ГАЗ‑53: а что он взял у Чайки?

Один из самых массовых грузовиков Советского Союза во многих отношениях отличался от предшественника — ГАЗ‑51.

Среднетоннажный грузовик ГАЗ‑53 стал для горьковского автозавода заметным шагом вперед.

Его предшественник ГАЗ‑51 по конструкции 6‑цилиндрового нижнеклапанного двигателя и коробки передач без синхронизаторов недалеко уехал от американских аналогов 1930‑х годов. Именно поэтому во второй половине пятидесятых в Горьком начали проектирование машины с новыми двигателем и кабиной, иными узлами и агрегатами.

Путь ее до конвейера был непростым и довольно долгим.

Кабину ГАЗ‑53 с большим ветровым стеклом ­создали в стиле американских машин второй половины 1950‑х. Больше всего горьковская кабина напоминала ту, что в 1959 году появилась на американских грузовиках International. Однако речь идет не о прямом копировании, а о сильном ­стилистическом влиянии.
ГАЗ‑53 получил более совершенные двухконтурные тормоза. Появился гидровакуумный усилитель, обеспечивающий куда лучшую, чем у ГАЗ‑51, эффективность торможения.

Долгие проводы

Последнюю версию автомобиля – ГАЗ‑53-12, не сильно отличающуюся от машины начала 1960‑х, выпускали до 1993 года.

Вполне приличная некогда машина так и не дождалась усилителя руля, более современных коробки передач и мотора. Карбюраторный двигатель конструкции конца 1950‑х форсировали до 120 л.с., но даже в щадящих режимах эксплуатации он расходовал около 20 литров бензина на 100 км. А в более тяжелых – раза в полтора больше.

В общем, история ГАЗ‑53 – далеко не единственный, а напротив – типичный в отечественной истории пример инженерной стагнации – чересчур затянувшейся конвейерной жизни изначально весьма удачной модели.

Фото: из архива «За рулем»

Подпишитесь на «За рулем» в