Рис. 2. Установка подшипника нолеса непосредственно на полуосиная», «полуразгруженная» п «разгрулсенная». Эта система — неполная и появилась у нас в первые годы развития автомобилизма. Ниже мы даем международную систему классификации. В ней «нагруженной» называется такая полуось, которая, передавая крутящее "усилие от диференциала к ведущему колесу, в то же время изгибается с обоих концов под влиянием имеющихся там нагрузок (автомобили Форд, мод. Т). Если с одного конца такой полуоси изгибающая нагрузка будет снята, то полуось получает название «полуразгруженной» (легковые автомобили ЗИС). «Три четверти разгрулсенной» называется такая полуось, у которой один конец совершенно разгружен от изгибающих усилий, как ив предыдущем случае, а со второго конца также снята часть нагрузки, вызывающей изгиб полуоси (автомобили ГАЗ-А и АА, М-1). И, наконец, если оба конца полуоси разгружены от изгибающих усилий и полуось передает только крутящее усилие от диференциала к ведущему колесу, то такая полуось называется «полностью разгрулсенной» (грузовые автомобили ЗИС и ЯГАЗ). Теперь разберем, какие же усилия действуют на полуось и как они воспринимаются ею. Полуось представляет собой вал, предназначенный для передачи крутящих усилий отдиференциала к ведущему колесу автомобиля. При передаче этого усилия полуось работает на скручивание. Кроме того, в зависимости от расположения подшипников, ведущего колеса и ведомой шестерни главной передачи, полуось молсет работать на изгиб под влиянием усилий, возникающих как со стороны ведущего колеса, так и со стороны шестерен главной передачи. На ведущее колесо автомобиля при его двилгении действуют следующие усилия (рис. 1): GK — реакция веса автомобиля, приходящегося на данное колесо; Т — сила тяги данного ведущего колеса. Максимальное значение T=GK Y, где Yкоэфициент сцепления колеса с дорогой; 5 — боковая сила, возникающая при повороте автомобиля или при его заносе. Макси-Рис. 3. Установка ступицы колеса на одном подшипникеРис. 4. Установка ступицы колеса на двух подшипниках6 Рис. 5. Усилия, действующие на опоры ведомой шестернимальное значение S = GK Yb где Y\ — коэфициент бокового сцепления колеса с дорогой; Мк — крутящее усилие, передаваемое полуосью от диференциала. Подшипник колеса может быть установлен непосредственно на полуоси (рис. 2). В этом случае все силы, со ступицы колеса будут передвигаться на полуось, а с полуоси на подшипник, что вызовет изгиб полуоси и продольное сжатие ее. Подшипник молсет быть установлен между картером заднего моста и ступицей колеса (рис. 3). В этом случае силы T,fiK иS будут передаваться на подшипник частично ступицей колеса, а частично будут восприниматься полуосью. Наконец между картером заднего моста и ступицей колеса могут быть установлены два подшипника (рис. 4). В этом случае силы Т, GK иS совершенно не будут передаваться на полуось. Противопололшый Конец полуоси может быть также нагружен усилиями, действующими в конической передаче. При переводеусилия с ведущей шестерни главной передачи на ведомую шестерню возникают: окружное усилие Р, радиальное усилие Rи осевое усилие Q (рис. 5). Под влиянием этих усилий на опорах возникают давления Аи Qi для опоры № 1 ии Рч Q.1 для опоры № 2. Кроме того эта же опора воспринимает и осевое давление /?. Если подшипник поставлен непосредственно на полуоси (рис. 5 и 6), то вышеуказанные усилия воспринимаются полуосью и передаются на подшипник. Если подшипник поставить между картером диференциала и картером заднего моста (рис. 7), то в этом случае усилия Р, Q иR будут передаваться непосредственно на картер диференциала, а с него прямо на подшипник, и полуоси будут от них разгружены. Таким образом существует четыре типа полуосей: 1. Нагруженная полуось. Передает крутящее усилие и воспринимает усилия, действующие как со стороны колеса, так и со стороны главной передачи (рис. 8)..Рис. 6. Установка подшипников ведомой шестерни непосредственно на полуосях7 Рис. 8. Схема нагруженной полуоси. А — п од ­ шипники колеса; Б — подшипники ведомой шестерни главной передачиРис. 9. Схема полуразгруженной (А иБ — то же, что и на рис. 8)полуосиРис. 7. Установка подшипников ведомой шестерни на картере диференциала Рис. 10. Схема три четверти разгруженной полуоси (А иБ — то же, что и на рис. 8)2. Полуразгруженная полуось. Передает крутящее усилие, разгружена от усилий, действующих в главной передаче, и нагрулсена только усилиями, действующими со стороны колеса (рис. 9). 3. Три четверти разгруженная полуось. Передает крутящее усилие, разгружена от усилий главной передачи и частично разгружена от усилий, действующих со стороны ведущего колеса (рис. 10). 4. Разгруженная полуось. Передает только крутящее усилие и разгружена от всех других усилий как со стороны колеса, так и со стороны главной передачи (рис. 11). Автомобили ГАЗ-А, ГАЗ-АА, ГАЗ-30, М-1 имеют «три четверти разгруженные» полуоси; легковой автомобиль ЗИС имеет «полуразгруженные» полуоси и грузовые автомобили ЗИС и ЯГАЗ имеют «полностью разгруженные» полуоси. При второй системе классификации полуосей, если учитывать нагрузку, действующую на полуось только со стороны колеса, получится три типа полуосей, так как системы крепления подшипника колеса (рис. 8 и 9) аналогичны. В этом случае полуось, изобра-Рис. 11. Схема разгруженной полуоси (А и Бто же, что и на рис. 8)женная на рис. 8 и 9, носит название «неразгрунсенной», на рис. 10 — «полуразгрулсенной» и на рис. 11 — «разгруженной». Более правильной, конечно, является первая система, рассматривающая нагрузку с обоих концов полуоси, принятая в автопромышленности всех стран и на наших автозаводах.8