ры, или автозавод, принимающий от них дефектную продукцию? Ведь прямая обязанность автостроителей требовать от поставщиков высококачественной продукции! Нас возмущает крайняя беспечность работников завода, которую они подчас проявляют при устранении дефектов в машинах, возвращаемых по рекламациям. Вот пример. 25 июля на завод была отправлена машина (заводской № 6) из-за течи воды через переднее ветровое стекло. 28 августа завод ее возвратил, уведомив нас об устранении дефекта. Но вскоре течь была обнаружена вновь, и 9 августа мы вторично отправили автомобиль на завод. Обратно он был получен нами 11 августа. И что же—дефект на заводе не устранили, это обнаружилось в тот же день. 13 августа автомашина № 6 была отправлена нами на завод (в третий раз!), но там ее не приняли. Мотивом послужило то, что этот автомобиль был выпущен с завода более шести месяцев назад. Шесть месяцев — это гарантийный срок завода для его продукции. После истечения этого срока никакие заявления о дефектах, обнаруженных в автомобилях, завод не принимает. Почему же шесть месяцев, а не меньше или больше? И вообще, причем тут месяцы? Ведь срок службы автомобиля измеряется километражем пробега, а не временем эксплоатации. Это тем более нелепо, если принять во. внимание, что легковые автомобили ЗИС эксплоатнруются не только в Москве, но ив других городах Союза. Например, до Хабаровска автомобиль пройдет по железной дороге полтора месяца и обратно (если выявятся дефекты) столько же. Мы склонны думать, что это странное правило, установленное заводом, будет отменено, Работники автобазы Наркомтяжпрома: технорук — Соколов, техник по ремонту — Хавриевич, механик — СпиридоновУЛУЧШИТЬ ЛЕГКОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ЗИСЗа 26 лет шоферской практики мне пришлось работать на автомобилях различных марок. В последнее время я работал на Линкольне и Бюике, сравнительно недавно, всего год назад, — сел за руль легкового автомобиля отечественного производства — ЗИС. На автомобиле ЗИС я сделал более 23 тыс. км иу меня сложилось определенное представление как о положительных качествах, так ио недостатках этого автомобиля. Я буду говорить об этом с точки зрения шофера. По внешнему виду и по изяществу внутренней отделки легковой автомобиль ЗИС не уступает заграничным маркам наиболее известных фирм. И по управляемости, и по легкости ухода эта машина также не хуже ряда зарекомендовавших себя образцов новейших американских машин. Если сравнивать ее, например, с Линкольном, то следует сказать, что ЗИС значительно «легче на ходу». Машина легко доступна для осмотра, который приходится производить . не только гаражным рабочим и ремонтникам, но и шоферам. Например, верхнее расположение клапанов дает возможность шоферу без какойлибо разборки установить правильность зазоров и т. д. Но необходимо сделать несколько замечаний и по поводу отдельных конструктивных недостатков автомобиля. Остановлюсь на системе питания. Бак автомобиля ЗИС вмещает только 85 л бензина, в то время как у заграничных автомобилей этого же класса, например у Линкольна, баки имеют емкость в 105 л. Я считаю, что для увеличения пробега автомобиля необходимо изменить размеры бака и довести его емкость до 120 л. Это особенно важно, если принять во внимание, что часто приходится выезжать за город ив такие места, где нет еще заправочных пунктов. Конструкция патрубка бензинового бака также неудовлетворительна. Не знаю, в чем причина: в искривлении патрубка, или в том, что в нем стоит фильтр слишком частый и малого диаметра. Однако одна из этих причин вызывает выливание большого количества бензина при заправке машины из механизированной колонки. Очевидно,, следует внести изменения в конструкцию патрубка или фильтра с тем, чтобы подобное явление в дальнейшем не имело места. Конструкция патрубка бензинового бака должна быть изменена и по другим соображениям. Во время езды с полным баком горючее на поворотах выливается под пробку. Это происходит, повидимому, потому, что патрубок слишком короток. Существенным недостатком является также то, что в случае порчи бензоуказателя в легковом автомобиле ЗИС нельзя произвести замера горючего через наливное отверстие. Я предлагаю установить в баке автомобиля бензиномерное стекло или сконструировать его таким образом, чтобы можно было производить замер горючего через наливное отверстие. Попутно с недостатками системы питания следует затронуть вопрос о расходе горючего. У нас в гараже установлена норма 25 л на 100 км. Фактический расход горючего выражается в 30 л на 100 км. Если вспомнить, что, примерно, такая же машина по литражу — Линкольн — расходует 22,5 л, то становится понятным, что в карбюрации ЗИС есть какието существенные недостатки. Это подтвердил опыт, проведенный у нас в гаралсе. Когда на место карбюратора ЗИС был установлен карбюратор автомобиля Бюик, потребление машиной горючего резко сократилось. Нельзя пройти и мимо недостатков электрооборудования легкового автомобиля ЗИС. Плохо работает динамо — оно часто греется. На моей машине коллектор динамо быстро сносился и его пришлось протачивать, в то время как автомобиль прошел всего 10 тыс.4 ПОЛУОСИ АВТОМОБИЛЯи ихВ различных изданиях нашей автомобильной литературы полуоси одних и тех же автомобилеД носят различные названия. Редакция «За рулем» неоднократно получала запросы читателей, почему полуоси автомобиля ГАЗ в старых изданиях называются «полуразгруженными», а в новых изданиях —классификацияИнж. И. ДЮМУЛЕН23•?.w/w//'»< ?/xfi»>w,,JW»" •тW ,Рис. 1. Схема сил, действующих на ведущее колесо автомобиля«три четверти разгруженными», почему полуоси легкового автомобиля ЗИС в одних случаях называются «нагруженными», в других случаях «полуразгруженными» и т. д. Такое явление происходит вследствие того, что применяются две системы классификации полуосей.. Классификация полуосей может быть проведена по следующим признакам. 1. С учетом нагрузки, действующей с обоих концов полуоси, т. е. как со стороны ведущего колеса, так и со стороны главной передачи. 2. С учетом нагрузки, действующей только со стороны ведущего колеса. Первая система классификации включает в себя четыре типа полуосей: «нагруженная», «полуоазгруженная», «три четверти разгруженная» и «полностью разгруженная». Эта система классификации, установленная в США обществом автомобильных инженеров, является международной и принята в нашей автопромышленности. Вторая система классификации включает в себя только три типа полуосей: «нагружен-км. Это говорит о том, что необходимо проверить динамо, выявить причины неправильной работы и устранить их. Не берусь судить о качестве конденсатора. Однако меня удивляет, что всего после 700 км пробега конденсатор вышел из строя. Установленный на его место заграничный конденсатор продолжает работать и по сие время. Очень грубо работает стартер. Причина этого кроется, очевидно, в неправильной обработке шестерен. При включении стартера они издают неприятный шум. Следует обратить внимание и на электросигнал. У автомобиля ЗИС сигналы слабы по силе звука и громоздки. Если принять во внимание, что эта машина молсет развивать сравнительно большие скорости, особенно при поездках за город, то ясно, что звук ее сигнала доллген быть слышен на значительно большем расстоянии, чем, скалсем, у автомобиля М-1. Несколько замечаний по поводу неудачной конструкции некоторых деталей системы смазки. Очень плоха отделка штауферов — они не подходят к шприцам. Масленка валика распределителя находится со стороны двигателя и вследствие этого смазка через нее чрезвычайно затруднительна. Нужно, чтобы штауферы лучше отделывались, а масленка распределителя была вынесена на другую сторону. В системе охлаждения плохо действует термостат — он своевременно не открывает клапана. В результате этого зимой может замерзнуть радиатор, а летом часто наблюдается кипение воды в системе охлаждения. Нужно или усовершенствовать конструкциютермостата, или вовсе отказаться от его применения. Пока еще трудно судить о шасси. До сих пор мне не приходилось сталкиваться с какими-либо недостатками или повреждениями в его механизмах. Пожалуй, единственным дефектом является установка пластмассы на колодках тормозов. Она быстро изнашивается и влечет за собой износ тормозных барабанов. Было бы рационально заменить пластмассу феродо. У передних колес нередко отвертываются гайки. Пружинки, дерясащие колпаки колес, часто ломаются. Это, вероятно, происходит изза недоброкачественности материала или из-за неправильности их обработки. Конструкторы доляшы обратить внимание и на этот дефект. Есть ряд недостатков ив конструкции кузова. Сиденье шофера расположено очень низко и не регулируется. У кузова автомобиля плохо закрываются двери, из-за чего во время езды внутрь машины попадает пыль; Очень плохо пригнаны стекла — через них в рузов попадает вода как во время дождя, так ив процессе мойки. Переднее стекло заделано наглухо ив случае надобности его нельзя открыть. А это важно во время гололедицы. когда мокрый снег замерзает на стекле и его не может снять снегоочиститель. В заключение о конструкции заднего буфера. Он посажен очень низко, вследствие чего при езде по неровной местности клыки касаются земли и нередко отламываются. Щофер автобазы СовнаркомаИ. Воробьев5