Заслуженный грузовик СССР: сколько в нем американского? — журнал За рулем

Заслуженный грузовик СССР: сколько в нем американского?

ГАЗ‑51 начали проектировать еще до войны, но послевоенная серийная машина была уже другой — более современной.

Самый массовый и один из самых долгоиграющих советских грузовиков — ГАЗ‑51 cтал не только символом послевоенного возрождения страны, поскольку пошел в серийное производство уже в 1946 году, но и совершенно новой моделью грузового автопрома.

Полуторка ГАЗ-АА (ГАЗ-ММ) фордовской конструкции конца 1920‑х с треском проигрывала «пятьдесят первому» по всем параметрам. Ведь она впитала передовые зарубежные технические решения.

Заслуженный грузовик СССР: сколько в нем американского?Studebaker US6 — самый массовый из поставляемых в СССР по договору ленд-лиза грузовик. Эта машина завоевала у нас очень хорошую репутацию. Поэтому ее особенно внимательно изучали инженеры Горьковского и Московского автозаводов.
Studebaker US6 — самый массовый из поставляемых в СССР по договору ленд-лиза грузовик. Эта машина завоевала у нас очень хорошую репутацию. Поэтому ее особенно внимательно изучали инженеры Горьковского и Московского автозаводов.

Заслуженный грузовик СССР: сколько в нем американского?ГАЗ‑51 проектировали одновременно с полноприводной версией ГАЗ‑63, прототип которой появился уже в 1944 году. На этом опытном образце стояла кабина, очень похожая на американскую — от Студебекера. Но кабина опытного ГАЗ‑63 точной копией американской не была, отличалась некоторыми элементами, в частности, дверями.
ГАЗ‑51 проектировали одновременно с полноприводной версией ГАЗ‑63, прототип которой появился уже в 1944 году. На этом опытном образце стояла кабина, очень похожая на американскую — от Студебекера. Но кабина опытного ГАЗ‑63 точной копией американской не была, отличалась некоторыми элементами, в частности, дверями.

Заслуженный грузовик СССР: сколько в нем американского?ГАЗ‑51 пошел в производство с другой кабиной. От стилистики Студебекера остались некоторые линии кабины, оперение, капот, двери. Однако крылья стали более элегантными — округлыми, а фары вмонтировали в них. Правда, до 1952 года грузовики делали с довольно неуклюжей внешне дерево‑металлической кабиной.
ГАЗ‑51 пошел в производство с другой кабиной. От стилистики Студебекера остались некоторые линии кабины, оперение, капот, двери. Однако крылья стали более элегантными — округлыми, а фары вмонтировали в них. Правда, до 1952 года грузовики делали с довольно неуклюжей внешне дерево‑металлической кабиной.

Заслуженный грузовик СССР: сколько в нем американского?С 1952 года деревянный каркас оставался лишь у дверей, но общий облик автомобиля уже сформировался. Цельнометаллические кабины без деревянных элементов встали на конвейер в 1957 году и до окончания производства уже не менялись.
С 1952 года деревянный каркас оставался лишь у дверей, но общий облик автомобиля уже сформировался. Цельнометаллические кабины без деревянных элементов встали на конвейер в 1957 году и до окончания производства уже не менялись.

Заслуженный грузовик СССР: сколько в нем американского?Грузоподъемость ГАЗ‑51 составляла 2500 кг (на грунте — 2000 кг) против 1500 кг у ГАЗ-ММ. Снаряженная масса выросла на 900 кг и составила 2710 кг. Длина машины увеличилась лишь на 190 мм, а база уменьшилась на 40 мм.
Грузоподъемость ГАЗ‑51 составляла 2500 кг (на грунте — 2000 кг) против 1500 кг у ГАЗ-ММ. Снаряженная масса выросла на 900 кг и составила 2710 кг. Длина машины увеличилась лишь на 190 мм, а база уменьшилась на 40 мм.

Заслуженный грузовик СССР: сколько в нем американского?Дизайн щитка приборов советского автомобиля сильно напоминает комбинацию грузовика Studebaker. Однако сами приборы расположены по-другому, да и шрифт иной.
Дизайн щитка приборов советского автомобиля сильно напоминает комбинацию грузовика Studebaker. Однако сами приборы расположены по-другому, да и шрифт иной.

Заслуженный грузовик СССР: сколько в нем американского?ГАЗ‑51 получил современную комбинацию приборов, но с наружной подсветкой. На полуторках был только простенький спидометр и амперметр.
ГАЗ‑51 получил современную комбинацию приборов, но с наружной подсветкой. На полуторках был только простенький спидометр и амперметр.

Заслуженный грузовик СССР: сколько в нем американского?Конструкция главного тормозного цилиндра ГАЗ‑51 в основе повторяет узел Studebaker, хотя есть и отличия. Цилиндр не копировали впрямую, а внимательно изучали.
Конструкция главного тормозного цилиндра ГАЗ‑51 в основе повторяет узел Studebaker, хотя есть и отличия. Цилиндр не копировали впрямую, а внимательно изучали.

Заслуженный грузовик СССР: сколько в нем американского?ГАЗ‑51 — первый массовый советский грузовик с гидравлическими тормозами на всех колесах. Этим машина тоже разительно отличалась от полуторки.
ГАЗ‑51 — первый массовый советский грузовик с гидравлическими тормозами на всех колесах. Этим машина тоже разительно отличалась от полуторки.

Заслуженный грузовик СССР: сколько в нем американского?Газовская коробка передач конструктивно копировала американскую образца 1929 года. Коробка досталась ГАЗу от автомобилей Ford, лицензию на производство которых приобрел СССР. Компания Ford выпускала такие несинхронизированные коробки до 1951 года.
Газовская коробка передач конструктивно копировала американскую образца 1929 года. Коробка досталась ГАЗу от автомобилей Ford, лицензию на производство которых приобрел СССР. Компания Ford выпускала такие несинхронизированные коробки до 1951 года.

Заслуженный грузовик СССР: сколько в нем американского?ГАЗ‑51 сохранил четырехступенчатую коробку передач, аналогичную ГАЗ-АА (ММ) с передаточными числами 6,4/3,09/1,69/1,0. Отсутствие синхронизаторов логично посчитали менее важным, чем простоту и надежность технологически отработанного агрегата. Ездить с двойным выжимом сцепления тогда умели все шоферы.
ГАЗ‑51 сохранил четырехступенчатую коробку передач, аналогичную ГАЗ-АА (ММ) с передаточными числами 6,4/3,09/1,69/1,0. Отсутствие синхронизаторов логично посчитали менее важным, чем простоту и надежность технологически отработанного агрегата. Ездить с двойным выжимом сцепления тогда умели все шоферы.

Заслуженный грузовик СССР: сколько в нем американского?Рама ГАЗ‑51 была совершенно оригинальная, разительно отличающаяся от рамы ГАЗ-АА и не копирующая ни один зарубежный аналог. Простая по конструкции, она была, как и у других советских грузовиков, сделана с запасом прочности, выдерживала не только перегруз на плохих дорогах, но и, скажем, прыжки на соревнованиях по кроссу — то была наша наци­ональная забава.
Рама ГАЗ‑51 была совершенно оригинальная, разительно отличающаяся от рамы ГАЗ-АА и не копирующая ни один зарубежный аналог. Простая по конструкции, она была, как и у других советских грузовиков, сделана с запасом прочности, выдерживала не только перегруз на плохих дорогах, но и, скажем, прыжки на соревнованиях по кроссу — то была наша наци­ональная забава.

Заслуженный грузовик СССР: сколько в нем американского?В основе советского мотора лежал американский агрегат Dodge D5, который с 1937 года устанавливали на легковые автомобили и легкие грузовики концерна Chrysler. После войны этот шестицилиндровый двигатель американцы уже значительно модернизировали.
В основе советского мотора лежал американский агрегат Dodge D5, который с 1937 года устанавливали на легковые автомобили и легкие грузовики концерна Chrysler. После войны этот шестицилиндровый двигатель американцы уже значительно модернизировали.

Заслуженный грузовик СССР: сколько в нем американского?Нижнеклапанный двигатель ГАЗ‑51 — один из вариантов довоенного ГАЗ‑11. Шестицилиндровый мотор рабочим объемом 3,5 л (82×110 мм) в версии ГАЗ‑51 развивал 70 л.с. при 2800 об/мин. По меркам 1940‑х и начала 1950‑х — вполне прилично.
Нижнеклапанный двигатель ГАЗ‑51 — один из вариантов довоенного ГАЗ‑11. Шестицилиндровый мотор рабочим объемом 3,5 л (82×110 мм) в версии ГАЗ‑51 развивал 70 л.с. при 2800 об/мин. По меркам 1940‑х и начала 1950‑х — вполне прилично.

Рабочий класс

Грузовик ГАЗ‑51 — пример оригинальной в целом конструкции, в которой умело использовали, пусть и не самые передовые, но уже отработанные в производстве агрегаты, а заодно и некоторые достижения американского автопрома 1940‑х.

Машину несколько раз модернизировали. Помимо цельнометаллической кабины грузовик постепенно получил новый карбюратор, генератор, отопитель кабины, в 1964‑м — телескопические амортизаторы. Но, в основном, конструкция сохранилась вплоть до 1975 года, когда ГАЗ‑51А сняли с производства.

Конечно, уже в 1960‑х, тем более в начале 1970‑х, многое в машине, в том числе двигатель и коробка передач, выглядело архаично. Однако автомобиль жил в конкретных исторических и географических условиях, поэтому простую конструкцию продолжали выпускать параллельно с более современными ГАЗ‑52 и восьмицилиндровым ГАЗ‑53.

Почти за тридцать лет на ГАЗе изготовили около 3,5 миллионов шасси и машин всех модификаций, еще 14 335 грузовиков собрали в Иркутске. ГАЗ‑51 — самый массовый грузовик в СССР!

  • Откуда ведет свою биографию ЗИЛ-130? Все подробности об его американских родственниках здесь.
  • Как появилась и умерла Таврия, читайте тут.
  • Чем руководствовались инженеры, создавая первый серийный российский автомобиль Руссо-Балт? Об этом узнайте по этой ссылке.
  • Fiat? BMW? Opel? — с чего срисовали Москвич-408/412, мы писали здесь.
  • Чьей копией была Волга ГАЗ-21 — узнайте.
  • Как делали главный автомобиль страны ЗИЛ-111, рассказано здесь.
  • Как появился Москвич-402 — символ оттепели, читайте в этой публикации.
  • Историю создания первой легковушки СССР — автомобиля НАМИ-1 — читайте вот тут.
  • Из чего сделали первый советский лимузин ЗИС-101, узнаете по ссылке.
  • С кого срисовали знаменитую «копейку», выясните здесь.
  • Не обошлось без клонирования и при создании Москвича-2141.
  • О том, чьей копией была легендарная Победа ГАЗ-М20, читайте здесь.
  • Запорожец ЗАЗ-965 тоже имеет заграничных родственников.
  • Какие заокеанские прототипы были у лимузина Чайка ГАЗ-13, мы вспоминали в этой публикации.

Фото: из архива «За рулем»

Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!

За рулем на Яндекс.Дзен
Оцените материал
22:0
Загрузка...

Купить свежий номер
«За рулем» можно здесь: