К АКОЙ НАМ НУЖЕНи эксплуатации автомобиля в условиях широкого диапазона температур окружающей среды* (+35°, —40°) определяют требования к системе охлаждения двигателя. М ы считаем, что отечественный малолитражный автомобиль должен быть снабжен двигателем с принудительным воздушным охлаждением, не зависящим от скорости движения. Как известно, проходимость автомобиля определяется в основном дорожным просветом, базой, шириной колеи, весом, профилем шин и давлением в них, числом ведущих колес. Эти параметры будущего автомобиля должны быть подобраны так, чтобы он мог двигаться по проселочным дорогам, даже находящимся в неблагоприятном состоянии, а именно: дорожный просвет250—280 мм ; база — 1600—1800 мм ; колея — 1200—1250 мм ; шины — 5,60X13 или 6,00X12, бескамерные, с внутренним давлением 1,0—1,3 кг/см 2 , имеющие протектор «Универсал» или высокой проходимости; число ведущих колес — 2 и 4; углы въезда и съезда — не меньше 35°. Динамические качества автомобиля должны быть таковы, чтобы он, обладая хорошими тяговыми свойствами, мог брать быстрый разгон и развивал достаточную скорость (в пределах 70 — 75 км/час на асфальтированном шоссе). Поэтому четырехступенчатая коробка передач и колесный редуктор (для получения нужного дорожного просвета) кажутся нам обязательными. С нашей точки зрения, органы управления следует выполнить как можно более простыми. Нельзя допускать никакого излишества в приборах и арматуре, в противном случае увеличится цена автомобиля и усложнится уход за ним. Простое и только самое необходимое — вот чем обязан руководствоваться конструктор. Мы неоднократно задавали себе во' Прос, может ли один тип маленького автомобиля удовлетворить вкусы всех потребителей? Разумеется, нет. При разнообразии условий эксплуатации, которое имеет место в нашей стране, на первых лорах надо иметь, по крайней мере, два варианта малолитражного автомобиля со всеми унифицированными агрегатами. Первый вариант — четырехместный автомобиль с закрытым металлическим, а лучше пластмассовым кузовом. Потребителем его будет главным образом городское население. Второй вариант г-* также четырехместный автомобиль, но с грузопассажирским кузовом и полужестким верхом, хорошо приспособленный для перевозки груза весом 200—250 кг за счет легко убирающихся двух задних мест. Он предназначается для жителей сельской местности, строителей, рабочих шахт и рудников. Этот же вариант должен удовлетворять охотников и туристов, людей, занимающихся садоводством. Его можно также рекомендовать для перевозки почты и товаров в сельской местности. Мы стоим на той точке зрения, что производство второго варианта автомобиля должно быть начато в первую очередь, так как- потребность в нем осо-Инж. Ф. РЕППИХ ряд ли кто-либо может возражать В против необходимости выпуска наппптшей промышленностью малолитражных автомобилей, потребность в которых исключительно велика. Мы получаем много писем от людей самых разнообразных профессий из различных районов страны. И почти в каждом письмеценные практические советы и пожелания будущих владельцев маленьких автомобилей. Каким же они хотят видеть советский малолитражный автомобиль, какие основные требования предъявляют к его конструкции? В обобщенном виде эти требования сводятся к следующему. Малолитражный автомобиль должен быть четырехместным, с тем чтобы путем несложных переоборудований на нем можно было перевозить различный багаж весом 200—250 кг . Ему необходимо иметь повышенную проходимость: быть приспособленным к движению по дорогам без твердого покрытия в любое время года. Возможность безгаражного хранения, «неприхотливость» в работе — также обязательные его качества. Двигатель автомобиля должен легко запускаться при низких температурах и не бояться перегрева в случае эксплуатации на тяжелых дорогах в жаркое время года. И уж, конечно, все хотят, чтобы советская малолитражка была простой по устройству, долговечной и экономичной. Если обратиться к конструкциям европейских малолитражных автомобилей, то легко убедиться, что в основе их лежат несколько иные принципы. Стремясь максимально снизить вес автомобилей, зарубежные конструкторы приспосабливают их к эксплуатации лишь на хоро-ших дорогах ив местности с умеренным мягким климатом. Долговечность, проходимость, универсальность, возможность использования в суровых зимних условиях нередко отодвигаются на второй план. Стремление создать достаточно красивые внешние формы в сочетании с хорошей динамикой и малым весом автомобиля в последних европейских об-' разцах («Фиат-500», БМВ-600, «Изетта» и др.) приводит к различным, подчас весьма оригинальным, конструктивным решениям. Могут ли такие конструкции удовлетворить индивидуальных владельцев автомобилей в нашей стране? Нам кажется, нет. И вот по каким причинам. Если увеличение числа мест и приспособление к перевозке груза могут быть достигнуты путем переделки кузова, то изменение соотношения веса и рабочего объема двигателя, степени его форсировки, передаточных чисел, повышение надежности ходовой части и проходимости потребует коренных изменений в конструкции автомобиля. Мы не обязаны стремиться к уменьшению рабочего объема двигателя за счет его форсировки по оборотам или степени сжатия. По нашему мнению, массовому потребителю в СССР нужен автомобиль с рабочим объемом цилиндров двигателя порядка 750—800 смЗ; следует также иметь в виду, что получение больших литровых мощностей неизбежно влечет за собой снижение долговечности двигателя и, при эксплуатации автомобиля на проселочных дорогах, создаст определенные неудобства. Возможность безгаражного хранения10