Штрафы, кредиты, страховки — что изменилось в законах с этого месяца
С июля 2025 года в России вступают в силу нововведения, касающиеся штрафов, страховки, кредитов и правил дорожного контроля. Некоторые изменения уже действуют, другие вступят в силу позднее. О самых значимых новшествах рассказала генеральный директор компании Frank Auto Ирина Франк.
РОЗЫГРЫШ АВТОМОБИЛЯ LADA ISKRA Голосование в самой престижной автомобильной премии России уже началось. Заполните анкету и выиграйте автомобиль! ГРАН-ПРИ«ЗА РУЛЕМ»
1. Значительный рост штрафа за отказ остановиться
Одним из самых существенных новшеств станет многократное увеличение штрафа за невыполнение требования сотрудника полиции об остановке. Если сейчас это нарушение предусматривает штраф в размере 500–800 рублей, то после вступления в силу поправок (ориентировочно в конце июля) штраф вырастет до 7–10 тысяч рублей – в 12,5 раза.
Более того, за повторное нарушение в течение года водителю грозит лишение прав на срок до полугода. Стоит отметить, что доказать это нарушение в суде зачастую сложно, так как водители ссылаются на то, что не заметили требования инспектора.
2. Ужесточение правил выдачи автокредитов
С 1 июля вводятся новые ограничения для банков и МФО на выдачу автокредитов и потребительских кредитов под залог автомобиля. Регулятор (Центробанк) вводит макропруденциальные лимиты, чтобы ограничить выдачу кредитов заемщикам с высокой долговой нагрузкой.
Теперь доля автокредитов, выданных клиентам с долговой нагрузкой (ПДН) свыше 80%, не должна превышать 5% от общего объема. Это связано с тем, что 58% таких кредитов ранее получали граждане с нагрузкой более 50%. ЦБ подчеркивает, что для большинства граждан возможность получить кредит на автомобиль сохранится.
3. Дорожные камеры начнут следить за наличием полиса ОСАГО
Ключевое изменение июля – старт пилотного проекта по автоматической проверке полисов ОСАГО с помощью дорожных камер. Хотя штрафы за отсутствие страховки (800 рублей – за первое нарушение, 3-5 тысячи рублей – за повторное) в рамках эксперимента выписываться не будут: водителям без полиса начнут приходить предупреждения через Госуслуги.
Штрафовать система начнет только с 1 января 2026 года. Этот запуск неоднократно переносился из-за технических и нормативных сложностей. Автоматическая фиксация будет вестись по статье 12.37 КоАП.
4. Штрафы для грузовиков за отказ от весового контроля
В середине июля вступят в силу поправки, ужесточающие наказание для водителей грузового транспорта за невыполнение требования о прохождении весового и габаритного контроля или отказ остановиться в пункте контроля по требованию полиции. За это будет грозить административный штраф до 600 тысяч рублей.
Также серьезные штрафы (от 3-5 тысяч рублей для водителя и до 50-150 тысяч рублей для юрлица) предусмотрены за нарушения при оформлении спецразрешений для тяжеловесного/крупногабаритного транспорта или за непредставление данных в соответствующие базы.
5. Повышение выплат по европротоколу при разногласиях
С 1 июля 2025 года увеличивается максимальная сумма страховой выплаты по европротоколу (оформление ДТП без ГИБДД), если у участников аварии есть разногласия по ее обстоятельствам. Президент РФ подписал закон, повышающий лимит со 100 тысяч до 200 тысяч рублей.
Важно: для получения этих 200 тысяч рублей необходимо обязательно сделать фотографии с места ДТП. Если снимков нет, лимит останется прежним – 100 тысяч рублей (это мера предусмотрена против мошенничества). При отсутствии разногласий и фиксации ДТП через спецприложение лимит выплаты сохраняется в размере до 400 тысяч рублей.
Мнение эксперта
По мнению Ирины Франк, июльский пакет изменений демонстрирует две основные тенденции в регулировании дорожного движения и автомобильного рынка России.
Ирина Франк, генеральный директор компании Frank Auto:
— Во-первых, это дальнейшее ужесточение контроля и наказаний: камеры для проверки ОСАГО, огромные штрафы для грузовиков, рекордный рост штрафа за отказ остановиться. Цель – повысить дисциплину и безопасность, хотя эффективность последнего пункта вызывает вопросы.
Во-вторых, видна попытка сбалансировать финансовые риски. Повышение выплат по европротоколу – позитивный шаг для рядовых водителей, компенсирующий инфляцию. А ограничения на автокредиты – мера предосторожности ЦБ против роста «плохих» долгов в секторе, что в долгосрочной перспективе полезно для стабильности рынка. Пилотный проект по ОСАГО с предупреждениями – разумный подход, дающий водителям время адаптироваться перед введением реальных штрафов.
Лучшие посты в нашем Телеграм-канале: Джеймс Бонд позавидует: автомобили советских шпионов Как сваривают кузова Tenet на бывших мощностях Volkswagen Новые Волги готовятся к запуску производства: свежие подробностиВ целом изменения значительные, водителям и перевозчикам стоит внимательно изучить новые правила, чтобы избежать неприятных сюрпризов.
- 5 вопросов сотруднику ГАИ, чтобы проверить законность требований: «За рулем» рассказал, о чем водитель вправе спрашивать инспектора ДПС.
- «За рулем» можно читать в ВКонтакте