Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Хроника: горячий лед Ладоги

Полная версия
70 лет назад, 22 ноября 1941 года, по льду Ладожского озера в осажденный гитлеровцами Ленинград прошла первая автомобильная колонна с грузом продовольствия.

О «Дороге жизни», точнее, о военно-автомобильной дороге №101 (ВАД №101) в советское время говорилось много. В частности, журнал «За рулем» неоднократно публиковал воспоминания шоферов, работавших на ледовой дороге.

В многочисленных публикациях, как правило, опускались детали, казавшиеся кому-то незначительными, а кому-то – крамольными. Сегодня, когда общая канва происходившего широко известна, именно такие детали наиболее интересны.

Ладожское озеро – крупнейший пресноводный водоем Европы, с практически морскими глубинами (допускавшими, в частности, применение подводных лодок) – стало той пуповиной, что связала сражающийся Ленинград с остальной страной.

20 ноября 1941 года, как окреп лед, с ленинградского берега (в окрестностях деревни Кокорево) в сторону поселка Кобона вышел санно-гужевой обоз (почти 350 упряжек) под командованием старшего лейтенанта М.С.Мурова. Днем позже этот обоз доставит в город первые 63 тонны муки (при потребности 1100 т/сутки). Тогда же Ладогу пересекла первая легковая машина. 22 ноября с западного берега вышла порожняя колонна из 60 грузовиков ГАЗ-АА 388-го отдельного автобата капитана В.А.Порчунова. Утром 23-го транспорт вышел из Кобоны обратно, загруженный продовольствием. Это – широко известные факты.

Немногие знают о так называемой «Малой дороге жизни», пролегавшей по льду Финского залива – она связывала Ораниенбаумский оборонительный плацдарм, Кронштадт и Ленинград. И о дороге, тянувшейся на 71 км от Шепелевского маяка к островам Сескар и Мощный в Финском заливе. Что примечательно, эту трассу пересекала такая же немецкая дорога. Место пересечения остряки прозвали «Международным перекрестком». Там нередки были боестолкновения между нашими и немцами.

Практически упускается из виду, что ВАД №101 создавалась не в последний момент, от безвыходности, а заблаговременно, с привлечением данных, составленных еще царскими гидрографами. Дорога обеспечивалась обслуживанием, системой ПВО, прикрытием с воздуха. Дивизия НКВД осуществляла контрольно-пропускной режим. Дороге был спущен… план, который она смогла выполнить 18 января 1942 года.

В прежние времена старались не заострять внимание на фактах, способных породить нежелательные домыслы о полных драматизма событиях тех лет. Говоря о голоде и холоде, о блокадной норме хлеба (на 20 ноября 1941 г. норма служащего и иждивенца – 125 г), опускали, например, информацию о том, что в 1942 году в Ленинград по дну Ладоги был проложен нефтепровод и высоковольтный кабель. Не говорили, что по льду Ладоги перевозили танки – специальной научно-исследовательской работой были определены пределы прочности льда для разных типов транспорта (включая самолеты) и военной техники.

Тяжелый танк КВ лед не выдерживал, поэтому танк шел по нему без башни и тащил за собой башню на волокуше. Так перегнали более 700 боевых машин! Танки направлялись не с «Большой земли» в осажденный Ленинград, как можно подумать, а из истощенного города на другие фронты. Наш современник, не знакомый с реалиями тех лет, после этого потребует разъяснения: не лучше ли было согревать поступавшей по дну Ладоги электроэнергией и нефтью изможденных жителей, чем выпускать «на экспорт» бронетехнику? Ответить на этот вопрос однозначно лично я не вправе.

По «Дороге жизни» продолжали эвакуировать из осажденного города промышленное оборудование и культурные ценности. Немногие знают, что потолочные плафоны на станции метро «Новокузнецкая» в Москве украшены мозаиками профессора Владимира Александровича Фролова, вывезенными из Ленинграда по «Дороге жизни». Профессор Фролов остался в осажденном городе и умер от истощения.

Или, например, такая деталь: на многих снимках видно, что машины идут по ледовой трассе с зажженными фарами, прямо как по Невскому проспекту. А как же соблюдение светомаскировки? Оказывается, немецкие обстрелы и бомбежки дороги были недостаточно эффективны (из-за отсутствия точных ориентиров при стрельбе). Напротив, из-за плохой видимости машины часто проваливались под лед. Включив дальний свет, можно было заблаговременно заметить воронку от авиабомбы или полынью. Кстати, лед «уставал», поэтому неправильно представлять ВАД №101 как одну или две трассы – по мере наступления усталости дорогу переносили на несколько метров в сторону, и таких трасс проложили десятки.

Всего «Дорогу жизни» обслуживало 4500 автомобилей. За зиму 1941/42 годов они доставили в Ленинград 361 109 тонн различных грузов (включая 262 419 т продовольствия) и вывезли на «Большую землю» 554 186 человек. Первая ледовая автомобильная «навигация» закрылась только в разгар весны, 21 апреля. И то некоторые отчаянные шоферы умудрялись ездить по трассе позднее – лед, наросший в лютые, до минус 50 градусов, морозы все еще держал. Жестокая правда войны: не выдайся зима 1941/42 годов настолько суровой, город ее мог и не пережить...

Блокада Ленинграда – незаживающая рана в народной памяти. 497 дней, считая с восьмого сентября 1941 года, когда немцы окончательно перерезали сухопутную связь города с остальной территорией СССР. Беспримерная по пролитой крови и продолжительности военная операция современности. До войны в городе проживало 2 млн. 887 тыс. человек. Блокада беспощадно рассчитала жителей на три: первому суждено было умереть с голоду, второму – быть вывезенным на «Большую землю» по Ладоге, третьему – выстоять, сполна познав ужасы блокады и радость победы.

Это, конечно, весьма приблизительное деление – насколько вообще уместна приблизительность для оценки столь драматических событий. Однако точных данных нет. На Нюрнбергском процессе число жертв блокады было озвучено в 632 тысячи человек. Причем только 3% из них погибло от бомбежек и артобстрелов – остальные от голода. Однако это число неоднократно подвергалось сомнению, всякий раз увеличиваясь. В частности, сегодня нередко называется число 1,5 миллиона погибших. Точной статистики попросту не могло существовать, многие умирали уже на «Большой земле» от истощения, не вынеся переезда.

Героизму шоферов, делавших в жесточайших условиях по две и даже по три ходки в Ленинград, поставлены памятники, посвящены стихи:

«Дорогой дружбы многих к многим.

Еще не знают на земле

Страшней и радостней дороги…»

Ольга Берггольц

Отдельной оценки, выходящей за рамки автомобильной темы, ждут решения и события, повлекшие за собой столь драматичные последствия для Ленинграда и его жителей. Сегодня с высоких трибун нам намекают, что события Великой отечественной войны не подлежат пересмотру, не допускают новых трактовок. Нас, по сути, призывают разучиться мыслить. Именно осмысление и принятие правды, какой бы горькой она не была, поможет избегать трагических ошибок в будущем.

В 2011 году журнал«За рулем» совместно с Минтрансом поднял со дна Ладоги останки ушедших под лед «Дороги жизни» грузовиков.

Подпишитесь на «За рулем» в

22.11.2011
Поделиться: