13
14
Распылитель МКЗИнж. Ю. СТЕБНИЦКИЙ Московский карбюраторный завод в 19351936 гг. провел экспериментальные и исследовательские работы в области повышения экономичности двигателя. Результаты этих.работ, а таклсе испытания новейших заграничных моделей карбюраторов показали, что мерное распределение ее по цилиндрам, как показали испытания, повышают экономичность автомобиля при работе на прикрытых дросселях, т. е. почти на всем рабочем диапазоне автомобиля. •Ниже мы приводим результаты сравнительных лабораторных и дорожных испытаний распылителя. Лабораторные испытания проводились на электродинамометре «Длсенерал Электрик» на одном и том же двигателе и карбюраторе без изменения регулировки. HVMCHO было проверить влияние распылителя на мощность двигателя, работающего на полном дросселе, так как можно было предполагать, что установка распылителя вызовет снижение мощности, во-вторых, испытания должны были выявить влияние распылителя на расход топлива при работе с прикрытым дросселем. Для проверки первого фактора были засняты внешние характеристики двигателя. Как видно из диаграммы (рис. 4), падение мощности действительно наблюдалось, но оно было весьма незначительное (менее 3%), что практически не отражается на динамике автомобиля. Однако при этом удельный расход топлива не увеличивается, а остается без изменения, повидимому, за счет равномерности состава смеси и лучшего испарения топлива. Для проверки влияния распылителя при работе с прикрытым дросселем были засняты характеристшси при переменном дросселе и постоянной нагрузке тормоза, устанавливаемой на полном дросселе при 2 000 об/мин. Нагрузка оставалась неизменной как при испытании с распылителем, так и без него. Этот метод испытания соответствует работе двигателя при езде автомобиля с разными скоростями.Ч£Рис. 1. Внешний вид распылителя МКЗдальнейшее повышение экономичности оез снижения мощности двигателя может быть достигнуто, в основном, за счет улучшения равномерности распределения смеси по цилиндрам. Это было учтено при разработке новой конструкции карбюратора МКЗ-6, описанного в № 6 журнала «За рулем» за 1937 г. Во время экспериментальных работ было испытано одно очень простое приспособление для понижения удельного расхода топлива (на 1 л. с. в час), обеспечивающее хорошее испарение и. перемешивание смеси и более равномерное распределение ее по цилиндрам двигателя. Это приспособление (рис. 1), названное не совсем точно распылителем, состоит из одной штампованной детали, представляющей усеченный открытый конус с отверстиями на боковой поверхности. Приспособление снабнсеко ^ЦEErJzr фланцем для крепления его между карбюрато\ ром и коллектором. 1 , Как показали опыты, смесь иа прикрытых дросселях поступает в • левые и правые (по /' отношению к карбюратору) цилиндры нерав!/// \\ номерно (рис. 2). При наличии распылителя ш^* смесь, проходящая в щели около дроссельной Л заслонки, поступает затем в суживающийся конус, где скорость потока увеличивается. В результате смесь энергично перемешивается, не испарившиеся частицы топлива испаряются и выпрямленный и хорошо перемешанный поток смеси равномерно поступает в цилиндры двигателя (рис. 3). 11 Повышению качества состава смеси помогают таклсе отверстия на стенках конуса, через которые смесь «сдувается» струей воздуха и дополнительно испаряется жидкая пленка топлива, еще не испарившегося в карРис. 2. Схема направления смеси на прикрыбюраторе. тых дросселях: 1 — всасывающий коллектор? Улучшение испарения топлива распылителем, хорошее перемешивание смеси и равно2 — прокладка; 3 — карбюратор1 ди:11У1© Испытание на экономичность проводилось путем замера расхода топлива на -постоянных скоростях. При установке распылителя расход топлива уменьшается. Разница в расходе доходит до 6 —10% (рис. 5). Конечно, в условиях эксплоатации экономия молсет оказаться меньшей или большой, так^ H8/W0XMбез распылителяс распылителем1Рис. 3. Схема действия распылителя: 1—всасывающий коллектор; 2 — прокладки; 3 — карбюратор; 4 — распылитель Из сравнения дроссельных характеристик выяснилось, что при неизменной регулировке Еарбюратора удельный расход топлива при применении распылителя меньше почти на всем рабочем диапазоне. В среднем удельный расход получается меньше на 5 — 6%. Кроме того двигатель с распылителем работает значительно, устойчивее и лучше держит обороты, особенно при переходе от действия основных жиклеров к действию экономжиклера и холостого хода (где при максимально экономичной регулировке наблюдается некоторая неустойчивость работы двигателя). Другими словами, распылитель позволяет работать на более экономичной регулировке за счет улучшенного распределения смеси. На основании этого можно предполагать, нто в дорожных условиях экономия будет несколько выше, что и подтвердилось на практике. Дорожные испытания проводились на одном автомобиле с одним и тем же карбюратором (без изменения регулировки) и на одном и том же участке шоссе.#еi1скорость ездыгол А зо 1 40. 1нм/ vacавтомобиля-км/часsoРис. 5. Расход бензина при езде на различных скоростях как на расход топлива будет влиять степень изношенности двигателя и автомобиля в целом, правильность регулировки зажигания, затяжка тормозов, качество дороги и т. п. Но в среднем можно олсидать экономии не менее 5—6%, особенно в городских условиях, где приходится ездить большей частью с прикрытым дросселем. Испытание на максимальную скорость показало, что незначительное снижение мощности, получаемое при установке распылителя, практически не влияет на динамику автомобиля. Максимальная скорость с распылителем равнялась 67,2 км/час, без него—65,7 км/час. Автомобиль с распылителем показал несколько большую максимальную скорость, поовидимому, за счет улучшения приемистости. Испытание на минимально устойчивую скорость показало, что благодаря равномерному распределению смеси по цилиндрам двигатель с распылителем может работать устойчиво на более низких оборотах. Минимальная устойчивая скорость с распылителем — 5,8 км/час, без него — 6,2 км/час. Улучшение испарения и перемешивания смеси позволяет также предположить, что установка распылителя должна благоприятно сказаться при работе на тяжелом бензине и спиртовых смесях. Распылитель испытывался только на автомобиле ЗИС-5, но хороших результатов от его применения следует ожидать и на ДРУГИХ машинах с подобным расположением карбюратора. В частности такой распылитель (соответствующего, конечно, размера) молсет быть применен на автомобилях ГАЗ, М-1 и др. Установка его не требует изменения регулировки; он чрезвычайно прост в монтаже, дешев и поэтому его молено рекомендовать автохозяйствам. В настоящее время Московский карбюраторный завод подготовил все штампы и приспособления для массового выпуска распылителей к автомобилям ЗИС-5.Iоез распыли, 77& Я/4 ь«а!*П7^-п•1\ \1 11 \ соасяшшеяемЛ•*»Й!£!£J_!|1/без распылителя5 1К ^L1 1 сраш/лителем!__-^too soo goo teoo гооо ...... п тс/го оборотов двигателя в минутуРис. 4. Мощность двигателя и расход бензина на 1 л. с. в час с распылителем и без него