. Те, кто не готов к таким серьезным вложениям, могут арендовать минивэн без водителя на необходимые даты поездки.
Достоинств — много
Огромный салон, комфорт, экономичные двигатели и плотная подвеска (сзади иногда – зависимая), у некоторых моделей — еще и клиренс 180–200 мм. Такая машина для длительных путешествий всей семьей с собакой – то, что надо. А для дачи? Прелесть!
К тому же микроавтобусы можно смело отнести к числу наиболее живучих транспортных средств. Для машин старых поколений (до 2015 года) полмиллиона километров – не последний рубеж. На вторичке есть экземпляры с заявленным пробегом свыше 700 тысяч км. И некоторые всё еще в приемлемом состоянии!
Подобные достижения немыслимы для большинства современных массовых седанов и кроссоверов. Но микроавтобусы – коммерческая техника, и производители прекрасно осведомлены, что ресурс главных агрегатов в 200–250 тысяч км перевозчиков вряд ли устроит. Volkswagen и на коммерческие модели дает двухлетнюю гарантию без ограничения пробега, зная, что в перевозках годовой пробег достигает 100–120 тысяч км. Выходит, уверен, что 200 тысяч машина выдержит без серьезных поломок. И предлагает дополнительно два года постгарантийной поддержки.
Какая нужна категория в водительских правах?
У многих микроавтобусов есть модификации «макси» – например, популярный Ford Transit у нас продавался, в основном, с числом мест от 11 до 18.
Водительские права «легковой» категории В годны только для машин массой до 3500 кг, имеющих до восьми пассажирских мест, плюс —водитель.
Для микроавтобусов вместимостью свыше восьми пассажиров в правах необходимо открывать «автобусную» категорию D – и проходить техосмотр дважды в год. Просто демонтировать «лишние» сиденья недостаточно – ГИБДД ориентируется на данные техпаспорта. Переоборудование автобуса из 13‑местного в 8‑местный или наоборот требует технической экспертизы и внесения изменений в ПТС и СТС.
А какие недостатки?
В городе такой большой автомобиль не идеален. Ему недостает маневренности, неизбежны сложности при парковке, в пробках выйдет большой расход топлива.
Подробно про пробег
Большинство максивэнов на вторичный рынок попадает как раз после службы в корпоративных парках. Машины с небольшим пробегом встречаются редко. Чем выше показания одометра, тем сильнее соблазн их скрутить.
Самый очевидный способ выявить «скрутку» – сравнение года выпуска и пробега. Годовой пробег подобных машин где-то посередине между частными легковушками и такси – 30–50 тысяч км. И если для пятилетней машины заявлено всего тысяч сто – следует уточнить, почему так мало. Определенные подсказки дают степень потертости дворниками ветрового стекла, состояние сиденья водителя и руля.
Точечная ржавчина на кузове – предмет торга, но не показатель пробега. А вот развитые очаги коррозии в районе порогов и колесных арок – да. Хорошие хозяева умеют поддерживать кузов в практически идеальном состоянии до 10–12 лет. Поэтому не повредит оценить состояние ходовой части: скрипы, постукивания, реакции при проезде неровностей помогут оценить износ. Проверка толщиномером лакокрасочного покрытия также желательна. Для возрастных машин рекомендуем диагностику двигателя – особенно если он с наддувом. У такого больше вероятность скрытых повреждений из-за перегревов и засорения масляных трактов.
Ищите техпаспорт с минимумом владельцев, и лучше, чтобы машина была продана новой уже в нашей стране – так есть шанс отследить ее историю.
Наилучшим выбором будет микроавтобус не старше 12 лет, с пробегом не выше 200 тысяч км и из числа наиболее массовых – их проще обслуживать и перепродать через какое-то время. Несколько таких моделей представляем подробнее — листайте.
Продолжение – на следующей странице.
ГАЗ Соболь / Баргузин
- Длина 4810 мм
- Масса 2370–2800 кг
- Цены: 0,4–1,0 млн за машины 2014–2017 годов с пробегом 30–100 тысяч км
Выпускался с 1998 года во множестве вариаций. Число посадочных мест от 6 до 11, привод задний или полный. Многократно модернизировался, примерил с десяток различных моторов. По комфорту уступает всем иномаркам.
С 2011 года популярен китайский турбодизель Cummins ISF 2.8 (128 л.с.), хотя при ресурсе в 500 тысяч км хандрит регулярно и разнообразно. Задиры, проворачивание вкладышей, различные неприятности с турбиной возможны на малых пробегах. Форсунки – расходник.
С 2014 года основной бензиновый мотор – УМЗ-А274 Evotech 2.7 (107 л.с.). Он не особенно надежен и часто ломается по мелочам. Вообще постоянные поломки в разных областях – свойство Соболя, дико мешающее именно в дальних путешествиях всей семьей. Быстрый износ механической коробки (автомата нет) и механизмов полноприводной трансмиссии тоже не радует. Однако версия 4×4 ценима любителями бездорожья.
Вердикт. Дешевле не найти, но УАЗ Патриот едва ли не лучше
Продолжение – на следующей странице.
Hyundai H-1 / Grand Starex
- Длина 5150 мм
- Масса 2250 кг
- Цены: 0,9–1,5 млн рублей за машины 2011–2015 годов с пробегом 100–180 тысяч км
Попадал к нам как под европейским названием H‑1, так и под корейским Grand Starex. Корейские версии зачастую богаче оснащены, но по общей инженерии отличий минимум. Сравнить модели Н1 и Старекс можно, взяв в аренду без водителя для личной поездки.
Бензиновый атмосферник 2.4 (174 л.с.) способен на 400 тысяч км. На ранних моторах отмечали ускоренный износ коленчатого вала, поршневых колец и подшипников, возникавший от локальных перегревов.
Более распространен турбодизель 2.5 в различных версиях от 116 до 174 л.с. Слабые места: не очень стойкий турбокомпрессор, требующие постоянного контроля медные кольца форсунок и нежный привод ГРМ из трех цепей. Мотор считают надежным, однако ресурс в 250–300 тысяч км не особо впечатляет.
Все коробки передач выносливые, особенно хвалят пятиступенчатый автомат Jatco. Механика у нас редкий гость, как и полноприводные версии. На заднем приводе зимой грустно.
Вердикт. Машину справедливо считают одной из лучших по соотношению цена/качество
Продолжение – на следующей странице.
Mercedes-Benz Viano
- Длина 4763–5238 мм
- Масса 2025–2205 кг
- Цены: 1,8–3,5 млн за машины 2011–2015 годов с пробегом 70–200 тысяч км
Создан на заднеприводной платформе фургона Vito, имеет удлиненные вариации Long и Extra Long, 5 или 8 пассажирских мест.
Бензиновый атмосферник V6 3.5 (258 л.с.) относительно надежен, живет свыше 300 тысяч км, но славится течами масла и быстрым износом звездочек балансирного вала. Самый массовый мотор – турбодизель 2.1 (163 л.с.). Недостатки типовые дизельные, ресурс до 500 тысяч км. Хорошая репутация и у дизеля 3.0 (224 л.с.), хотя его предел – около 300 тысяч км.
Автоматическая коробка исключительно надежна, у механики слабое место – кулиса, ее тросы и механизм включения передач.
Подвеска очень стойкая, если не считать версии с пневмоподушками. Есть нарекания к ресурсу стартера, генератора, компрессора и вентилятора радиатора кондиционера.
Вердикт. Непревзойденный комфорт и отличная управляемость сочетаются с недоработками в различных областях – при очень высоких ценах
Продолжение – на следующей странице.
Toyota Alphard II
- Длина 4875 мм
- Масса 2105 кг
- Цены: 1,7–3,2 млн за машины 2012–2014 года с пробегом 90–150 тысяч км
Официально проданные Альфарды оснащены мотором 3.5 и автоматом – переднеприводные. Основные мотивы в отзывах владельцев: роскошный салон, комфортная езда, отличная обзорность. Небольшой клиренс (168 мм) и мягкая подвеска делают Alphard заложником асфальта.
Атмосферник V6 3.5 (275 л.с.) может досаждать мелкими проблемами – течи и разрывы масляных шлангов, неисправности водяной помпы и катушки зажигания. Неважно переносит морозы. Ресурс – свыше 300 тысяч км. Автомат Aisin U760E не любит резких ускорений без прогрева, но может прожить свыше 200 тысяч км до капремонта.
Треть машин на вторичке – гибриды с правым рулем, мотором 2.4, вариатором и полным приводом.
Вердикт. Малопригоден для сельских дорог, идеален для дальних поездок
Продолжение – на следующей странице.
Volkswagen Transporter T5
- Длина 4892 мм
- Масса 1976 кг
- Цены: 1,1–1,5 млн за машины 2011–2015 года с пробегом 150–200 тысяч км
Самый простой и недорогой «бас» в своем собственном семействе, куда входят также Multivan и Caravelle – у них общая платформа.
Главный недостаток – после рестайлинга 2009 года нет классического автомата. Его сменил робот DSG7 с мокрыми сцеплениями. К 120–150 тысячам пробега он уже не в лучших кондициях и потребует глубокой ревизии.
Моторы – двухлитровые бензиновый атмосферник (115 л.с.) и дизельный (84, 102, 140 л.с.). Бензиновый надежен и служит до 400 тысяч км, но крайне редко встречается. Маломощные дизели дарят черепашью динамику, так что лучший выбор – 140‑сильный. Двигатель капризен, требует хорошего ухода и не выносит плохого топлива. Но серьезные проблемы начинаются после 250 тысяч км, а способен он на полмиллиона.
По ходовой части вопросов немного – плановая переборка обычно требуется к 150 тысячам. Есть нарекания к электрике – отказывают стеклоподъемники, центральный замок, задняя печка.
Вердикт. Хорошая машина, но трудно найти Transporter с пробегом менее 150 тысяч км
Продолжение – на следующей странице.
Volkswagen Caravelle T5
- Длина 5292 мм
- Масса 1982 кг
- Цены: 1,2–2,0 млн за машины 2011–2015 года с пробегом 120–200 тысяч км
Каравеллу можно считать премиальной версией Транспортера – она комфортнее и богаче оснащена.
Бензиновый мотор 2.0 TSI с наддувом выдает 204 л.с., страдает быстрым накоплением нагара, масложором и нестабильными оборотами, слаба цепь ГРМ. Дизель представлен в четырех версиях – добавлена Bi-Turbo 180 л.с. У неё к 100 тысячам км нарастают проблемы с модулем наддува, сажевым фильтром, клапаном EGR, пьезофорсунками.
По счастью, подавляющее большинство машин на вторичке – не с роботизированной коробкой, а с обычной механической. Часть Каравелл – с полным приводом. Надежная муфта Haldex подключает заднюю ось при пробуксовке передней. Принудительной блокировки нет.
Вердикт. Версий с дизелем-битурбо и роботом лучше избегать
ВНЕ ЗАЧЕТА: ПРАВЫЙ РУЛЬ
На вторичке полно микроавтобусов, доступных только с правым рулем, – пришельцев с японского рынка. Многие с небольшими пробегами в 60–80 тысяч и в хорошем состоянии. Например, Nissan Elgrand, Honda StepWGN, Toyota Esquire. К удобствам и комфорту вопросов нет, японские двигатели в числе лучших, цены вполне разумные.
Камень преткновения при выборе машин с японского рынка – трансмиссия. Механику не сыщешь вообще, а с 2010 года почти все компании увлеклись вариаторами, оставляя гидроавтоматы только крупным кроссоверам. Самые стойкие вариаторы теоретически способны на 200–250 тысяч км пробега. Но чаще износ сказывается при 100–150 тысячах, а ремонт вариатора может встать в четверть стоимости всей машины.