15
16
СМЕНА И ОБРАБОТКА ВТУЛКИВЕРХНЕЙ ГОЛОВКИ ШАТУНАИнж. К. МОРОЗОВ Верхняя головка шатуна соединена с поршнем двигателя с помощью поршневого пальца. Правильное сочленение этих деталей друг с другом и надлелсащая обработка их имеют немаловажное значение. каркаса. Стол 1 делается из дерева и обкладывается для прочности полосовым железом 2. Каркас 3 представляет собой деревянные брусья ''твердой породы) шириной 70 мм. Он привинчивается к столу посредством бол5 тов /s" и для прочности скрепляется полосовым железом 15—70 мм, а к верхней части каркаса приваривается втулка 4, имеющая ленточную резьбу для нажимного винта 5. При использовании пресса для выпрессовки втулок различных диаметров целесообразно иметь набор подпятников 6, изготовляемых соответственно диаметрам втулок. После выпрессовки изношенной втулки производят осмотр верхней головки шатуна, удаляют заусенцы, ржавчину и лишь затем вставляют новую втулку. К запрессовке новой втулки нужно отнестись особенно внимательно, так как при этом могут быть испорчены не только шатун, но и втулка. Большинство автомобильных шатунов имеет втулки с очень тонкими стенками, поэтому при неосторожной запрессовке их очень легко смять. Лучше всего для этого пользоваться оправкой, устройство которой показано на рис. 3. Конструкция этой оправки, кажущаяся на первый взгляд сложной, на самом деле проста. Применение ее гарантирует ав-onpaff/raРис. 1. Оправка для выпрессовки старой втулок I При выпрессовке изношенной втулки нужно пользоваться не зубилом и молотком, так как при этом можно легко повредить шатун, а специальными оправками, показанными на рис. 1. Выпреесовку лучше всего производить с помощью пресса, устройство которого ясно из рис. 2. Пресс молсет быть изготовлен в любой мастерской и состоит в основном из стола иРис. 3. Оправка для запрессовки шатунных втулок тохозяйство от излишнего брака, получаемого вследствие порчи втулок при запрессовке без надлежащих приспособлений. На обычную оправку 1 для выпрессовки втулок, снабженную стальным шариком и пружиной для предотвращения спадания втулки 2, надета обойма 3. Последняя имеет выточку, диаметр которой соответствует внешнему диаметру запрессовываемой втулки. При нажиме на оправку 1 обойма 3 скользит вдоль стерлсня; в спокойном состоянии она прижимается пружиной 4к буртику оправки. Весьподпятмин ~~ з*селезныйРис. 2. Пресс для выпрессовки втулок15 члсIIII II II IIIZTобрабатывающую под окончательный размер втулки разных диаметров. За последние 2—3 года широкое применение получил инструмент, показанный на рис. 6. Он служит для развальцовки шатунных втулок и состоит из корпуса 1с пятью продольными прорезями, в которые вкладываются конусные ролики 2, регулируемые конусом т3и натялшой ганкой 4. Обработав втул 'У разверткой так, чтобы припуск на развальцовку составлял не более 0,1 мм, инструмент квадратом 5 вертикально закрепляют в тисках,Рис. 4. Инструмент для просечки смазочных отверстий верхней головки шатуна механизм приспособления закрыт стаканом 5. В процессе запрессовки обойма 3 охватывает втулку 2и не позволяет ей деформироваться. Пои углублении втулки в отверстие головки шатуна обойма 3 упирается в торец головки и отжимается вверх. После того как втулка запрессована, в ней следует просверлить (через отверстие в теле шатуна) смазочное отверстие и пришабрить 4 ее к поршневому пальцу. Но и хорошо запрессованная втулка через некоторое время обычно начинает провертываться, закрывает смазочное отверстие в верхней головке шатуна и быстро выходит из строя. Для предотвращения этого некоторые ремонтники не сверлят отверстия для смазки, а просекают их инструментом, показанным на рис. 4. Ин-/г. Jо шлиф 02.S2\/foMt/c 4°'30'3т»ус2V5'Рис. G. РазвальцовкадляВТУЛКИверхнейголовки шатуна автомобилей ГАЗ после чего отпускают натяжную гайку 4. Затем, надев верхнюю головку шатуна втулкой на ролики 2, повертывают эту головку вскруг развальцовки, постепенно затягивая гайку 4. Конус 3 раздвигает ролики 2, а последние в свою очередь развальцовывают втулку до требуемого размера. Благодаря простоте и наделшости действия развальцовка может быть применена для обработки различных стверстий.резецналррблягощие сегме///пь/6/771/J7M1регулирующаяся развер/янаРис. 5. Регулирующаяся развертка струмент ставят плоскостью на среднюю полку тавра шатуна, а конец его с просечкой 2 устанавливают в верхней головке шатуна, ПРОТИВ отверстия 3, закрытого бронзовой втулкой 1. Отверстие для смазки поршневого пальца просекают легким ударом молотка по плоскости 4. Этот способ, как показала практика, гарантирует в дальнейшем втулку 1 от провертывания, так как при просечке края отверстия втулки заходят в отверстие головки шатуна. Кроме того при пользовании этим инструментом сокращается время, затрачиваемое на эту операцию, и сохраняются дефицитные сверла. Для подгонки бронзовой втулки верхней головки шатуна к поршневому пальцу обычно прибегают к пришабриванию. Но эта работа затруднительна, так как диаметр втулки мал. Поэтому за границей ив нашей авторемонтной практике нашли широкое применение инструменты, показанные на рис. 5 и 6. Инструмент, изображенный на рис. 5. представляет собой регулирующуюся развертку,~--|.л —гУУIРис. 7. Инструмент для прорезки смазочных канавок16