Как Маяковский Рено покупал — и другие истории «За рулем» — журнал За рулем

Как Маяковский Рено покупал — и другие истории «За рулем»

Рассказываем об интересных и малоизвестных фактах из истории нашего любимого журнала.

1928: Автомобильный журнал неавтомобильной страны

Первый номер журнала «За рулем», созданного по инициативе «Автодора» — общественной организации, целью которой была автомобилизация страны и, в первую очередь, строительство автодорог, вышел в апреле 1928 года. Журнал входил в акционерное общество «Огонек», на основе которого позднее создали огромное журнально-газетное объединение «Жургаз».

Феномен «За рулем» заключался в том, что советская Россия совсем не была автомобильной страной. По статистике, на огромной территории было менее 21 тысячи автомобилей, многие из которых, по сути, ездить не могли. В 1928-м завод АМО отчитался всего-то о 1000-м выпущенном с 1924 года грузовике АМО-Ф15. Тем не менее «За рулем», выходящий два раза в месяц тиражом 25 тысяч экземпляров, мгновенно приобрел огромную популярность.

У истоков издания стояли лучшие журналисты и публицисты тех лет. В том числе Михаил Кольцов — самый прославленный советский журналист того времени; писатель и публицист Виктор Шкловский; драматург Николай Погодин.

Главным (по терминологии тех лет — ответственным) редактором стал Валериан Валерианович Оболенский (псевдоним Николай Осинский) — по образованию юрист, работавший в правительстве в должностях замнаркома земледелия, начальника ЦСУ, полпредом СССР в Швеции. Будучи горячим сторонником автомобилизации страны, Осинский в 1927-м стал зампредом общества «Автодор», а затем возглавил «За рулем».

Правый рукой Осинского и заведующим редакцией стал Наум Зиновьевич Беляев — выпускник киевского политехнического института.

Популярность журнала определила его многогранная тематика, по сути, заложенная уже в первом номере апреля 1928 года. В журнале начали публикацию серии просветительских статей инженера, а в будущем академика Евгения Чудакова по устройству автомобиля. Шоферы делились опытом эксплуатации первой советской малолитражки НАМИ-1. Для рассказа о международных автомобильных новостях сразу же создали рубрику «Автомобильная витрина». И уже в первом номере был опубликован рассказ о международном автосалоне! Речь шла о выставке грузовиков и спецмашин в Лейпциге.

Наконец техническую информацию и проблемные статьи в 6-м номере 1928-го «разбавили» стихотворением «Рассказ об одной мечте» самого знаменитого советского поэта тех лет Владимира Маяковского, тоже привлеченного к созданию автомобильного журнала. Герой стихотворения мечтал выиграть автомобиль в лотерею, но для начала предлагал все-таки заняться строительством дорог. Вопрос — злободневный на ближайшие несколько десятилетий и актуальный даже сегодня.

Оцените материал
0:0
Загрузка...