ГАЗ‑53: а что он взял у Чайки?
Среднетоннажный грузовик ГАЗ‑53 стал для горьковского автозавода заметным шагом вперед.
Его предшественник ГАЗ‑51 по конструкции 6‑цилиндрового нижнеклапанного двигателя и коробки передач без синхронизаторов недалеко уехал от американских аналогов 1930‑х годов. Именно поэтому во второй половине пятидесятых в Горьком начали проектирование машины с новыми двигателем и кабиной, иными узлами и агрегатами.
Путь ее до конвейера был непростым и довольно долгим.
Долгие проводы
Последнюю версию автомобиля – ГАЗ‑53-12, не сильно отличающуюся от машины начала 1960‑х, выпускали до 1993 года.
Вполне приличная некогда машина так и не дождалась усилителя руля, более современных коробки передач и мотора. Карбюраторный двигатель конструкции конца 1950‑х форсировали до 120 л.с., но даже в щадящих режимах эксплуатации он расходовал около 20 литров бензина на 100 км. А в более тяжелых – раза в полтора больше.
В общем, история ГАЗ‑53 – далеко не единственный, а напротив – типичный в отечественной истории пример инженерной стагнации – чересчур затянувшейся конвейерной жизни изначально весьма удачной модели.
- Родословная ГАЗ‑51 — тут.
- Откуда ведет свою биографию ЗИЛ-130? Все подробности об его американских родственниках здесь.
- Ассортимент расходных материалов под ТМ «За рулем» постоянно расширяется — оцените и вы качество наших товаров.
- «За рулем» можно читать и в Телеграм.
Фото: из архива «За рулем»