СПЕЦИАЛЬНЫЕ АВТОМОБИЛИАЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ ХЛЕБАРешением ноябрьского пленума Центрального женные специальными кузовами-фургонами. комитета партии с1 января отменена карточХлеб перевозится в лотках на роликах, вдвиная система по хлебу и некоторым другим прогаемых в направляющие рельсы на стенках фурдуктам. гона. < «Государство теперь располагает достаточно У нас опыт заграницы по . подвижному собольшим количеством хлеба, для того, чтобы ставу вряд ли может быть использован для полностью и безусловно обеспечить снабжение перевозки хлеба, так как имеющаяся практика населения без карточной системы путем повсеf показала выгодность использования в наших местного развертывания широкой торговли хлеусловиях автомашин среднего и повышенного бом». тоннажа, т. е. от полутора до трех тонн. Однако От четкости работы автомобильного транссамая организация хлебоперевозок за границей порта, занятого на перевозках муки и готового Ив первую очередь четкое распределение райхлеба, будет зависеть своевременное и полное онов между отдельными водителями, ответственудовлетворение запросов потребителей. ность и организация диспетчерской службы, плаЗа границей имеется большой опыт перевозок нирующей работу каждой автомашины и кажпродуктов ив частности хлеба на автомобилях. дого водителя, должны быть нами тщательно В Соединенных Штатах Америки доставка товаизучены. ров с производства в розничные магазины осуРассмотрим теперь способы перевозки хлеба, ществляется в зависимости от величины, типа имеющиеся в Советском союзе. предприятия и условий доставки, следующими Вопросами рационализации и механизации певидами транспорта или соответствующей комревозок хлеба впервые начал заниматься МСПО, бинацией их: конным транспортом (это не меорганизовавший при Комбинате реконструкции шает помнить некоторым нашим противникам транспорта специальную группу по исследоваконной тяги, считающим, что перевозка хлеба нию транспорта хлеба. Руководители работ по должна производиться только на, автомобилях), реконструкции хлебного транспорта т. Левин автомобилями, мотоциклами с кодаскфи* и г.рузои т. Савелов подняли вопрос о том, что при,.<выми велосипедами. способленность автомобиля к различным категоВыбор транспорта, наиболее отвечающего услориям грузов, т. е. специализация автомобилей, виям работы данного предприятия, имеет весьма имеет большое влияние не только на повышесущественное значение для достижения экононие провозоспособности (за счет сокращения мии расходов по доставке товаров, причем выбор времени на перегрузочные работы), на и на соэтот зависит в первую очередь от величины хранность грузов. - > и объема груза, от быстроты, которая требуетДо начала работ по реконструкции хлебного ся при доставке, от величины обслуживаемого района и, наконец, от дорожных условий. При транспорта на хлебозаводах хлеб навалом уклаэтом конный и •велосипедный транспорт испольдывался в ящики, а затем эти же ящики навазуется только в тех случаях, когда доставка лом устанавливались нахстандартном грузовике, покрывались брезентом и отправлялись в магатребует большого числа остановок, когда эти остановки близки одна от другой, и если радиус зины. Естественно, что такой метод перевозок потребовал своего пересмотра. обслуживания не больше 15 километров. Первой работой Комбината реконструкции Ежедневный пробег автомашин по перевозке хлеба в условиях Англии (хлебный концерн транспорта было введение контейнерных спосо«Ланг-Стивенсон»)—30—40 км в день; машины, бов перевозки. Решающим здесь явилось создаобслуживающие загородные магазины и перифение стандартных лотков, которые сейчас применяются в Москве на всех видах перевозки хлеба. рию, покрывают в день да 100 км. Хлеб с сортировочного стола, на хлебозаводе Для перевозки хлеба за границей используются небольшие грузовики, грузоподъемностью до укладывается на лотки, взвешивается на автоодной тонны, а еще чаще легковые шасси, снабматических весах и загружается в контейнеры. Хлебный кузов типа „Люкс" Комбината реконструкции транспорта МП СОФото АЛЬТЕРМАНЗагруженные контейнеры ' устанавливаются для охлаждения хлеба, затем подаются на весы для определения веса . остывшего хлеба и погружаются механическим способом на автомашину. Ь магазинах контейнеры снимаются обыкновенным стационарным краном—укосиной и устанавливаются на погрузо-разгрузочную площадку. С площадки при помощи ручной тележки контейнеры перевозятся, в приемочное помещение. В это время в автомашину грузятся порожние контейнеры, которые доставляются обратно на хлебозавод. Процесс разгрузки двух порожних И установки на автомашине двух груженых контейнеров по предварительным расчетным данным Научно-исследовательского сектора Комбината реконструкции транспорта должен занять примерно 10—15 минут. Другой способ перевозки хлеба—использование специальных полуприцепов с установленными на них кузовами для перевозки лотков с хлебом. Тягач с полуприцепом грузоподъемностью до трех тонн использовался следующий образом: лотки с хлебом загружались на полуприцеп, после чего подходил тягач, сцеплялся с полуприцепом и доставлял полуприцеп в магазин; здесь тягач оставлял полуприцеп для разгрузки, сцеплялся с разгруженным полуприцепом (из числа завезенных сюда раньше), доставлял его на хлебозавод, и брал заранее приготовленный нагруженный прицеп. Последним достижением в области рационализации и механизации хлебного транспорта явилось применение специальных автокузовов. Технология транспортирования здесь происходит таким образом: с автоматических весов лотки с хлебом загружаются ка стеллажные тележки, которые устанавливаются в холодильники. После выстаивания стеллажные тележки подаются на весы, а оттуда на погрузочную рампу. На погрузочной рампе лотки с хлебом загружаются в кузова автомашин и доставляются в магазины. В магазинах хлеб выгружается ленточным транспортером, взамен груженых лотеов погружаются порожние- для доставки обратно на хлебозавод. Длительность полной погрузки .и выгрузки кузовов для автомашин ГАЗ-АА составляет 58—60 минут, а для ЗИС-5—70 минут. Центральное бюро стандартизации НАТИ разработало проект стандарта фургона для перевозки хлеба.Теперь проанализируем каждый из указанных способов транспортирования хлеба. Останавливаться подробно на анализе перевозки хлеба навалом мы не будем, так как этот метод ни в коем случае нельзя назвать маломальски культурным. Отметим лишь, что на одну поездку грузовика ГАЗ-АА с хлебом» навалом простои колеблются от 85 до 90 минуг# а для ЗИС-5—90—120 минут. J Если мы Возьмем показатели простоев для ЗИС-5 с контейнером, то мы получим величину простоев на одну поездку—70 минут, а для ГАЗ-АА—58 минут. Процесс разгрузки 2 порожних и установки на автомашинах 2 груженых контейнеров у магазина по данным КРТ (Комбинат реконструкции транспорта) должен занять примерно 10—15 минут. Однако большим неудобствам контейнерного способа перевозки надо признать понижение полезной грузоподъемности автомашин за счет мертвого веса тары. То же следует сказать и относительно объема. Мертвый вес контейнера достигает 500 кг при грузоподъемности его 50Э—700 кг. Использование прицепа не всегда оправдывается, так как наибольший эксплуатационный эффект от прицепов бывает при маятниковой системе поездки. Наиболее совершенным надо признать перевозку хлеба в кузовах типа «Люкс». Здесь вся нагрузка хлеба передается не на дно кузова, а распределяется на стенки кузова через лотки, лежащие на направляющих. Те задачи^ которые сейчас стоят перед нашими транспортными организациями, занимающимися хлебоперевозками ив первую очередь перед Транспортным объединением МСПО и Союзпромхлебопечением, а именно культурная, быстрая, точная; и дешевая перевозка, наилучшим образом смогут быть разрешены именно этим усовершенствованным кузовом. Комбинат реконструкции транспорта не останавливается на полученных уже результатах в области хлебного автотранспорта. Продолжается работа по пректированию новых видов специализированного транспорта. Сейчас уже запроектированы новые хлебные кузова типа «Люкс» на шасси автомашины ГАЗ-АА, разрабатывается универсальный кузов для шасси легкового автомобиля ГАЗ-А, который может Быть комбинирован для перевозки пассажиров, для перевозки штуч- ПРОЕКТ СТАНДАРТА АВТОМОБИЛЬНОГО КУЗОВА ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ПЕЧЕНОГО ХЛЕБАКузов устанавливается на стандартную платформу для съемных кузовов при помощи рамы сечения „а", составляющей основу каркаса и штифтов, входящих в гнезда платформы. Каркас деревянный, с угольными оковами. Поперечные брусья сечения .с" u,,d" являются одновременно полозьями для продвижения противней с хлебом. Она могут быть заменены угловым Железом 25\25 при наличии такового. Угловые оковы для них в этом случае отпадают. Задняя и передняя стенки кузова — досчатые. Крыша—на рейках, железная или фанерная {обтянутая дерматином или крашеным брезентом). В крыше прорезаются вентиляционные отверстия общей площадью 0,2 м% с козырьками против дождя и снега и сеткой против грязи и пыли. Козырьки передних отверстий повернуты вперед, задних — назад. Двери — досчатые или фанерные с шарнирами, укрепленными на стойках „/". Каждый шарнир (кроме крайних) несет одновременно петли двух створок соседних дверей. Двери — двухстворчатые, расположены с обеих сторон кузова. Противень представляет собой фанерный или досчатый ящик размеров г ' Х ^ Х ^ мм. Число секций для вдвигания противней: 3 — для ГАЗ-АА, ЗИС-5 и А-3 и 4—для ЗИС-8, ЗИС-12 и Я-5. Кузов желательно снабжать откидной подножкой. Двери имеют задвижки или замки.МАРКА ГАЗ-АА ЗИС-5 и А-3 ЗИС-8 и 12 Я-5ё .773 983 877 % 902hЧисло стоек 4455 770 980 874 899•к*885 995 995 1060\ 1 2520 3150 3760 3860га 225 262,1 262,1 • 288п 890 1141 1446о 290 353 353 1Р 770 850 850ч>195 225 2251930 2150 2150 2280 71465354890250ного хлеба (булки, кондитерские изделия и т.п.), и для перевозки мелких грузов. Нужно добиться, чтобы наш автотранспорт как специальный, так и для перевозки хлеба,использовал опыт реконструкции Москвы и Ленинграда и выполнил задачи, поставленные перед ним ноябрьским пленумом ЦК. Инж. С. Д. Келлер