верхнеклапанные оппозитные двигатели, первый с рабочим объемом 500 и вто3 рой — 650 см .' Особо необходимо остановиться на мопедах. За последние годы за рубежом они получили широкое распространение. Достаточно сказать, что в ФРГ в 1956 году их было выпущено свыше 600 тыс. штук, во Франции — около 900 тыс. штук. ЦКБ мотоциклостроения разработало конструкцию мопеда МП-60 (рис. 2). Как видно из приведенной фотографии, это малолитражный мотоцикл, имеющий педальный привод. На нем установлен 2-тактный двигатель с рабочим объемом 60 смз, мощностью до 1,5 л. с. при 4500 об/мин. Сухой вес такого мотовелосипеда — 45 кг. Максимальная скорость — 50 км/час. Расход топлива — 1,5 л/100 км. Сейчас изготавливаются опытные образцы этого нового вида транспорта. В настоящее время один из Ленинградских заводов выпускает двигатели Д-4, которые можно устанавливать на серийный дорожный велосипед. Однако опыт эксплуатации дорожных велосипедов с двигателями Д-4 показывает, что во многих случаях прочность велосипеда не является достаточной, а жесткая передняя вилка быстро утомляет ездока. Конструкторами Львовского велозавода совместно с конструкторами ЦКТБ велостроения (г. Харьков) и с участием ЦКБ по мотоциклостроению разработана специальная конструкция велосипеда для использования с двигателем Д-4 (рис. 3]. Как видно из фотографии, этот велосипед имеет усиленную раму, обычные велосипедные колеса, переднюю вилку с амортизацией. Здесь мы сказали только о работе конструкторов по дорожным мотоциклам. Одновременно многие наши заводы работают над модификацией дорожных мотоциклов для различных спортивных соревнований, а конструкторы ЦКБ мотоциклостроения — над созданием новых и совершенствованием ранее разработанных конструкций специальных гоночных мотоциклов. В. КОВАЛЕНКО, главный специалист Госплана СССР по мотоциклам. 1 Работам конструкторов Ирбитского завода в одном из ближайших номеров журнала будет посвящена специальная статья. (Ред.).АВ СТРИЙСКИЙ МИКРОЛИТРАЖНЫЙ АВТОМОБИЛЬ "ШТЕЙР-ПУХ" 500D Австрии после более чем двадцати" летнего перерыва вновь начато производство легковых автомобилей, а именно —. микролитражных «Штейрпух» 500 по лицензии итальянской фирмы «Фиат». Лицензия эта касается, впрочем, только кузова, комплектной передней оси и рулевого управления автомобиля. Двигатель и шасси его изготовляются на австрийском заводе в Граце. Двухцилиндровый четырехтактный двигатель с противонаправленными поршнями (типа «боксер») и воздушным принудительным охлаждением установлен на резиновых подушках в задней части автомобиля. Он имеет осевую воздуходувку, полусферические камеры сгорания, масляный радиатор, фильтры для тонкой очистки масла и воздуха, а также гаситель шумов всасывания; рабочий объем цилиндров равен 493 см, степень сжатия — 6 , 6 : 2 . Коленчатый вал вращается в свинцовисто-бронзовых подшипниках, стальные клапаны имеют хромированные трущиеся поверхности, головка цилиндров выполнена из легкометаллического сплава. При 4600 об/мин двигатель развивает устойчивую максимальную мощность 16 л. с.Автомобиль «Штейр-пух» 500. В отличие от большинства других конструкций микролитражных автомобилей, в которых надежность и комфортабельность, как правило, тем меньше, чем меньше литраж двигателя, австрийские инженеры стремились добиться в «Штейр-пухе» удобства и комфорта, свойственных автомобилям более высоких, классов. Это видно уже из приведенных выше сведений о двигателе, коробке передач и подвеске. Об этом свидетельствует также наличие в машине подогрева свежего воздуха (с подводом его такжеи для обдува ветрового стекла), рычага переключения передач на рулевой колонке, объединение в одном блоке замка зажигания и включения стартера (одним и тем же ключом, который для включения стартера отжимается вниз), а также оформление щитка приборов и внутреннего салона кузова. Обращает на себя внимание высокий межремонтный пробег автомобиля — 100 000 км . Автомобиль имеет выдвижную крышу, что создает ощущение известной просторности в маленьком кузове. Габаритные размеры автомобиля: длина 2965 мм, ширина 1320 мм, высота 1280 мм. База автомобиля 1840 мм, колея передних колес 1120 мм, колея задних нолес 1135. Размер шин 5,00—12. Сухой вес автомобиля «Штейр-пух» 500 равен 460 кг. При этом допустимая нагрузка его превышает 300 кг (четыре пассажира или два пассажира и 150 кг багажа). Багажник очень невелик — он размещен в передней части автомобиля, под капотом. Автомобиль развивает максимальную снорость 100 км/час, способен преодолевать подъемы до 30% и расходует 4,5 литра топлива на 100 км пробега. В настоящее время завод в Граце выпускает 15 — 20 автомобилей «Штейрпух» 500 в день. На 1958 год запланирован, однако, выпуск 15 000 таких автомобилей.Двигатель «Штейр-пух» 500. Крутящий момент от двигателя (максимальный крутящий момент равен 3,2 кгм при 2800 об/мин) передается на четырехступенчатую иоробиу передач, в которой вторая, третья и четвертая передачи синхронизированы, что является новинкой в микролитражных автомобилях. К аки во многих машинах такого типа, двигатель, коробка и дифференциал выполнены в одном блоне. Независимая подвеска колес осуществляется с помощью качающихся рычагов и рессор, а также усилена гидравлическими амортизаторами двойного действия.т^****^0*^?Щ**1МАЛОЛИТРАЖНЫЙКРИЗИС В ЗАПАДНОГЕРМАНСКОЙ МОТОЦИКЛЕТНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПРОДОЛЖАЕТСЯ В № 11 нашего журнала за 1957 год сообщалось о тяжелом положении в западногерманской мотоциклетной промышленности и, в частности, о прекращении производства мотоциклов известной фирмой «Адлер». Новые сообщения свидетельствуют о том, что кризис сбыта охватывает все большее количество фирм и предприятий. Так, прекращен выпуск мотоциклов «Триумф», приостановила производство фирма «Арди»; крупная мотоциклетная фирма «Цюндапп» перешла на производство другой продукции, а фирма «Геккер» объявила о продаже с молотка своих закрытых несколько месяцев назад предприятий. Чтобы избежать подобной же участи, владельцы нюрнбергского мотоциклетного завода «Марс-Верке» объявили о поисках «.компаньонов на выгодных условиях». На Международной автомобильной выставке во Франкфурте-на-Майне (ФРГ) демонстрировался новый автомобиль ДКВ с двухтактным двухцилиндровым короткоходным двигателем. рабочий объем которого равен 660 смз (ход' поршня 73 мм, диаметр цилиндров 76 мм). Двигатель, имеющий степень сжатия 7,25 : 1 , развивает мощность 30 л. с. при 4200 об/мин. Он расходует 7,5 литра бензина на 100 км. Передача крутящего момента от двигателя (макс. 5,8 кгм) осуществляется через сухое однодисковое сцепление. четырехступенчатую коробку передач (имеющую синхронизаторы) и главную передачу на передние колеса. Независимая подвеска передних и задних колес с помощью рычагов, скручивающихся стержней (торсионов) и гидравлических амортизаторов двойного действия, гидравлический привод тормозов и реечное рулевое управление — х арактерные черты конструкции нового автомобиля.АВТОМОБИЛЬДКВМашина весит 610 кг и имеет радиус поворота 5 м. Ее габаритные размеры: длина—3950 мм, ширина 1580 мм, высот а " — 1330 мм. Б аза — 2155 мм, колея передних колес — 1180 мм, задних колес — 1200 мм. Топливный бак вмещает 32 литра бензина (т. е. з апас хода — более 400 км). Максимальная скорость автомобиля — до 110 км/час.17